Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 02:26, курсовая работа

Описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Институт банкротства служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства, как общего регулятора рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Понятие и общие признаки банкротства
2. Современное регулирование банкротства в России
Глава II. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
1. Понятие процедуры банкротства
2. Процедура наблюдения
3. Процедура финансового оздоровления
4. Введение внешнего управления
5. Конкурсное производство
6. Мировое соглашение
Глава III. ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1. Банкротство градообразующих организаций
2. Банкротство сельскохозяйственных организаций
3. Банкротство кредитных организаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

3) введена административная ответственность за воспрепятствование должностными лицами осуществлению функций арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации.[12]

Также по вопросу несостоятельности были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ:

В статью 195 добавлена часть 3: «Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации … если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Статья 196 изложена в следующей редакции: «Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового».

Учитывая то, что инструмент банкротства рассматривается законодателем как институт финансового оздоровления должника, а не как институт ликвидации юридического лица, в настоящее время активно формируется судебная практика по привлечению контролирующих должника лиц (учредителей, руководства) к субсидиарной ответственности по долгам организации. Ранее такую практику, в основном, формировало Агентство по страхованию вкладов, которое осуществляет процедуру банкротства кредитных организаций. С апреля 2009 года подобная практика начала активно формироваться и в отношении обычных хозяйствующих субъектов.

Законодательство о несостоятельности, независимо от правовой системы, имеет общую социально полезную цель – разрешение специфической кризисной ситуации в отношении должника и кредиторов, состоящей в неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов. Пути (способы) достижения этой цели задаются направленностью национального законодательства, определяющей приоритеты в защите интересов кредиторов и должника и зависящей от правовых традиций, экономического, политического и социального положения в стране.


II. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ

 

 

1. Понятие процедуры банкротства

Используя понятие «процедура банкротства», Закон от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ не определяет его, ограничиваясь простым перечислением этих процедур. Пункт 1 ст.27 Закона, которая так и именуется – «Процедуры банкротства», закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Процедура банкротства – это в первую очередь порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на него. Воздействие на должника на разных этапах производства по делу о банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер. Например, при принятии решения о признании должника банкротом начинаются ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и других мер в отношении должника, происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.

Цель введения той или иной процедуры банкротства – упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности, а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (ст.ст. 67, 69, 70, 109, п.1 ст.84).[13] Например, такая процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием – факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение. В частности, для введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда[14], а материальным основанием – реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно.[15]

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражном суде по месту нахождения предприятия-должника, указанному в его учредительных документах, по правилам, предусмотренным Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".[16] Дела о банкротстве могут быть возбуждены арбитражными судами при условии, что требования к должнику-юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 рублей. Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

В процессе работы и подготовки  к судебному разбирательству, связанному с делом о банкротстве,  арбитражный суд занимается рассмотрением заявлений, ходатайств и жалоб, граждан задействованных в этом процессе.  В ведении дела о банкротстве задействованы:

- уполномоченные органы;

- всевозможные «управляющие»: временный, арбитражный, административный, конкурсный, внешний; 

- должник;

- конкурсные кредиторы;

- лицо, обеспечивающее основное финансовое благосостояние, т.е. органы исполнительной власти (федеральные),  исполнительная власть  субъектов Российской Федерации, представители органов  местного самоуправления по месту  пребывания должника.

Суд определяет правомерность и  обоснованность требований предъявляемых кредиторами, по выяснении причин назначают срок  экспертизы для определения «ложного» или «специального» банкротства. При этом использует различные способы  для примирения сторон.

В делах о несостоятельности (банкротстве) различают процедуры полного и упрощённого банкротства.

Процедура полного банкротства предприятия может быть инициирована как компанией-должником, так и кредитором и применяется для реализации следующих целей:

1. Для компании-должника:

- восстановить работоспособность  и финансовое состояние организации, получить отсрочку по выплате долгов и кредитов, снять арест с имущества, приостановить исполнительное производство;

- приостановить судебные процессы: иски о привлечении поручителей по долгам должника, арбитражные иски в стадии рассмотрения и др.;

- очистить бизнес от долгов;

- сохранить активы организации;

- ликвидировать организацию.

2. Для кредитора:

- возможность взыскания долгов;

- привлечь к субсидиарной ответственности учредителей (акционеров) и руководство компании-должника;

- приобрести бизнес и имущество по ликвидационной стоимости.

Проведением процедуры банкротства организации занимается арбитражный управляющий — человек, специально подготовленный в сфере антикризисного управления предприятием, являющийся членом СРО арбитражных управляющих и застраховавший свою деятельность в аккредитованной компании. В зависимости от типа процедуры меняется и статус арбитражного управляющего: при осуществлении наблюдения он является временным управляющим, при финансовом оздоровлении — административным управляющим, при внешнем управлении — внешним управляющим, при конкурсном производстве – конкурсным управляющим.

Кандидатура арбитражного управляющего предлагается инициатором процедуры банкротства, т.е. лицом, подающим заявление о банкротстве организации в суд, и утверждается Арбитражным судом.

Учитывая широкий спектр полномочий, которыми наделяется арбитражный управляющий в ходе ведения процедуры банкротства, его деятельность должна контролироваться. Контроль осуществляется следующими инстанциями:

- Саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (СРО), членом которой он является.

- Управлением Федеральной регистрационной службы (Росреестр) – отделом по контролю за деятельностью арбитражных управляющих.

- Арбитражным судом.

Так, например, в определении Арбитражного суда Амурской области от 27.05.2004 по делу №А04-1388/03-10/7“Б” суд отмечает, что действия конкурсного управляющего по реализации чужой собственности влекут убытки для должника, нарушают законные права и интересы ООО «Товары для мужчин и женщин», которое лишилось собственности на сумму более 7 млн. рублей. Суд оценил действия конкурсного управляющего как явно не соответствующие требованиям ст.129 Закона №127-ФЗ и как злоупотребление правом. Суд отстранил конкурсного управляющего от обязанностей в порядке ст.145 Закона по инициативе суда [36].

Процедура упрощенного банкротства (банкротство ликвидируемого должника) может быть инициирована только компанией-должником и применяется в следующих случаях:

- если необходимо в короткие сроки ликвидировать компанию с задолженностью перед бюджетом, работниками, контрагентами;

- если у кредиторов компании отсутствуют вступившие в силу решения судов (акты государственных органов).

Упрощенная процедура банкротства считается агрессивной формой ликвидации компании, поскольку в данном случае отсутствуют стадии наблюдения и внешнего управления. Таким образом, процедура банкротства начинается сразу со стадии конкурсного производства[17], в котором осуществляется инвентаризация имущества, его оценка, организация торгов и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью. Упрощенная процедура банкротства реализуется на 4 - 6 месяцев быстрее, чем банкротство по полной процедуре.

Порядок процедуры упрощенного банкротства:

1) Процедура начинается с принятия решения учредителями или акционерами о добровольной ликвидации юридического лица. Также собственники компании принимают решение о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и утверждают его кандидатуру.

2) О принятом решении в трехдневный срок уведомляется регистрирующий орган.

3) Регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента единоличным исполнительным органом компании является назначенный ликвидатор (генеральный директор при этом отстраняется), запись о котором так же вносится в ЕГРЮЛ.

4) Ликвидатор осуществляет публикацию сообщений в «Вестнике государственной регистрации» о ликвидации юридического лица.

5) Затем он проводит инвентаризацию имущества, собирает требования объявившихся кредиторов и составляет промежуточный ликвидационный баланс.

В процессе проведения вышеуказанных работ ликвидатор выясняет, что у компании существует задолженность, размер которой составляет более 100 000 рублей и недостаточно средств для удовлетворения всех требований кредиторов.  Следовательно, в соответствии с п.3, ст.9 Закона №127-ФЗ, ликвидатор в течение десяти дней обязан подать заявление в арбитражный суд о признании компании банкротом.

Ликвидатор готовит и подает заявление в суд с указанием кандидатуры арбитражного управляющего, привлекаемого для проведения процедуры банкротства (конкурсного производства). Арбитражный суд рассматривает доказательную базу несостоятельности юридического лица, подготовленную ликвидатором, и принимает решение о признании компании банкротом, открывает конкурсное производство и утверждает кандидатуру арбитражного управляющего, который осуществляет ведение процедуры банкротства.

Так в Арбитражный суд Амурской области обратился с заявлением Ликвидатор ООО «Тестия». В заявлении указано, что в связи с невозможностью удовлетворения требований кредиторов,  просит применить упрощенную процедуру банкротства, банкротство ликвидируемого должника. Заявление обосновано тем, что 08.12.2010 единственным участником общества принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. 16.12.2010 в ЕГРЮЛ внесена запись о назначении ликвидационной комиссии. В ходе проведенной ликвидационной комиссией работы выявлены признаки банкротства, а именно неспособность должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Ликвидатор указывает, что должник не имеет возможности исполнить обязательства по уплате обязательных платежей в полном объеме, поскольку приостановлена основная деятельность, ведется процедура ликвидации, должник имеет дебиторскую задолженность на сумму 44 140 руб. На основании изложенного просит признать ООО «Тестия» несостоятельным (банкротом) как ликвидируемого должника; ввести в отношении него процедуру банкротства – конкурсное производство (банкротство ликвидируемого должника). Конкурсного управляющего просит утвердить из числа членов НП МСРО «Содействие». Исследовав материалы дела, суд решил:

Информация о работе Банкротство