Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 08:27, курсовая работа

Описание

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.). Но и сегодня некоторые проблемы, поднимаемые ранее актуальны. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право.

Содержание

Введение
Объекты авторского права.
Основные разновидности объектов авторского права.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Авторское право курсовая моя.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

     Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых норм. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.

     Результаты  творческой деятельности, в отличие  от вещей, представляют собой блага  нематериальные. Так, произведение науки, литературы или искусства - есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение - технические решения задачи; промышленный образец - художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

     Материальный  носитель творческого результата (рукопись, магнитная лента и т.п.) выступает  в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

     Понятие «интеллектуальная собственность» охватывает также результаты деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства, которые хотя и представляют коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются. Действующее Российское законодательство не признает результатами творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности.

       Понятия науки, литературы и искусства имеют разное смысловое значение. Однако четкая классификация произведений на научные, литературные и произведения искусства и не требуется.

       Отнесение произведения к категории исключительно  научных, литературных или произведений искусства для признания его объектом авторского права не имеет значения. Важен лишь творческий характер труда, в результате которого создано произведение. Если нет творчества, нет и объекта авторского права. Например, не может быть объектом авторского права простой список телефонов, простая компиляция и т.д.

       В случае спора о наличии или  отсутствии творчества назначается  экспертиза, с помощью которой  суд может решить этот вопрос.

       Творчество  может быть выражено и в систематизации, и в объединении уже известного материала (сборники, справочники, словари и т.д.). Охране в этих случаях подлежит форма изложения материала.

       Продукт творческой деятельности автора может  быть объектом авторского права, если он выражен в какой-либо объективной  форме, так как авторским правом защищаются именно те структурные элементы произведения, которые определяют его форму. Наличие элементов новизны в произведении не является обязательным для предоставления ему авторско-правовой охраны.

       Произведение  считается имеющим объективную  форму, если оно выражено в одной из следующих форм:

    • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
    • устной (публичное произведение, публичное исполнение и т.д.);
    • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
    • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
    • объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
    • в других формах.

       Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

       Под обнародованием произведения понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

       Из  этого определения следует, что  для признания произведения обнародованным достаточно наличия самой возможности  для неопределенного круга лиц  ознакомиться с произведением. Фактическое  ознакомление публики с выпущенным в свет произведением необязательно.

       Практические  и правовые последствия признания  произведения обнародованным значительны. Автор может реализовать свое право  на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведению, цитировать его и осуществлять иные действия, которые допускаются законом в отношении правомерно обнародованных произведений.

       Если  произведение не подпадает под категорию обнародованных, оно считается необнародованным. Не считается обнародованием информация о произведении с изложением его содержания.

       Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в  законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права.

       К объектам авторского права также  относятся:

    • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства, если же переводчик ограничивает работу подбором равнозначных слов по отношению к языку оригинала, то подобный перевод ("подстрочник") не может  быть   объектом   авторского права.);
    • сборники произведений, также как энциклопедии, антологии, базы данных, другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

       Переход права собственности или права  владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключения составляют лишь произведения изобразительного искусства, исключительное право на которые переходит от авторов к другим лицам одновременно с переходом права собственности на материальные объекты, в котором выражены эти произведения.

       Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы, системы, способы, концепции, сообщения о событиях и фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений.

       Не  являются объектами авторского права, а значит и не подлежат охране произведения, которые не обладают какими-либо признаками произведения, например, объекты, не выраженные в материальной форме, или не являющиеся результатом творческой деятельности.

       К числу неохраняемых относятся и такие объекты, которые хотя и удовлетворяют понятию произведения, однако в силу прямого указания закона охране не подлежат. К ним относятся произведения, срок охраны которых истек, а также:

    • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    • государственные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
    • произведения народного творчества;
    • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

       К неохраняемым можно отнести и  произведения иностранных авторов.

       Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает  в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основные  разновидности объектов авторского права.

Литературные  произведения составляют  значительную  часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении.

  В структуре литературного произведения выделяется тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы  литературного произведения разделяются на юридически безразличные,  т.е.  тему,  материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые - образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.

  Литературная  обработка как вид творческой деятельности возникла в связи с  необходимостью записи рассказов "бывалых  людей", мелодий народных певцов, т.е. людей, не имеющих опыта литературной или музыкальной работы. Записанный и обработанный литературный материал отвечает   требованиям,   предъявляемым   законом   к литературным или музыкальным произведениям.

Вместе  с тем в законе нет специальной  нормы, регулирующей отношения "бывалых  людей" и литературных (музыкальных) обработчиков.  На  практике  первые признаются авторами произведения, вторые - авторами литературной записи.

Наряду  с произведениями литературы можно  выделить группу произведений искусства: музыкальные,    хореографические,    сценические, произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.

Музыкальные   произведения выражаются в сочетаниях звуков, образующих мелодию и связанных  ритмом и гармонией. Они имеют  форму ораторий, симфоний, сонат, квартетов  и т.п. Кроме музыкальных существуют музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.

Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение оркестровой пьесы, оперы для фортепьяно, или партитуру, содержащую все партии многоголосого музыкального произведения.

Музыкальное произведение может воспроизводиться путем переписки нот от руки, копирования их на множительной технике, издания в печати, публичном исполнения и т.д.

Обработка    чужих   произведений,   оркестровка,    переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.

Хореографические  произведения и пантомимы создаются  при помощи пластических движений человеческого тела. В сочетании с музыкой хореографическое    произведение    образует музыкально-сценическое произведение.

Из числа произведений изобразительного искусства можно выделить произведения живописи, скульптуры,  графики,  декоративно-прикладного искусства,  иллюстрации,  рисунки  и т.д. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.

  Архитектурные произведения, отнесенные к объектам авторского права, представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.

В юридической  литературе бытует мнение, что авторское  право охраняет материальные носители, в которых выражен результат  творчества архитектора.  Это мнение представляется спорным, ибо авторское  право охраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то они являются предметами, в отношении которых действует вещное право с присущими ему способами охраны.

Информация о работе Авторское право