Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:51, реферат

Описание

Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)
 

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный университет информационных 
технологий, механики и оптики
 
 
 
 
 
Дисциплина:
 
Основы интеллектуальной собственности
 
 
Реферат на тему: 
Объекты авторского права. Возникновение авторского права” 
 
                                                                        
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                                                     
 
 
 
 
 

 выполнил: студент 2-го курса , группы 2443 
                                                                                                                Коваленко Александр 
 
 
                                                                       
 
 

Санкт-Петербург 
2011

Содержание: 

  1. История возникновения
 
  1. Понятие авторского права
 
  1. Объекты и  признаки авторского права

- Легальные  критерии охраноспособности объектов авторского права

- Критерии творческой деятельности

- Объективная форма произведения

- Виды объектов авторского права 

  1. Сферы действия авторского права
 
  1. Заключение

 

  История возникновения 

  Авторское право есть продукт позднейшего  времени. 

  Основной  проблемой для авторского права  в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции 

  Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.  

  Однако  автор произведения оставался как  бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью. 

  Лишь  в конце XVII в. был принят первый законодательный  акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г  

  Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг 

  Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право  первоначально возникло как право  на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений. 

  В России регулирование отношений, связанных  с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей  и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.  

  До 1771 г. книгоиздательское дело считалось  в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. 

  Доминирующее  положение государства в сфере  книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший  права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст.420 т.X ч.1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати. 

  Экономические интересы правительства России и  отсутствие хорошо организованных авторских  обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические  интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей 

  В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности. 

  Событием  и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском  праве. Новый закон, по замечаниям его  современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада». 

  В первые годы после Октябрьской революции  явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве»  принятым 29 декабря 1917 г., специальной  комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов. 

  В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права  авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором. 

  Законодательство  СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР. 

  К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. 

  9 июля 1993 года был подписан президентом  РФ Закон «Об авторском праве  и смежных правах», который  продолжает действовать и сейчас (с изменениями и дополнениями  от 19 июля 1995 г.), являясь центральным актом авторского права Российской Федерации. 
 
 

  Понятие авторского права 

  Авторское право раскрывается посредством  ряда определений.  

  Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений. 

  Авторское право, как это следует из международных  соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. 

  Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности. 

  Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права. 

  Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.  

  Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного  свойства»[  

  Объекты и признаки авторского права 

  Действующее законодательство не содержит легального определения понятия объекта авторского права, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.

  Объектом  права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

  Объекты, охраняемые авторским правом, относятся  к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они  очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.  

  1. Легальные критерии  охраноспособности  объектов авторского  права 

  Закон устанавливает два общих легальных  критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права. 

    Авторское право распространяется  на произведения науки, литературы  и искусства, 

    Во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. 

    Отсутствие любого из названных  критериев не позволяет говорить  о наличии произведения как  объекта авторского права. 

  При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно. 

  2. Критерии творческой  деятельности 

Информация о работе Авторское право