Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66

Работа состоит из  1 файл

авторское право.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

Для раздельного соавторства  характерна строго индивидуализированная  ответственность. Нарушение обязательств одним из соавторов не влечет юридических последствий для его коллег.

Отношения в коллективе соавторов регулируются соглашением. В нем отражены различные вопросы: последовательность указания имен, способ обозначения, распределение вознаграждения и др. Соглашение может быть составлено в письменной форме и подписано всеми соавторами. Оно может быть достигнуто в любой стадии работы над коллективным произведением. При отсутствии письменного соглашения отношения соавторов регулирует закон.

Оказание автору или  соавторам технической помощи (подбор и перепечатка материалов, составление схем, чертежей и т.п.) не является основанием возникновения соавторства.

Стремительное развитие международных отношений, в том числе в области права, вызванное возникновением в последние десятилетия многих новых государств (в их числе - Республики Казахстан), послужило мощным импульсом для развития и совершенствования системы международного авторского права.

Мировая система авторского права с более чем 200-летней историей пока далека от совершенства даже в высокоразвитых странах и имеет большой круг еще не решенных проблем, усугубляющихся возникновением и бурным развитием новых информационных, электронных и издательских технологий.

Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском  праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства. Данная система в своем развитии стремится соответствовать общественным интересам, гарантируя авторам защиту их прав, и в то же время обеспечивая обществу доступ к интеллектуальной собственности, исходя из принципов Всеобщей Декларации Прав Человека. Эта биполярность обусловливает сложность системы авторского права в рамках национального законодательства любой страны, в том числе и Казахстана.

Защита авторских и  смежных прав и охраняемых законом  интересов осуществляется в предусмотренном  законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. [12, с. 42]

Юрисдикционная форма  защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских  и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки  защиты нарушенных авторских и смежных  прав. По общему правилу, защита авторских  и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных  авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Неюрисдикционная форма  защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных  форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. [13, с. 24]

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП РК), предусматривает санкции административной ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за нарушение авторских и смежных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 КоАП РК административным правонарушением признаются: незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров произведений и (или) фонограмм в целях сбыта, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.[14]

К административной ответственности  за нарушение авторского права или  смежных прав могут быть привлечены как предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица, так и не зарегистрированные в качестве таковых изготовители и продавцы аудиокассет, компакт-дисков, книг, журналов, брошюр, альбомов и других экземпляров произведений и фонограмм, признанных контрафактными, а также сотрудники организаций, производящих или распространяющих контрафактную продукцию (типографий, оптовых баз, магазинов, палаток, пунктов проката), или организаций, иным образом незаконно использующих объекты исключительных прав, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность для  соблюдения правил и норм, за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм.

В числе видов ответственности, предусмотренных КоАП РК за нарушения  авторского права и смежных прав, выделим конфискацию контрафактных экземпляров и конфискацию материалов, оборудования и иных орудий незаконного использования объектов авторских и смежных прав.

Многие правообладатели прямо  заинтересованы в том, чтобы контрафактные  экземпляры были конфискованы у нарушителя, изъяты из гражданского оборота. В большей степени изъятие из продажи незаконно выпущенных тиражей отвечает интересам легальных пользователей - юридических лиц (издательств, рекорд-компаний, производителей программного обеспечения), получивших необходимый объем исключительных прав и вложивших значительные средства в реализацию проекта.

В соответствии со ст. 628 КоАП РК конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 129 КоАП, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе.[14]

Уничтожения контрафактных  тиражей чаще всего требуют правообладатели - физические лица, особенно в тех  случаях, когда при изготовлении экземпляров произведений или фонограмм  были допущены нарушения личных неимущественных (моральных) прав, перечисленные в ст. 15 и 37 Закона об авторском праве. Например, не указано или неправильно указано имя автора (исполнителя); произведение (запись исполнения) искажено или снабжено комментариями, порочащими честь, достоинство или репутацию правообладателя; добавлен "соавтор".

Характеристик, позволяющих "на глаз" установить контрафактность  произведения или фонограммы, сравнительно немного. Прошли времена, когда "пиратские" кассеты, диски и книги выдавало их плохое качество. Вместе с тем контрафактную продукцию можно условно разделить на три вида, каждому из которых все же присущи определенные, хотя и не столь явные, признаки.

Появление на свет "пиратской" продукции первой категории - следствие  бездоговорного использования произведений или объектов смежных прав. К данному виду относятся, в том числе экземпляры произведений, изготовление, распространение или импорт которых осуществляются:

1) без получения необходимых  разрешений от всех правообладателей (отсутствует согласие кого-либо  из соавторов, наследников автора, соиздателей и т. д.);

2) на основании договора  с лицом, не являющимся правообладателем (например, исключенный из завещания  наследник или издатель, срок  действия исключительных имущественных  авторских прав которого истек);

3) на основании разрешения представителя правообладателя, не имеющего полномочий (лица, действующего либо без полномочий вообще, либо по доверенности, которая: была отозвана правообладателем; не уполномочивает представителя заключать сделки на передачу авторских прав от имени правообладателя; истекла). [12, с. 48]

Все видимые признаки данного вида "пиратства" - косвенные  и, как правило, вытекают из нарушения  предписаний других отраслей законодательства, соблюдение которых обязательно  для осуществления предпринимательской деятельности. Например, основания для проведения более тщательной проверки могут возникать, когда: экземпляры печатной, аудиовизуальной и иной продукции ввозятся на территорию Республики Казахстан в количестве, превышающем личные потребности; нарушены требования ГОСТов (отсутствуют исчерпывающие сведения об изготовителе: полное наименование, включая организационно-правовую форму; местонахождение; номер лицензии и т. д.); отсутствует знак охраны авторского права ("копирайт"), указывающий на принадлежность исключительных имущественных авторских прав конкретному субъекту.

Второй вид контрафактной  продукции - экземпляры, выпуск и/или  распространение которых является нарушением условий договора или  осуществляется с превышением полученных по договору правомочий. К этому виду, в частности, относятся:

- экземпляры объекта  авторского или смежного права,  используемого способом, не предусмотренным  в договоре с правообладателем (например, изданного в переработанном  виде, с изменением настоящего  имени автора на псевдоним или без указания имени автора вообще);

- экземпляры, изготовленные  и распространяемые с нарушением  условий договора о территории  или сроке использования произведения (при отсутствии в авторском  договоре условия о территории, на которой передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РК, а при отсутствии условия о сроке договор может быть расторгнут по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора);

- экземпляры, выпущенные  в количестве, превышающем максимальный  тираж, установленный в договоре  с правообладателем.

Третий вид контрафакции - продукция, изготовление и распространение  которой является актом недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции выступает, в том числе, продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, а также приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица (предпринимателя) и его продукции. В издательской деятельности к таким актам относятся:

- подделка продукции  одного хозяйствующего субъекта  другим участником рынка (например, подделка печатного издания обычно  осуществляется с использованием  в качестве образца либо экземпляра  издания, либо полученных нечестным путем корректурных оттисков;

- несанкционированная  самовольная допечатка заводом  (типографией) экземпляров произведения  или фонограммы, тираж которых  изготовлен данным заводом (типографией)  по заказу правообладателя, с  целью их дальнейшего распространения.

Контрафакт указанного вида может характеризоваться следующими признаками.

1) Контрафактная продукция  имеет визуальные отличия от  легальной. Сразу отметим, что  такие отличия возникают, как  правило, в том случае, если  подделка произведена с использованием в качестве образца экземпляра, изготовленного законным путем. Подделка же, например, издания, изготовленная с использованием корректурных оттисков и пленок оригиналов-макетов правообладателя, может отличаться от легальной продукции только иной цветовой гаммой.

Информация о работе Авторское право