Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66

Работа состоит из  1 файл

авторское право.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

В юридической литературе под творчеством понимается интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Одно из определений творчества обозначает его как сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий целью достижение определенного результата. [6, с. 64]

Для творческой деятельности характерны два момента:

а) сознательный, интеллектуальный характер работы;

б) новизна созданного произведения.

Сознательный, интеллектуальный характер деятельности творческого  работника проявляется в том, что до создания произведения оно формируется, складывается в его сознании, представлении. Прообразом произведения служит замысел, который в своем развитии проходит несколько этапов: замысел-идеал, замысел-план, набросок будущего произведения, воплощение замысла, создание произведения.

Переход от одного этапа  к другому составляет процесс  творчества. Каждый этап имеет особенности, помогает автору уточнить представления  об объективной действительности, соотносить ее с эмоциональным восприятием. И, конечно же, творчество сугубо индивидуально по методам и стилю.

Новизна присуща не только произведению, но и творческой деятельности. Новизна в творчестве обнаруживается, когда автор создает оригинальное произведение, а также берет уже  существующее произведение для создания на его основе творчески самостоятельного произведения. По мнению В. Мельникова, новизна как необходимый элемент творческой деятельности может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции. [6, с. 66]

В отличие от новизны творческой деятельности, есть новизна произведения творчества, получившего объективированное выражение. Она составляет обязательный и самостоятельный признак, установленный законом в отношении изобретений, промышленных образцов и т.д., т.е. результатов научного и технического творчества.

Применительно к объектам авторского права закон не называет признака новизны. В юридической  литературе новизну произведения связывают  с его темой, идеей, содержанием, формой.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны. Его воплощение в произведение литературы, науки и искусства требует соответствующего правового регулирования, объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия других. Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме рукописи, чертежа и т.д.

Для признания произведения объектом авторского права закон  не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторского права названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором при создании произведения.

Закон связывает объективную  форму выражения произведения творчества с возможностью ею воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом, объективный труд может быть воспроизведен различными способами.

К формам воплощения произведения закон относит рукопись, чертеж, изображение, различные виды механической записи и т.д. Произведение, должно быть облечено в такую объективную форму, которая позволяла бы его воспроизводить другим лицам без участия автора. Если ту или другую форму воплощения творческого замысла практически невозможно воспроизвести, то такой результат творчества не может быть признан объектом авторского права.

Закон содержит обширный перечень произведений, на которые  распространяется авторское право. Перечень примерный, так как невозможно перечислить все виды уже известных произведений. Кроме того, он дает возможность обеспечить правовую охрану произведений, могущих появиться в будущем.

Объекты художественного  конструировании (дизайн), объемные веские оптические копии различных объектов (голография) получают правовую охрану, а следовательно, могут дополнить перечень объектов авторского права. [7, с. 28]

Основные разновидности  объектов авторского права

Литературные произведения составляют значительную часть объектов авторского нрава. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении.

В структуре литературного  произведения выделяется тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые - образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.

Литературная обработка  как вид творческой деятельности возникла в связи с необходимостью записи рассказов "бывалых людей", мелодий народных певцов, т.е. людей, не имеющих опыта литературной или  музыкальной работы. Записанный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным или музыкальным произведениям.

Вместе с тем в  законе нет специальной нормы, регулирующей отношения "бывалых людей" и  литературных (музыкальных) обработчиков. На практике первые признаются авторами произведения, вторые - авторами литературной записи.

Наряду с произведениями литературы можно выделить группу произведений искусства: музыкальные, хореографические, сценические, произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

Музыкальные произведения выражаются в сочетаниях звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и  гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, сонат, квартетов и т.п. Кроме музыкальных существуют музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

Музыкальные произведения записываются композитором особыми  знаками, позволяющими фиксировать  его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение оркестровой пьесы, оперы для фортепьяно, или партитуру, содержащую все партии многоголосого музыкального произведения.

Музыкальное произведение может воспроизводиться путем переписки нот от руки, копирования их на множительной технике, издания в печати, публичном исполнения и т.д.

Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся  к объектам авторского права, если они  содержат элемент творчества.

Хореографические произведения и пантомимы создаются при  помощи пластических движений человеческого  тела. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение.

Из числа произведений изобразительного искусства можно  выделить произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки и т.д. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

Архитектурные произведения, отнесенные к объектам авторском  права, представляют собой синтез инженерного  искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.

В юридической литературе бытует мнение, что авторское право  охраняет материальные носители, в  которых выражен результат творчества архитектора. Это мнение представляется спорным, ибо авторское право охраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то они являются предметами, в отношении которых действует вещное право с присущими ему способами охраны.

Кинематографические произведения охватывают многообразные произведения для кино: сценарии, сценарные планы, дикторский текст, текст песен, кинофильмы и т.д. Сценарий в качестве основы кинофильма должен отвечать требованиям закона, а также сценарного договора, отражающего специфику кино творчества.

Материальные носители кинотелевизионного фильма - это пленка, видеокассета, видеодиски и т.д., на которые распространяется вещное право.

До сих пор речь шла об оригинальных произведениях, создаваемых авторами. Закон охраняет также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведений. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства.

Зависимость перевода литературного, научного, художественного произведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Закон относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений. Если же переводчик ограничивает работу подбором равнозначных слов по отношению к языку оригинала, то подобный перевод ("подстрочник") не может быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласия автора или его правопреемников одним лицом, не препятствует другому лицу осуществлять новый перевод этого же произведения.

К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения. [8, с. 88]

Научное произведение представляет собой определенную систему понятий. Оно может быть выражено в форме учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений, т.е. формулы, чертежи, планы, эскизы, различного рода карты (географические, геологические и др.).

Произведение становится объектом авторского права в силу самого, факта его создания автором без какой-либо специальной регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Этим правовой режим объектов авторского права существенно отличается от режима охраны многих других результатов интеллектуального творчества, требующих специальном оформления (изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и др.).

Субъективное гражданское право не может распространяться только на часть своего объекта: та часть блага, на которую действие субъективного права не распространяется, не должна включаться в состав объекта такого субъективного права.

Таким образом, если сохранять последовательность в делении элементов произведения на юридически значимые и юридически безразличные, то необходимо признать, что юридически безразличные элементы произведения не могут признаваться объектом авторского права. Очевидно, что объектом авторского права не может быть признан объект, в отношении которого автор или иной правообладатель не имеет возможности реализации тех или иных авторских правомочий как в аспекте возможности осуществления своих действий, так и в аспекте возможности запретить осуществление определенных действий другими лицами. Если возможность реализации автором своих правомочий распространяется только на определенную часть произведения, то объектом соответствующего правомочия должна быть признана именно эта часть, но не все произведение в целом.

Для обоснования предлагаемого  подхода автор приводит такие  примеры, как составные и производные произведения, незаконченные произведения, сравнением норм, регулирующих практическое применение произведений архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства и иных произведений. В то же время делается заключение, что данный вывод применим не только к рассмотренным видам произведений, но и ко всем произведениям вне зависимости от жанра, особенностей и т.д.

В качестве идейного содержания произведения выступают оценка автором  тех или иных явлений, мнение автора по каким-либо вопросам жизни общества, чувства, испытываемые героями по поводу тех или иных событий и т.д., в научном произведении идейным содержанием являются, например, научные теории, выдвигаемые автором. Идейное содержание в качестве отдельного элемента произведения не является объектом авторского права: авторское право, в отличие от патентного права, допускающего возникновение исключительного права на некоторые виды идей, не имеет своей целью монополизацию отдельной идеи, даже если она отличается новизной. Поэтому использование только мыслей и (или) чувств, выраженных в произведении, не подпадает под действие авторского права: «Поэтому идейное содержание произведения в качестве компонента произведения охраняется вместе с произведением, но свободно как идейный источник творчества для создания других произведений с тем же идейным содержанием».

В качестве фактического материала научных произведений выступают научные факты, закономерности, взаимосвязи явлений и т.п. Фактическим  материалом литературного произведения являются реальные обстоятельства, явления, объекты, люди, события, легенды, мифы, на основе которых автором создается сюжет произведения. Каким бы высоким уровнем творчества ни отличалось то или иное произведение, автор не может создать его из ничего, не опираясь на какие-либо обстоятельства, фактический материал: «Художник - мастер. Но он не создает из ничего. Исследование законов творческой деятельности показывает, что все созданное возникает путем освоения закономерностей действительности, из материальных элементов и имеющих вторичный характер духовных феноменов путем материальных и идеальных преобразований применительно к интересам человека». [9, с. 3]

Информация о работе Авторское право