Гражданско-правовая защита деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:58, реферат

Описание

В настоящее время, по-моему, это один из самых существенных и актуальных вопросов Российской Федерации. Если мы стремимся догнать западные развитые страны, то в первую очередь мы должны обеспечить надежную и эффективную правовую базу, по возможности устранить противоречия в ней и гарантировать ее обеспечение государством. Таким образом, государство, реально обеспечивая права может вернуть доверие и поддержку населения, а это положительно скажется в целом на всем экономическом и социальном развитии страны.

Другими словами, если следовать примеру других государств, то в первую очередь необходимо гарантировать основные жизненно важные права, ведь развитые страны известны именно своей правовой и социальной защитой.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1. Деловая репутация организации 4
2. Особенности деловой репутации 5
3. Защита деловой репутации 9
4. Организации и СМИ: проблемы защиты деловой репутации 11

Заключение 15
Список используемой литературы 16
Приложение 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат право.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Кафедра «Теория и история  государства и  права»  
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на  тему: 

«Гражданско-правовая защита деловой репутации» 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы ФМ 2-5

Кротенко  Е.В. 

Научный руководитель:

Доц. Терениченко А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Содержание

 

Введение

     В современных условиях защита прав человека, общечеловеческие ценности, ориентация на личность становятся все более  актуальными. Развитие и становление  общества невозможно без должного обеспечения  прав, свобод и законных интересов человека. Одними из основополагающих прав человека являются права на честь, достоинство и деловую репутацию.

     Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих. Однако защита неимущественных гражданских прав осложняется еще несовершенством российской правовой системой, ее противоречивостью, недоработанностью, принимаемые законы неэффективны и, более того, часто не обеспечиваются государством. В то же время, нельзя не заметить возросшего в последнее время интереса к проблемам неэффективности законодательства, и это позволяет выразить надежду на то, что будут приняты необходимые меры по совершенству и доработке необходимых правовых норм, рассмотрению устаревших законов и подзаконных актов.

     Хотя  во многих странах  с довольно развитой, почти образцовой правовой системой неизбежно возникают такие же проблемы с оценкой и компенсацией морального ущерба, защитой чести, достоинства  и деловой репутации, в Российской Федерации эта проблема стоит гораздо острее. Наша правовая система только начинает развиваться. Долгое время ей уделялось небольшое внимание, появлялись многочисленные нарушения и искаженные толкования правовых норм. Это привело к подрыву доверия населения к судебной и законодательной властям.

     В настоящее время, по-моему, это один из самых существенных и актуальных вопросов Российской Федерации. Если мы стремимся догнать западные развитые страны, то в первую очередь мы должны обеспечить надежную и эффективную  правовую базу, по возможности устранить противоречия в ней и гарантировать ее обеспечение государством. Таким образом, государство, реально обеспечивая права может вернуть доверие и поддержку населения, а это положительно скажется в целом на всем экономическом и социальном развитии страны.

     Другими словами, если следовать примеру других государств, то в первую очередь необходимо гарантировать основные жизненно важные права, ведь развитые страны известны именно своей правовой и социальной защитой.

 

 1. Деловая репутация организации

     Вопрос  о чести, достоинстве и деловой  репутации - это прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Ст. 150 ГК РФ устанавливает право  на честь, достоинство и деловую  репутацию, это право относится  к гражданским неимущественным правам. «Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна,…иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину о рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом1».

     Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а  в силу закона - право на фирму, товарный знак и т.д.

     Формирование  положительной репутации является необходимым условием достижения продолжительного и устойчивого развития компании. Деловая репутация способствует (или препятствует) упрочнению позиций организации, так как обеспечивает приобретение дополнительных конкурентных преимуществ на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг и т.п. При этом высокая репутация не только облегчает доступ компании к различным ресурсам, но и обеспечивает надежную защиту интересов компании во внешней среде, влияет на обоснованность принятия решений в области управления.  

     Единого общепринятого содержания категории  «деловая репутация» не существует. В соответствии с большим юридическим словарем деловая репутация – одно из нематериальных благ, представляет собой «оценку профессиональных качеств конкретного лица. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в т.ч. занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и др.2».

     На практике используются количественные и качественные методы оценки этих показателей, характеризующиеся разным подходом к толкованию данного понятия. В случаях, «когда не предполагается точная оценка деловой репутации (а их большинство), используются методы качественного подхода. Это следует из того, что репутация — образ компании, который не поддается количественной оценке и можно только говорить о его изменении в ту или иную сторону (улучшения или ухудшения). В этом случае можно использовать рейтинговую шкалу изменений деловой репутации в фиксированной заранее градации оценок3».

     Составляющие  деловой репутации вызывают различные  реакции во внешней среде. Это  обусловлено тем, что разными  контактными группами рассматриваются различные факторы, влияющие на репутацию. Так, для партнеров в качестве оценки деловой репутации могут выступать добросовестность компании в выполнении условий контрактов и соблюдении этических норм бизнеса, деловая активность компании и др. С точки зрения потребителей информативным критерием оценки репутации является качество выпускаемой продукции, ее цена, доступность и ценовая стратегия компании. Для кредиторов и инвесторов деловая репутация компании заключена в ее кредитной истории, возможности обеспечения требуемой нормы доходности вложенных средств и т.д. То есть репутация компании представляет различную ценность для различных  контактных групп.

     Другую  сторону деловой репутации составляют количественные методы оценки, основанные на положениях и показателях бухгалтерского учета. В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» деловая репутация – это разница между ценой предприятия как покупаемого имущественного комплекса в целом, и стоимостью его чистых активов по бухгалтерскому балансу на дату совершения сделки.

     Тогда положительную деловую репутацию следует рассматривать «как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, представляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия свободных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.п.4».

     В соответствии с МФСО (международными стандартами финансовой отчетности) деловая репутация – это превышение стоимости покупки активов над их справедливой стоимостью в день проведения сделки. При этом справедливой рыночной стоимостью является цена, по которой компания, ее активы или акции могут быть проданы по добровольному соглашению между покупателем и продавцом не в срочном порядке.

2. Особенности деловой репутации

     Таким образом, можно установить особенности  деловой репутации, отличающие ее от понятий чести и достоинства. Деловая репутация выражает не равенство субъектов права, а, наоборот, подчеркивает их различия. Равной деловой репутации (в отличие от прав на репутацию, которые равны для всех) быть не может; равная для всех деловая репутация не является каким-либо благом. Закон защищает деловую репутацию именно как способ различия одного лица от другого.

     В отличие от оценки степени физических и нравственных страданий, которая  присуща определению компенсации  морального вреда (в этом случае речь идет об «утешении за причиненное зло…5»), при оценке вреда, нанесенного репутации, суд не может ни исходить из логики «утешения», ни учитывать состояние чувств истца за отсутствием у него этих чувств. И именно поэтому суд не может оценивать вред, не приводя обоснований, как это присуще оценке морального вреда, когда суд опирается на свое понимание переживаний и страданий другого человека.

     Страдания нужно представить, вообразить. Деловую  репутацию (или ее умаление) нельзя вообразить или представить. Ее можно  только обосновать. Этим деловая репутация отличается от морального вреда и это заставляет признать, что необходимо ее доказывание и что суд обязан обосновать конкретными доказательствами свое суждение об умалении деловой репутации. Соответственно ответчик должен иметь право оспорить те обстоятельства умаления деловой репутации, которые приведены истцом и которые предлагаются суду в качестве доказательств.

     Как уже говорилось, компенсация репутационного вреда в отличие от морального вреда не может быть средством  утешения, выражением почтения или сочувствия к перенесенным страданиям. Назначение компенсации – исключительно акт восстановления деловой репутации.

     Если  при восстановлении своей репутации  потерпевший понес расходы, именно они могут быть взысканы, но как  убытки, а не как компенсация нематериального вреда. При этом гражданско-правовая ответственность не может применяться для наказания, так как гражданские санкции являются не карательными, а восстановительными. Средствами ГК РФ нельзя кого-либо наказать, а значит неспособность истца точно объяснить на какие цели ему нужны требуемые для восстановления репутации деньги в сущности означают признание истцом необоснованности своего иска.

     Следует отметить, что, если моральный вред в принципе невосстановим, то следствия  правонарушений в отношении юридического лица всегда устранимы, а нарушенные права всегда восстановимы.

     Оценка  доказательств поставлена в границы  тех возможных расходов, которые  необходимы для восстановления нарушенного  права. Таким образом, суд не может  установить размер компенсации репутационного вреда, ссылаясь на посторонние факторы (например, солидность и важность потерпевшей компании, дерзость СМИ или другого ответчика). За причинение вреда организации можно взыскать только убытки.

     Это, в принципе, и означает обеспечение права на восстановление деловой репутации. Ведь если бы суд руководствовался не оценкой расходов, которые понесла организация при восстановлении деловой репутации, а размером фирмы, ее значением в общественной жизни (например, если это крупное медицинское учреждение или школа), то это означало бы необъективность оценки ущерба, нанесенного деловой репутации. Тогда данное медучреждение или школа могли бы совсем уклониться от выплаты ущерба нанесенного другой компании или, если ущерб нанесен им, то потребовать суммы, намного превышающей реальный ущерб. В то время как, согласно основным принципам Гражданского Права, физическое или юридическое лицо должно в полной мере нести ответственность за причиненный ущерб чужому имуществу, чести, достоинству, деловой репутации и т.п.

     Таким образом, ссылка суда на другие факторы, кроме действительного размера  понесенных убытков, не может считаться  оправданной, а расчеты должны подтверждаться реальными доказанными расходами, зафиксированными в какой-либо правовой форме. Это, по-моему является главным условием в оценке деловой репутации компании: приговор суда должен быть прозрачным и проверяемым, что и обеспечивает всеобщее равное право на защиту деловой репутации, так как изначально все субъекты права равны.

     Однако в российской практике подобные расходы и указанные убытки часто в должной степени не проверяются. Поэтому как пострадавшие, так и ответчики часто вынуждены прибегать к апелляциям, чтобы добиться пересмотра дела. В любом случае, российское право, призванное обеспечить защиту и реализацию основных гражданских прав, часто оказывается неэффективным и противоречивым, в нем еще много недоработанных моментов, требующих пересмотра и корректировки, особенно в сфере, где возникает необходимость оценки и компенсации ущерба, нанесенного деловой репутации, чести или достоинству физического или юридического лица.

     Характерными  примерами нарушений нематериальных благ юридических лиц на сегодняшний  день могут служить факты распространения  сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц; незаконное использование товарного знака (торговой марки); раскрытие служебной или коммерческой тайны.

Информация о работе Гражданско-правовая защита деловой репутации