Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Федеральное Собрание – парламент РФ 5
1.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания 5
1.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания 8
1.2.1 Порядок формирования Совета Федерации 9
1.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы 10
1.3. Характерные признаки и черты Федерального Собрания как парламента 13
1.4 Полномочия палат Федерального Собрания 14
1.4.1. Федеральное Собрание как законодательный орган власти 20
1.4.2. Контрольная функция Федерального Собрания РФ 30
1.4.3. Федеральное Собрание – постоянно действующий, профессиональный орган 33
Глава 2. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 41
Заключение 44
Список использованных источников и литературы 46

Работа состоит из  1 файл

Федеральное собрание - парламент РФ.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

 Ни  Конституция, ни ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако так как основная часть решений палаты принимается большинством голосов ее членов5 можно полагать, что она правомочна, если избрано (назначено) большинство ее членов.

 Совет Федерации не подлежит роспуску, однако без Государственной Думы он может  осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции РФ.

1.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Согласно закону, принятому думой четвертого созыва, для формирования фракции в Думе избираемой партии требовалось набрать не менее 7 % (против действовавшего ранее порога в 5 %), при этом были убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки.

Таким образом депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. 6

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.7

     Ранее депутаты избирались по различным системам: половина палаты избиралась по одномандатным  округам (один депутат от каждого округа — так называемая мажоритарная система), а другая половина — по единому федеральному избирательному округу, когда депутаты определялись пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение (так называемая пропорциональная система).

     Изменение закона исходит из того, что новый  порядок выборов даст значительный стимул становлению в стране прочной партийной системы, приведет к сокращению числа мелких политических партий, улучшит распределение мандатов и представительство региональных групп кандидатов. 8

    Распределение депутатских мандатов начинается с  того, что сумма голосов избирателей, поданных по федеральному округу за федеральные  списки, делится на 450, т. е. число  распределяемых мандатов. Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком, делится на это избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

    Если  же после указанных действий остаются нераспределенные мандаты, то производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате первого деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

     Поскольку федеральный список разбит на региональные группы, то после определения депутатов по определенной части списка производится распределение мандатов внутри федерального списка, т. е. между региональными группами.

    Если  в результате всех этих действий Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные мандаты передаются спискам кандидатов, не допущенных к их распределению. Эти мандаты распределяются пропорционально полученному числу голосов избирателей. Далее Центральная избирательная комиссия регистрирует депутатов и выдает им удостоверения.

    Одно  и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и  депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

На выборы в ныне действующую думу 5 созыва было выдвинуто 11 партий. Согласно итогам выборов, в Думу прошло 4 партии — Единая Россия (70 % мест), КПРФ (12,7 %), ЛДПР (8,9 %) и Справедливая Россия (8,4 %). Никакие остальные партии, набравшие в совокупности около 8,3 % голосов, не набрали по отдельности необходимых 7 % голосов избирателей, и в Думе не представлены.

1.3. Характерные признаки и черты  Федерального Собрания как парламента

     Впервые в Конституции нашего государства  закрепляется статус одного из органов государственной власти (Федерального Собрания) как парламента. Какие же признаки и черты характеризуют Федеральное Собрание как парламент?

     Во-первых, Федеральное Собрание РФ является представительным органом государственной власти РФ. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан России. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой.

     Во-вторых, Федеральное Собрание является парламентом РФ потому, что именно этот орган (и только он) наделён правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать федеральные законы.

     В-третьих, российский парламент обладает такой  типичной для парламентов демократических государств функцией как контрольная. Например, Федеральное Собрание принимает (утверждает) федеральный бюджет и осуществляет парламентский контроль за его исполнением, утверждает указы Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает на соответствующие должности кандидатуры, предлагаемые Президентом РФ.

     В-четвёртых, Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом. Конституционное  закрепление Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что оно является парламентом Российской Федерации, поскольку только парламенту демократического государства свойственно такое качество, как постоянная деятельность в пленарном составе.

         И, наконец, признаком, характеризующим  Федеральное Собрание РФ как парламент, является его внутренняя структура, то есть наличие двух палат с разным правовым статусом, разветвлённой системой постоянных и временных комитетов, комиссий и других рабочих органов палат Федерального Собрания. Именно подобное структурирование характерно для учреждений, именуемых парламентом.

1.4 Полномочия палат Федерального Собрания

 

 Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума  -  различных групп населения страны.

 Существуют  три основные группы  полномочий  Федерального собрания,  которые установлены  Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102, 103);  законотворчество (ст. 105); организация деятельности палаты (ст. 101).

 Статья 102 Конституции РФ к исключительному  ведению Совета Федерации относит:

  1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

 Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов РФ.  В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ. Поэтому для реализации Советом Федерации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

  1. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

 Это положение обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории России или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах Федерации.

  1. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  2. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
  3. Назначение выборов Президента РФ.

 Это могут быть как, очередные выборы, которые назначаются по истечении  срока полномочий Президента, так  и внеочередные - при досрочном прекращении его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях его отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Ни Конституция, ни законодательство не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента РФ.

  1. Отрешение Президента РФ от должности.

 В процедуре  отрешения Президента от должности  Совет Федерации выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу.9

  1. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
  2. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

 Генеральный прокурор РФ считается назначенным  на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

  1. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 Счетной палаты образуется Советом Федерации  и Государственной Думой для  контроля за исполнением федерального бюджета. Состав аудиторов этого контрольного органа формируется палатами на паритетных началах, т. е. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности половину состава Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.10

 Решения по вопросам своего исключительного  ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.

 К исключительному  ведению Государственной Думы относятся:11

  1. Дача  согласия  Президенту РФ на назначение Председателя  Правительства  Российской  Федерации.

 Согласно  Регламенту ГД, в случае внесения в  Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов.12 Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

 Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. При этом должны реализовываться конституционные требования о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, т.е. Президент и Государственная Дума должны стараться договориться о взаимоприемлемых кандидатурах. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.13

Информация о работе Анализ сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ