Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:51, реферат

Описание

Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

  Творческой  обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам. 

    Разумеется, творчество - субъективный  критерий. Для одного научный  вывод является результатом большого  творческого напряжения, а для  другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности. 

    Следует признать, что на практике  критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов. 

    Подтверждение подобной трактовки  критерия творчества можно найти,  в частности, в постановлении  № 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного  Суда СССР "О применении судами  законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений". 

  В данном постановлении Верховный  Суд подчеркивал, что составители  сборников не охраняемых авторским  правом произведений имеют авторское  право на эти сборники, если они  подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий "творчество" и "самостоятельное создание" не вызывает сомнений. 

    В случае, если имело место  пиратское копирование, орган,  рассматривающий конфликт, прежде  всего суд, может назначить  экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора. 

    Трактовка творчества как акта  самостоятельного создания произведения  тем более оправданна, что для  авторского права безразличны  собственно научные, литературные  или художественные качества  произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением.

  Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права. 

    С точки зрения авторского  права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой  результат умственной деятельности  признается творческим и подпадает  под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т. е. существовало в какой-либо объективной форме. 

  3. Объективная форма  произведения 

  Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной  форме: 

 
  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и  так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее)
 

  В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью  различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и  т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты. 

    В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП  прямо подчеркивается, что авторское  право не связано с правом  собственности на материальный  объект, в котором произведение  выражено. И естественно, "передача  права собственности на материальный  объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП 

    Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения. 

    Например, некоторые поэты записывали  стихи на манжетах, папиросных  коробках или обрывках газет  Поэт В Высоцкий писал черновики  отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли.

  Если  кто-либо попытается опубликовать эти  стихи под своим именем и плагиат  будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены. 

    Юридически безразличным является  и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское  право распространяется как на  обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман. 

    Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.

  Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение. 

    Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом. 

    Прежде чем определить публичный  характер показа, исполнения или  передачи в эфир, необходимо пояснить  их смысл как таковых. 

    Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала  или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме. 

    Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). 

    Передачей в эфир признается  сообщение произведения посредством  его передачи по радио или  телевидению. 

    Для того чтобы показ, исполнение  или передача в эфир трактовались  как обнародование произведения, они должны носить публичный  характер, т. е. делать произведение  потенциально доступным неопределенному  кругу лиц. Поэтому, скажем, первый  показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения. 

    Публичный показ, публичное исполнение  или сообщение произведения для  всеобщего сведения понимаются  как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. 

  4. Виды объектов авторского права 

  Исходя  из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный  перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества. 

    
 
 
 

  По  закону РФ "Об авторском праве  и смежных правах" в число  объектов, охраняемых авторским правом, входят:  

  • литературные  произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и теле- произведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
 

  Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они  основаны или которые они включают. 

  Этот  перечень открытый, что способствует свободе творчества. 

  Каждый  из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован  по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем. 

Информация о работе Авторское право