Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.). Но и сегодня некоторые проблемы, поднимаемые ранее актуальны. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Содержание

Введение
Объекты авторского права.
Основные разновидности объектов авторского права.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Авторское право курсовая моя.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

План

 
 

       Введение

      1. Объекты авторского права.

        Основные  разновидности объектов авторского права.

      Заключение

Введение

      Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.). Но и сегодня некоторые проблемы, поднимаемые ранее актуальны. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие  в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права.

     Институт  авторского права заключает в  себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

       Я бы хотела подробнее рассмотреть в своей работе одну из основных категорий института авторского права - объекты авторского права.

     В законодательстве нет легального определения понятия произведения, хотя и указывается на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

     Произведение  — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.

    В связи с этим важно различать  само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и объектами права собственности. Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

    Однако  не всякое произведение как результат  мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

    В самом законе признак творчества не раскрывается, а в литературе существует множество его определений.

    Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

    Произведение  как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

    Объективной формой произведения следует считать  всякое внешнее выражение авторской мысли. Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Иногда высказывается мнение, что поскольку объективная форма придает продукту творческой деятельности автора способность существовать и по окончании творческого процесса, то, следовательно, в силу этого возникает и способность произведения к воспроизведению, а потому нет оснований способность к воспроизведению считать самостоятельным признаком произведения.

    Другие  ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то - же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение. Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи, с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

    Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно одного только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объекты авторского права 

       Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязанности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам человека. В ст.27 Декларации говорится:

       «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

       2. Каждый человек имеет право  на защиту его моральных и  материальных интересов, являющихся  результатом научных, литературных  и художественных трудов, автором которых он является».

       Интеллектуальная  собственность охраняется законом. Государство содействует развитию  культуры, научных и технических  исследований на благо общих интересов. Свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и охрану интеллектуальной собственности гарантирует статья 44 Конституции РФ.

       Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные  и личные неимущественные отношения  связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. 

       Основными источниками авторского права Российской Федерации являются:

    • Конституция Российской Федерации, ст.44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и  других видов творчества, преподавания;
    • Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят, Государственной Думой 21 октября 1994 г.;
    • Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин ЭВМ баз данных»;

      Нормативные акты исполнительной власти, из которых  важно назвать постановление  правительства Российской Федерации  от 21 марта 1994г. №218 «О минимальных ставках  авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

          Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности - произведениями науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами, так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это условное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)1.

     "Объектом авторского права,  — писал Г.Ф. Шершеневич, —  является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами".2

     А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе".3 Произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты.4 Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде5, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности.6

       Появление за последние годы новых технических  средств, с помощью которых стало  возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило  список объектов авторского права.

Информация о работе Авторское право