Государственная аграрная политика в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание

Вклад сельского хозяйства в экономический рост может быть оценен по трем направлениям1:
по участию аграрного сектора в создании валового внутреннего продукта;
по доле товарной продукции и участию в товарообороте;
по факториальному вкладу сельского хозяйства в экономический рост.

Содержание

§1. Государственная аграрная политика в Российской Федерации 3
§2. Правовое положение сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов 12
Задачи 19
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Аграрное право Вариант 2.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

    План: 

 

    §1. Государственная аграрная политика в Российской Федерации

    Вклад сельского хозяйства в экономический  рост может быть оценен по трем направлениям1:

    1. по участию аграрного сектора в создании валового внутреннего продукта;
    2. по доле товарной продукции и участию в товарообороте;
    3. по факториальному вкладу сельского хозяйства в экономический рост.

    Участие сельского хозяйства в создании валового внутреннего продукта можно  оценить по ряду показателей:

    1. абсолютному объему произведенной продукции и изменению её структуры;
    2. объемам производства агропродуктов в расчете на одного жителя или на одного занятого в сельхозпроизводстве.

    При этом просматриваются следующие  зависимости:

    1. чем больше доля агропроизводства в валовом внутреннем продукте, тем выше степень участия аграрного сектора в экономическом росте;
    2. чем выше темпы роста агропродукции по сравнению с темпами роста производства в других отраслях экономики, тем больше вклад сельского хозяйства в экономический рост.

    Вклад аграрного сектора в экономический  рост по участию в рынке связан с его двоякой ролью. Во-первых, как поставщика продукции на внутренний и внешний рынки, а во-вторых, как потребителя ресурсов, произведенных в других отраслях экономики. Интенсификация обусловливает быстрый рост потребления в сельском хозяйстве продукции отраслей промышленности, что влияет на темпы роста отечественной индустрии.

    Отличие сельского хозяйства как отрасли  материального производства от других отраслей проявляется, прежде всего, в  том, что здесь в качестве главного средства производства выступает земля.

    Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, с одной  стороны, обусловливают своеобразие  технологического процесса в земледелии, с другой - являются естественными  предпосылками определенных экономических  отношений.

    Сельское  хозяйство различных стран характеризуется  неодинаковым уровнем развития производительных сил, различным плодородием земель, различными формами собственности  и типами сельскохозяйственных предприятий, различной эффективностью производства.

    Аграрные отношения как составная часть всей системы экономических и социальных отношений представляют собой отношения между людьми, занятыми в аграрной сфере по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Основное ядро социально-экономи-ческой структуры аграрных отношений образует система землевладения и землепользования, точнее - отношения собственности на землю.

    В мире существует сложное переплетение форм собственности. Наиболее типичными  формами собственности являются частная и государственная. Частная собственность на землю имеет многочисленные формы проявления, начиная от собственности крестьян и фермеров, кончая собственностью крупных землевладельцев и помещиков.

    Характер  государственной собственности  также неодинаков. Формы земельной собственности определяют различные типы сельскохозяйственных предприятий, которые различаются как по форме собственности, так и по форме организации и размерам. Среди них можно выделить акционерные общества, плантаторские хозяйства, крестьянские и фермерские хозяйства, кооперативы, совхозы, колхозы, личные подсобные хозяйства.

    Спецификой  сельского хозяйства является и  то, что размеры сельскохозяйственных предприятий характеризуются не размерами земельной площади  и численностью скота, а выходом продукции на единицу площади. Небольшие по земельной площади, но высоко интенсивные хозяйства по размерам дохода относятся к крупным хозяйствам. Следовательно, по размерам земельной площади можно судить о размерах хозяйств лишь относительно и тем менее точно, чем выше процесс интенсификации.

    Аграрные  отношения выражают собой всю  совокупность производственных, социальных, культурно-нравственных отношений  между людьми, базируются на системе  их естественных интересов, на общечеловеческих ценностях и гражданских правах труженика-земледельца.

    Аграрные  отношения обусловлены наличием в структуре производительных сил  их особого типа, связанного с непосредственным использованием и воспроизводством ресурсов и сил живой природы  и земли в качестве предметов, средств и орудий труда. Они развиваются в соответствии с естественными законами природы и умением их использовать. Последнее предполагает наличие прямой производственной связи работников с землёй, осуществляемой в тех формах и теми способами, которые оказываются более эффективными с точки зрения использования земли, производства продукции и обеспечения ею народного хозяйства и населения, улучшения условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения самих работников земледелия и сельских жителей в целом2.

    В современной экономической литературе в качестве фундаментальных основ аграрных отношений рассматриваются две:

    крестьянин  как субъект аграрных отношений;

    право собственности на землю и на другие средства производства.

    У крестьянина как у всякого  производителя человеческий интерес (иметь выгоду от своего труда) как начало всей системы аграрных отношений тесно связан со второй их основой - правом собственности крестьянина на средства производства, прежде всего землю.

    Важно вычленить аграрные отношения в  узком и широком значении: первое ограничено только сельским хозяйством, второе распространяется на всю систему экономических отношений, складывающихся в обществе по поводу присвоения и использования земли и других средств сельскохозяйственного производства в агропромышленном комплексе (АПК). АПК включает три сферы:

    производство  средств производства для сельского  хозяйства;

    собственно  сельское хозяйство;

    переработка и реализация готовой продукции.

    Другими словами, аграрные отношения, понимаемые в их широком значении, приобретают черты агропромышленных отношений. Аграрные отношения охватывают весь процесс расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в его взаимосвязях с другими сферами АПК.

    Субъектами  аграрно-экономических отношений  выступают:

    сельские  товаропроизводители (независимо от формы собственности, на базе которой они функционируют);

    работники, занятые на предприятиях производственной и социальной инфраструктуры села;

    работники отраслей, выпускающих средства сельскохозяйственного  производства, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию.

    Можно выделить следующие закономерности развития производительных сил в  сельском хозяйстве и формы аграрных отношений в современных условиях.

    1. Превращение сельского хозяйства  в отрасль индустриальной экономики. Это относится, прежде всего, к странам с развитой рыночной экономикой, где осуществлена комплексная механизация, а где возможно - автоматизация производства. В результате создано высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство при резком сокращении численности занятых в этой отрасли. Процесс индустриализации осуществлен в основном в крупных хозяйствах, мелкие крестьянские хозяйства не в состоянии использовать все достижения науки и техники. Роль высокомеханизированных семейных ферм идеализировать не следует.

    Крупные хозяйства имеют ряд преимуществ  перед мелкими, как в применении техники, затратах труда и средств, так и в эффективности. В качестве примера можно привести эффективность  производства на автоматизированной птицефабрике и мелкой птицеферме при одной и той же форме собственности, одинаковой инициативе и ответственности. Но преимущества крупного производства нельзя абсолютизировать даже в промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве. В данном случае речь идёт об оптимальных размерах крупных предприятий, позволяющих наиболее эффективно использовать землю и технику.

    2. Закономерностью экономики промышленно  развитых стран является сращивание  промышленных, торговых, банковских  и других компаний с земельной  собственностью. Сельское хозяйство всё более теряет своё самостоятельное значение. Какие же формы приобретает этот процесс сращивания?

    Прежде  всего, финансовые олигархи сами становятся собственниками земельных угодий, а  их прежние владельцы приобретают  акции и другие ценные бумаги каких-нибудь промышленных или банковских компаний. Финансовые воротилы прекрасно понимают, что в условиях быстро меняющейся хозяйственной конъюнктуры неизменную ценность представляет только земля. Поэтому, как только появляется шанс вложить свои капиталы в приобретение земельного имущества, финансовые магнаты никогда не упускают такой возможности. В результате возникает своеобразный альянс, который включает в себя представителей финансовой олигархии и представителей землевладельцев3.

    И, наконец, третий вид трансформации, который по существу означает уничтожение прежнего класса землевладельцев, - это процесс их разорения и прямая скупка земель крупными промышленными компаниями. В последние годы этот процесс приобрёл значительные масштабы. Следует отметить, что всякое землевладение не располагает достаточно большими возможностями для того, чтобы гибко маневрировать какими-то финансовыми средствами.

    Агропромышленная  интеграция - это процесс воздействия  технического прогресса на развитие сельского хозяйства, выражающийся в форме организационно-технологической интеграции промышленного производства с сельскохозяйственным.

    Какова  роль мелких товаропроизводителей в  системе АПК? Они превращаются, по сути, в поставщиков полуфабрикатов. Крестьяне и фермеры не только экономически зависимы от интегрированных в комплекс монополий, но и технологически включены в систему производственного процесса под контролем последних.

    3. В развивающихся странах сельское  хозяйство остаётся одной из  отсталых отраслей, базирующихся  в основном на ручном труде и примитивной технике, что не даёт возможности решить продовольственную проблему. В большинстве этих стран много плодородных земель, благоприятные климатические условия, значительные ресурсы рабочей силы. Вроде бы есть всё, необходимое и достаточное для процветания сельского хозяйства. Между тем оно не обеспечивает большую часть населения необходимым минимальным объёмом продовольствия. В то же время развивающиеся страны производят для реализации на мировом рынке сельскохозяйственную продукцию и продают её по относительно низким ценам, продовольствие же и технику покупают по высоким ценам.

    4. В России аграрные отношения  базировались, в основном, на государственной  форме собственности на землю.  В результате аграрной реформы  1990-х годов возникла и распространяется частная собственность на землю. Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Реформирование аграрной сферы привело к усилению диспаритета цен, к росту убыточности сельскохозяйственного производства. Если накануне реформирования убыточных сельских хозяйств было 20–25%, то сейчас их число увеличилось до 75–85% от их общего количества. Большинство колхозов и совхозов были реорганизованы в акционерные общества (АО). Эта организационная форма, искусственно перенесенная из промышленности, не оправдала себя. Ошибочным оказалось также представление, что фермерство может стать преобладающей формой хозяйствования.

    Государственное воздействие на спрос может осуществляться не только через доходы потребителей. Государство в состоянии проводить  соответствующую политику бюджетного субсидирования и регулирования  розничных цен на продовольствие. Совокупный спрос на аграрную продукцию способен существенно возрасти, если государство будет придерживаться линии бюджетного субсидирования продовольствия для социально незащищенных слоев населения, у которых спрос на продукты питания эластичен по цене и по доходу. Эта политика может включать в себя такие меры, как выдача талонов на продукты питания с пониженными ценами или даже бесплатно, дотации на школьные и больничные обеды, на питание в детских садах и в столовых для малоимущих и т. д.4

    В странах, где самообеспеченность продовольствием  достигла уровня рациональных потребностей, причиной низкой конъюнктуры является неэластичность спроса по ценовым и  неценовым детерминантам. Он не может  вырасти до уровня растущего предложения. Однако, как показывает практика развитых стран, рыночный механизм не в состоянии сбалансировать конъюнктуру рынка сельскохозяйственной продукции и путем сдерживания роста или сокращения предложения.

Информация о работе Государственная аграрная политика в Российской федерации