Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66

Работа состоит из  1 файл

авторское право.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1 Становление авторского права в Республике Казахстан

1.1 История становления  и понятие авторского права………………….7

1.2 Современное правовое регулирование  авторского права………….10

 

2 Общие положения авторского права

2.1 Объекты авторского  права…………………………………………...13

2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21

2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26

 

3 Авторский договор как ключевая категория авторского права

3.1 Понятие и значение  авторского договора…………………………...43

3.2 Содержание авторского договора……………………………………44

3.3 Проблематика и тенденции  развития современного 

авторского права…………………………………………………………..50

 

Заключение……………………………………………………………….............62

 

Список использованной литературы………………………................................66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность темы данного исследования подтверждается Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Процветание и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (Стратегия «Казахстан- 2030»). Изменение экономических отношений в стране и вступление ее в международное сообщество обусловили необходимость серьезного пересмотра системы авторского права Республики Казахстан. С принятием Закона Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах", и Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенной части), в котором целая глава посвящена интеллектуальной собственности, ситуация в авторско-правовой сфере коренным образом изменилась. Самым главным изменением, на наш взгляд, явилось признание авторских прав на произведения (особенно это касается аудиовизуальных произведений) за самими авторами.

В настоящее время  результаты интеллектуального труда  имеют исключительную значимость в  развитии человеческого общества: резкий скачок в развитии производительных сил наглядно демонстрирует особую роль интеллектуального творчества в современной цивилизации. В связи с этим многими учеными отмечается значимость, которую приобретает интеллектуальное творчество в жизни современного общества: «Результаты интеллектуальной деятельности играют все большую роль в жизни человечества, причем не только в сфере духовной, но и в материальном производстве. Постоянно возрастает их удельный вес в общественном продукте. Положение меняется не только количественно, но и качественно. Интеллектуальный продукт, ранее традиционно распространявшийся вне рынка, вышел на рынок. И если сначала это касалось только некоторых видов интеллектуального продукта, то в настоящее время все виды результатов интеллектуальной деятельности представляют ценность для рыночного оборота».

В связи с этим задачей  права является обеспечение такого уровня и качества правового регулирования, которые позволили бы обеспечить максимальную эффективность духовного производства и, что не менее важно, баланс интересов различных субъектов, вступающих в отношения по поводу результатов такого производства. В свете данного положения очевидной становится роль авторского права, которое выполняет не только роль, направленную на защиту имущественных и неимущественных интересов конкретного автора, но и более широкую задачу - задачу, которая заключается в обеспечении и стимулировании духовного развития человечества.

В настоящее время  интерес к праву интеллектуальной собственности вообще и к авторскому праву, в частности, обусловлен также тем, что развивающееся международное сотрудничество ставит новые задачи перед гражданским правом в данной сфере. Возможность использования определенных произведений в международном масштабе, а также постоянное развитие техники позволяют недобросовестным лицам прибегать к новым способам нарушения авторских прав, а значит, требуются новые механизмы их защиты. Тот факт, что произведение представляет собой информацию, обусловливает возможность его многократного копирования и независимость во многих случаях от материальной формы, в которой такое произведение выражено. Другими словами, новые технологии воспроизведения и распространения произведений на международном уровне придают новую актуальность знаменитой фразе Михаила Булгакова «Рукописи не горят». И это становится возможным не в силу какой-то мистической случайности, а именно вследствие особой, специфической сущности произведения, которая выражается в том, что произведение представляет собой определенную информацию.

В то же время в настоящее  время необходимо много сделать  для повышения уровня правоприменительной  практики в Казахстане. Как совершенно справедливо отмечается на страницах  юридической литературы, «нормы законодательства, прежде всего касающиеся защиты нарушенных авторских прав, еще не в достаточной степени эффективно применяются в нашей стране, о чем наглядно свидетельствует пока еще очень высокий уровень пиратства в данной сфере в Республике Казахстан» [2, с. 42]. Данное замечание актуально и в отношении современной ситуации в Республике Казахстан.

Таким образом, можно  сделать вывод, что право интеллектуальной собственности, вообще, и авторское  право, в частности, играют немаловажную роль в современном обществе.

Тема настоящего дипломного исследования является актуальной в свете современного развития общества и значения, которое приобрело авторское право в нынешних условиях.

Степень разработанности  темы исследования. В Казахстане разработкой  вопросов исключительных прав в целом  и авторских прав в частности занимаются Р.Ж. Абуова, А.А. Амангельды, К.Е. Бейсембин, ДА. Братусь, В.В. Воропаев, И.К., Елеусизова, С.А. Есмаганбетов, В.В. Зинченко, У.К. Ихсанов, Е.У. Ихсанов, Т.Е. Каудыров, М.Р. Кокашев, В.В. Колесникова, A.M. Кукетаева, Л.С. Мамиконян, СБ. Масалина, У.М. Хамзин и др. Вместе с тем, в Казахстане отсутствуют комплексные исследования, посвященные объекту авторского права.

Авторское право является предметом исследования таких зарубежных исследователей, как В.В. Белов, Л.Ю. Богатова, ИА. Близнец, Г.В. Виталиев, Э.П. Гаврилов, OA. Городов, Г.М. Денисов, В.А. Дозорцев, ИА. Зенин, В.О. Калятин, К.Б. Леонтьев, Н.В. Макагонова, О.А. Рузакова, А.П. Сергеев, С.А. Судариков, М.В. Телюкина и др.

Большой вклад в развитие авторского права внесли ученые, среди которых можно отметить таких ученых, как Б.С. Антимомнов, Е. Вакман, А.И. Ваксберг, Э.П. Гаврилов, A.M. Гарибян, М.В. Гордон, И. Грингольц, В.А. Дозорцев, ИА. Зенин, В.Я. Ионас, О.С. Иоффе, У.К. Ихсанов, В.Г. Камышев, В.И. Корецкий, М.И. Никитина, В.А. Попов, НА. Райгородский, ИВ. Савельева, В.И. Серебровский; ЕА. Флейшиц, ИЛ. Хейфец, С.А. Чернышева, А.К. Юрченко и др. Несмотря на коренное изменение экономической системы, многие концепции, разработанные советскими учеными, востребованы и на современном этапе развития.

Различные вопросы авторского права рассматривались представителями исторической цивилистики, среди которых можно отметить таких юристов, как С.А. Беляцкин, А.Н. Гейне, Я. Канторович, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцев, В.Д. Спасович, И.Г. Табашников, Г.Ф. Шершеневич. В данный период появилось несколько фундаментальных исследований, кроме того, институт авторского права становился предметом рассмотрения в рамках соответствующих разделов учебников по гражданскому праву. Многие положения, сформулированные представителями дореволюционной юриспруденции, не теряют своей актуальности и сегодня.

В то же время необходимо также отметить, что монографий, специально посвященных исследованию проблем авторского права, практически  не имеется. Как показывает проведенная работа по исследованию соответствующих теоретических положений, существует множество нерешенных проблем, связанных с вопросом авторского права. Изложенное подтверждает, что тема настоящего исследования является недостаточно изученной, в связи с чем настоящее исследование преследует цель восполнить существующие пробелы и внести вклад в развитие авторского права.

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических  положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.

В соответствии с целью  были поставлены и решены следующие  задачи:

- рассмотреть историю  становления и понятие авторского  права;

- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского

 права;

- охарактеризовать объекты и субъекты авторского права;

- выделить содержание авторских прав и авторского договора;

- дать понятие и значение авторского договора;

- выделить проблематику и тенденции развития современного

 авторского права.

Объектом исследования выступают авторско-правовые отношения.

Предметом исследования являются отдельные (научно-теоретические  и практические) аспекты авторского права, которые связаны с понятием и общей характеристикой авторского права: общие положения об объектах гражданских прав, признаки произведения, понятие объекта авторского права, особенности отдельных авторских правомочий.

Методологическая основа исследования. При написании работы были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, сравнение, методы системного и исторического подхода и другие, а также методы эмпирического исследования: изучение юридической, философской, социологической, научно-технической литературы, договоров; изучение и обобщение практики судебных и правоохранительных органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается  в том, что сделанные в работе выводы могут быть использованы в  законотворческой деятельности для  совершенствования законодательства об авторском праве; в правоприменительной практике; в преподавании курса гражданского права и спецкурса по интеллектуальной собственности.

Структура и объем исследования. Дипломное исследование изложено на 60 страницах и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление авторского  права в Республике

Казахстан

 

1.1 История становления и понятие  авторского права

 

 

Решение современных  проблем защиты результатов творческой деятельности невозможно без детального исследования истории становления и развития законодательства об авторском праве.

Длительная эволюция зарубежного  авторского права привела к тому, что современная европейская  юридическая наука склоняется к трактовке прав на результаты интеллектуальной деятельности как неотъемлемых абсолютных правомочий лица по распоряжению продуктами своего умственного труда. Здесь прослеживается явная аналогия с правом собственности, защита которого традиционно выводится из самой концепции естественного права.

Изучение истории возникновения  авторского права, свидетельствует о том, что попытки обеспечить охрану личных неимущественных прав автора предпринимались еще в Древней Греции, где тексты драматических произведений, во избежание плагиата и искажений, передавались на хранение в публичные учреждения (депозитарии). Передача рукописей осуществлялась на основе договоров, которые явились прототипами современных договоров о депонировании рукописей произведения.

Ажибаев М.Г. предлагает разделить мировую историю эволюции права интеллектуальной собственности на три периода. Первый длился с 15 по конец 18 века и назван автором периодом монопольных привилегий. Второй, период расцвета национальных систем охраны интеллектуальной собственности, существовал с 1790 по 1883 год. Третий исчисляется с 1883 года и называется периодом мировых конвенций. [1, с. 59]

Институты интеллектуальной собственности в их нынешнем виде начали складываться в Европе в позднем  средневековье и в Новое время.

В теории зарубежного  частного права существуют два разных понимания сущности авторского права. Первая концепция - англосаксонская "доктрина копирайта" (copyright), суть которой состоит в том, что авторское право понимается как исключительное право продажи литературных и художественных произведений. Вторая - это европейская доктрина "права автора" (droit d'auteur), которая, основываясь на идеях великой французской революции, концентрируется на личности автора. Анализ данных концепций позволяет сделать вывод о том, что в настоящий момент наиболее приемлемым является компромиссный вариант, который должен обеспечивать оптимальный баланс между интересами автора и интересами общества.

Важную роль в развитии авторского права в Российской империи сыграла цензура. Впервые в России законодательное закрепление права на литературные произведения получили в "Уставе о Цензуре", утвержденном 22 апреля 1828 года, задачей которого была борьба с "крамолой" в науке и литературе. На органы цензуры также возложили задачу наблюдения за применением законодательства об авторском праве. [2, с. 24]

В гражданском праве  России XIX века были известны следующие  способы перехода авторского права  от одного лица к другому: договор об уступке права литературной собственности, издательский договор, наследование (по завещанию и по закону), обращение взыскания на имущество правообладателя

Большое распространение  имели соглашения об уступке исключительного  права издания и продажи (литературной собственности). Договор об уступке авторского права был больше сходен с договором купли-продажи, чем с издательским договором, так как автор отчуждал исключительное право издания и продажи книгопродавцу.

Информация о работе Авторское право