Банкротство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание

Правовой институт несостоятельности (банкротства) является рыночным. В условиях административно-командной системы управления экономикой, допускавшей деятельность заведомо убыточных предприятий, он был практически неприменим. И не случайно данный институт возрождается с переходом России к рыночным условиям хозяйствования.
Основы современного института банкротства заложены Законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон является комплексным актом, содержащим нормы и материального, и процессуального права.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
Глава 1. Банкротство: общая характеристика…………………………………..5
1.1. Понятие и признаки банкротства…………………………………………..5
1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику…………………………………………………………...…………….10
Глава 2. Субъектный состав отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства)…………………………………..19
2.1. Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве………………………...19
2.2. Правовой статус должника………………………………………………..20
2.3. Правовой статус кредиторов……………………………………………...21
2.4. Арбитражный управляющий……………………………………………...25
Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников……………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы……………………………………..…..35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по банкротству 5 курс.rtf

— 266.50 Кб (Скачать документ)

 



 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………….………………..3

Глава 1. Банкротство: общая характеристика…………………………………..5

1.1. Понятие и признаки банкротства…………………………………………..5

1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику…………………………………………………………...…………….10

Глава 2. Субъектный состав отношений, возникающих при проведении процедур несостоятельности (банкротства)…………………………………..19

2.1. Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве………………………...19

2.2. Правовой статус должника………………………………………………..20

2.3. Правовой статус кредиторов……………………………………………...21

2.4. Арбитражный управляющий……………………………………………...25

Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников……………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………...34

Список использованной литературы……………………………………..…..35

 

Введение

 

Правовой институт несостоятельности (банкротства) является рыночным. В условиях административно-командной системы управления экономикой, допускавшей деятельность заведомо убыточных предприятий, он был практически неприменим. И не случайно данный институт возрождается с переходом России к рыночным условиям хозяйствования.

Основы современного института банкротства заложены Законом РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Закон является комплексным актом, содержащим нормы и материального, и процессуального права.

В нашей стране это уже третий закон за последние 14 лет. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Возможно, он будет отменен в связи с введением в действие закона о банкротстве финансовых организаций (кредитных, страховых, профессиональных участников рынка ценных бумаг), принятие которого предусмотрено ст. 40 Закона о банкротстве.

До 1 января 2009 г. применяется также Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Этот Закон утратит силу в связи с тем, что с указанной даты будут действовать нормы об особенностях банкротства всех естественных монополистов независимо от сферы их деятельности (ст. 127-201 Закона о банкротстве).

В отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника ("продолжниковская система"): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов ("прокредиторская система").

Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника - юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

 

Глава 1. Банкротство: общая характеристика

 

1.1. Понятие и признаки банкротства

 

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство - это не просто установление определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство - это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущества[1].

Банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации.

Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.

Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.

Для должников - юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства перед кредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовало исполнить. Для должников - граждан в силу установления критерия неоплатности долгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.

По нашему законодательству для рассмотрения дел о банкротстве установлена исключительная подведомственность, поскольку все они рассматриваются только арбитражными судами, а также исключительная подсудность, поскольку эти дела рассматриваются только по месту нахождения должника[2].

В деле о банкротстве могут участвовать различные лица, например представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов, но основными участниками этого процесса, конечно, являются сам должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (налоговые органы, Пенсионный фонд РФ и т.д.). Именно они обладают правом инициации процесса банкротства, т.е. обращения в суд с соответствующим заявлением.

Интересно, что при определенных обстоятельствах сам должник вправе, а иногда и обязан обратиться в арбитражный суд. Во-первых, он вправе заявить о предвидении банкротства, когда срок исполнения обязательств еще не наступил, но имеются обстоятельства, свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Во-вторых, должник обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, когда обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность и др. В указанных случаях заявление должно быть направлено в арбитражный суд не позднее месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Вместе с тем следует помнить, что объявление о банкротстве, заявленное руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, может быть ложным. В этом случае мы имеем дело с фиктивным банкротством, которое может повлечь наступление административной (ст. 14.24 КоАП РФ) или уголовной ответственности (ст. 197 УК РФ).

Что касается правового положения кредиторов в процессе банкротства, то оно зависит от вида кредитора. В первую очередь законодательство РФ выделяет конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам. К ним не относятся уполномоченные органы, граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда или имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. Конкурсные кредиторы наделены довольно большим объемом правомочий. В частности, они являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, являются участниками собрания кредиторов с правом голоса[3].

В зависимости от того, кто выступил инициатором процесса банкротства, различают, соответственно, кредиторов-заявителей и всех остальных (не инициирующих дело о несостоятельности). По порядку удовлетворения требований различают очередных и внеочередных кредиторов. Требования очередных кредиторов удовлетворяются в порядке установленной Законом о банкротстве очередности; соответственно, внеочередные кредиторы - это те, чьи требования удовлетворяются по возможности должника. Причем они делятся на внеочередных (судебные издержки, текущая задолженность по коммунальным платежам) и послеочередных (обязательства перед учредителями).

Заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям, т.е. кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением. Должник вправе подать отзыв на заявление кредитора, но отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела. Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего судья своим определением вводит наблюдение и назначает временного управляющего.

Кредиторы образуют специальный орган - собрание кредиторов, представляющий их интересы во взаимоотношениях с должником. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения такого собрания. При определении числа голосов не учитываются: неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, проценты за просрочку платежа, убытки, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции.

Взаимоотношения между должником и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными, так как между ними находится фигура арбитражного управляющего. Деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальной предпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональных функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в этом качестве.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересован в разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражными управляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам.

К кандидатуре арбитражного управляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности. Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти 6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.

 

1.2. Общая характеристика процедур, применяемых к несостоятельному должнику

 

Наблюдение. Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику, за исключением случаев возбуждения дела по заявлению должника, когда наблюдение вводится с даты принятия этого заявления арбитражным судом к своему производству.

В процессе наблюдения проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы. Основная цель этой процедуры - установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество[4].

Информация о работе Банкротство в РФ