Контроль органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 08:53, реферат

Описание

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............................3 1 Понятие и виды органов исполнительной власти……………………………………….4 2 Система органов исполнительной власти………………………………………………..6 3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти…………………………..7 4 Контроль органов исполнительной власти………………………………………………8 5 Президентский контроль…………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………….15

Список использованных источников……………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬ.docx

— 47.33 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ          ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Административное право»

Контроль  органов исполнительной власти 
 

Студент

гр. ГУ – 07 – 01                                                       _________________ В.Ю. Дмитриева 
 

Руководитель

ассистент кафедры                                                  _________________ И.В. Виноградова 
 
 

Владивосток 2011 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...............................3                 1 Понятие и виды органов исполнительной власти……………………………………….4           2 Система органов исполнительной власти………………………………………………..6      3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти…………………………..7       4 Контроль органов исполнительной власти………………………………………………8      5 Президентский контроль…………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………….15

Список использованных источников……………………………………………………..16                                                                        

     Введение

     Среди субъектов административного права  органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая  многочисленная из числа организаций - группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает, в практически организующем плане, все области и сферы государственного руководства.

           Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

     Наконец, органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными  управленческими полномочиями в  отношении иных субъектов административного права.

     Контроль  органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

     Основные  цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

     Достижение  целей и соблюдение принципов  контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля. 

1 Понятие и виды органов исполнительной власти

     Среди субъектов административного права  органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

     Орган исполнительной власти - это организация, которая являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

     Исполнительные  органы, являясь одним из видов  органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт. Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

     Задачи  и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь  в процессе и в результате своей  деятельности в порученной ему области.

     Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

     Основными функциями, присущими компетенции  почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

     Права и обязанности определяют границы  полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его  функций.

     Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

     Как и иные субъекты административного  права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью, возникает она одновременно с  их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2  Система органов исполнительной  власти

     Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с принципом федерализма  действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

     1 Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

     - Правительство Российской Федерации;

     - Федеральные министерства;

     - Государственные комитеты Российской Федерации;

     - Федеральные комиссии России;

     - Федеральные службы России;

     - Федеральные надзоры России.

     - Иные федеральные органы исполнительной власти.

     2 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) — это:

       - правительства республик и других субъектов Федерации;

      - администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

           3 Органы местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных традиций [2].

 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Государственный контроль в сфере исполнительной власти

     Государственный контроль в сфере исполнительной власти, исходя из установленного Конституцией России разделения государственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля:

            1) Президентский контроль;

     2) Контроль законодательных (представительных) органов власти;

     3) Контроль в системе органов  исполнительной власти;

     4) Судебный контроль.

            Основные цели контроля: соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.

           Основные принципы контроля: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

           Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Контроль органов исполнительной  власти

     Контроль  органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

     Контроль  органов исполнительной власти можно разделить на:

     а) общий;

     б) надведомственный(межотраслевой);

     в) отраслевой(внутриведомственный).

     Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ [4].

     Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

     Правительство РФ как орган общей компетенции  наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст.114 Конституции и Федеральному конституционному закону о "Правительстве Российской Федерации"  оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, Федеральными законами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства[5].

     В пределах своей компетенции Правительство  РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ.

     Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указанных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

Информация о работе Контроль органов исполнительной власти