Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Федеральное Собрание – парламент РФ 5
1.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания 5
1.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания 8
1.2.1 Порядок формирования Совета Федерации 9
1.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы 10
1.3. Характерные признаки и черты Федерального Собрания как парламента 13
1.4 Полномочия палат Федерального Собрания 14
1.4.1. Федеральное Собрание как законодательный орган власти 20
1.4.2. Контрольная функция Федерального Собрания РФ 30
1.4.3. Федеральное Собрание – постоянно действующий, профессиональный орган 33
Глава 2. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 41
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Федеральное собрание - парламент РФ.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

 

      Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

    Данная  курсовая работа посвящена такому важному  органу государственной власти РФ, как парламент. Проблемы становления и развития  российского парламента очень актуальны. От того, каким он будет, зависит укрепление демократии в нашей стране.

    В соответствии со статьей 94 Конституции  РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

    Конституционное закрепление основ организации  и деятельности парламента РФ имеет  большое значение для развития российского  парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него "сдержки и противовесы" по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.

    В качестве одной из основ конституционного строя ст. 3 Конституции закрепляет народовластие, выражающееся в том числе и в представительной демократии. Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению демократического правового государства в России.

    Развитие  народного представительства - одно из важных средств обеспечения народовластия. Порядок формирования этого органа обеспечивает представительство всего  многонационального народа страны, всех ее субъектов.

    Конституция именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

    Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

    Вопросы, связанные с организацией и деятельностью  Федерального Собрания, а также проблемы становления и дальнейшего развития данного органа государственной власти РФ освещены в литературе достаточно полно, что говорит об изученности данной темы.

    Предметом рассмотрения  данной курсовой работы является Федеральное Собрание (Парламент РФ - состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти.

    Цели  курсовой работы – Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.

    Для достижения этих целей ставятся следующие  задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения.  Кроме того, необходимо проанализировать  источники литературы по данной теме и  отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

 

Глава 1. Федеральное Собрание – парламент РФ

      1.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания

     С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года  в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

 Конституция РФ 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.

     Согласно  Конституции РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование — Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

     Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную  Думу) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта статья помещена в гл.1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального  Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок пересмотра самой Конституции РФ.

           Другая важная гарантия, закреплённая в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим органам государственной власти.1

     В процессе своей деятельности парламент РФ не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

      Независимость – важнейшее условие успешного  выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется  какому бы то ни было контролю со стороны  исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, руководствуясь только Конституцией РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов.

         Вместе с тем законотворческая  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента; чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов; право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными; право Президента РФ распускать Государственную Думу при определённых обстоятельствах и другие институты. Эти ограничения вытекают из принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 

           Федеральное Собрание не обладает  никакими юридическими полномочиями  для вмешательства в компетенцию  и деятельность других федеральных  органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органов проведен достаточно последовательно.

     Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

     Как представительный орган Федеральное  Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой,  открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно к их национальности или социальному положению.

   В Конституции РФ определена структура  Федерального Собрания как двухпалатного органа. В основу порядка образования Федерального Собрания положены принципы федерализма и многопартийности. 2

   Принцип федерализма призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая - Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.

 Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

 Двухпалатная  структура российского парламента принадлежит к тому типу, который  определяется сравнительной слабостью  верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия.3

     Многопартийная система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы.

     Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и так далее.

 Двухпалатная  структура Федерального Собрания предполагает значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100).

1.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания

1.2.1 Порядок формирования Совета Федерации

 

 Совет Федерации основывается на равном представительстве  субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из того что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация имеет 83 субъекта, Совет Федерации должен состоять из 166 членов. Именно это общее число служит основой для определения долей, необходимых для принятия Советом Федерации решений или реализации групповых инициатив его членов.

 Данное  положение Конституции само по себе допускает различные способы формирования "верхней" палаты. В настоящее время Совет Федерации формируется на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ"4

 Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

 Член  Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

 Представитель в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Под исполнительным органом понимается исполнительный орган общей компетенции - президент, губернатор, глава исполнительной власти, или правительство субъекта Федерации.

 Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения об его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

Информация о работе Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ