Земельный серветут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Земля и другие природные ресурсы имеют важное экономическое и социальное значение, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 499.22 Кб (Скачать документ)

Введение


Земля и другие природные  ресурсы имеют важное экономическое и социальное значение, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Земля может находиться в  частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются равным образом. Наряду с правом собственности вещными правами на землю являются право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования.

Владение, пользование и  распоряжение землей осуществляется свободно и должно обеспечивать воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, создание необходимых условий для хозяйственной деятельности на земле, эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов и инженерных коммуникаций, не нарушать права и интересы граждан и иных лиц, охраняемых законом.

Земельный участок приобретается  или передается собственнику, владельцу, пользователю и арендатору на соответствующем праве с установленным целевым назначением и правовым статусом и только в этом качестве принадлежит его владельцу.[1]

В данной курсовой работе мы рассмотрим историю данного вопроса, причины обременений, их виды и особенности сделок с обремененными участками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Возникновение понятия


Понятие сервитута сформировалось еще в древнем Риме. Например, в Дигестах Юстиниана I целый раздел (Книга восьмая, Титулы I , II и III) посвящен сервитутам (De servitutibus). В указанном разделе дано определение сервитута, которое, оставаясь неизменным вот уже более тысячелетия, нашло отражение в новом российском гражданском законодательстве. «Сервитут, как-то: пользование и узуфрукт (узуфрукт есть право пользоваться чужими вещами и извлекать из них плоды с сохранением целости субстанции вещей)» (Дигесты Юстиниана, книга седьмая, титул I). В этом же разделе были собраны цитаты «О сервитутах городских имений», «О сервитутах сельских имений», в которых определялись принципы установления сервитутов, перечислялись их виды. Так, например, устанавливались следующие сервитута сельских имений: проход, прогон, проезд, проведение воды, пользование водой, прогон скота на водопой, право пастьбы, обжигания извести, копания песка и др.

Право сервитута в России до 1917 года действовало в законодательстве только в Прибалтийских и Привисленских губерниях. На основной территории Российского государства действовало право участия в пользовании и выгодах чужого имущества, которое считалось не вещным правом, а ограничением права собственности. Так, например, собственник земельного участка был не вправе препятствовать свободному проходу, проезду и провозу по дороге, пролегающей через его угодья, а хозяева прогоняемого по большим дорогам скота имели право пасти на его лугах при дороге на установленном расстоянии.

Владельцы участков, прилегающих  к судоходной реке, не имели права  строить на ней мельницы, плотины, не имели права препятствовать работам, связанным с обслуживанием речных судов.

Сервитуты устанавливались  в интересах соседствующих земельных  участков. При этом устанавливались такие ограничения, как обеспечение прохода к своему земельному участку, право прогона скота к водопою через соседний участок, провоза по соседнему участку строительных материалов.

В России после 1917 года, с  отменой частной собственности  на землю, в принимаемых земельных  нормативных правовых актах находили отражение вопросы ограничения  прав землепользователей в использовании предоставляемых им земельных участков. При этом государством как собственником земли могли предъявляться требования к землепользователям не совершать каких-либо действий, ведущих к порче земли или снижению плодородия почв или препятствовать совершению законных действий другими. Так, принятым в 1937 году Постановлением ЦИК и СНК СССР «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения» устанавливались зоны санитарной охраны источников водоснабжения, которые делились на три части, в каждой из которых устанавливался особый режим. Например, во втором поясе запрещалось без разрешения всякого рода строительство, уничтожение насаждений, использование земельных участков для сельскохозяйственного производства. Положением о землях, предоставленных транспорту, принятому в 1933 году, все вопросы использования земель и обустройства территории должны быть согласованы с местными Советами.

Наибольшее внимание указанным  вопросам было уделено в семидесятых  годах, когда были приняты «Основы  земельного законодательства Союза  ССР и союзных республик» (1968 год) и «Земельный кодекс РСФСР» (1970 год), а также «Основы водного законодательства Союза ССР и Союзных республик» (1970 год), «Воздушный кодекс Союза ССР» (1961 год), «Устав связи Союза ССР» (1971 год) и др., а также ряд постановлений Совета Министров РСФСР, наибольшее значение из которых имело Постановление 1973 года «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».

В соответствии с Земельным  кодексом РСФСР (ст.28) было установлено, что специальной охране подлежат земли сельскохозяйственного назначения, а сельскохозяйственные предприятия, пользующиеся этими землями, обязаны были охранять, восстанавливать и повышать плодородие почв.

В ст. 29 говорилось о том, что промышленные и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения земель производственными и другими отходами. Было установлено (ст. 36), что предприятия, организации и учреждения, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех землях, без изъятия земельных

участков у землепользователей.

Земельным кодексом (ст. 137) также  устанавливалась уголовная и административная ответственность за порчу сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами, невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние земель.

В 1991 году Правительством Российской Федерации были утверждены формы  государственного акта на право собственности  на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. В качестве приложения к государственному акту выдавался список земельных участков с особым режимом использования земель, предоставленных гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В этом списке указывалось наименование территории с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного, рекреационного, историко-культурного значения, зоны прохождения трубопроводного транспорта и т.п.), площадь этой территории, с указанием площади сельскохозяйственных угодий, из них пашни, установленный режим использования земель. В дальнейшем, при утверждении формы Свидетельства на право собственности на землю (в 1993 году), было вменено как одной из основных правовых норм вносить в это свидетельство описание ограничений в использовании и обременении участка земли. Вместе с тем, этот документ не являлся юридическим актом признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на земельный участок.

В Российской Федерации в  настоящее время понятие ограничения (обременения) и сервитута регламентируются статьями 131, 216, 460, 553, 613, 694 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также они рассматриваются статьями 1, 4, 12, 13, 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (1997г.) и статьями 23, 48, 56 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, положение указанных статей могут служить теоретической

основой для изучения и  решения практических вопросов по установлению сервитутов.[1]

 

Глава 2. Причины и виды обременения


Ограничение прав лиц, использующих земельные  участки, - установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах.

Ограничения прав лиц - запреты на осуществление определенных видов  деятельности и требования о воздержании  от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством в зависимости от местоположения земельных участков и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение.

Публичные интересы определяют необходимость  установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности, связанной с использованием земель. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ЗК РФ или иным федеральным законом.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки - форма  закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки.

Цели ограничения прав лиц на землю - обеспечение рационального  и эффективного использования земель и охраны окружающей природной среды. Характер ограничений должен быть таким, чтобы обеспечить возможность пользоваться земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

Основания установления ограничений - соответствующие нормы, которые предусмотрены в законодательных актах. Непосредственное установление ограничения прав на землю основано на административно-правовом акте - решении соответствующего органа. Возможно установление ограничения по решению суда. Ограничение устанавливается бессрочно или на определенный срок. При установлении ограничений прав на землю допускается возмещение причиненных убытков. Ограничение прав на землю также может быть обжаловано в судебном порядке.

Ограничение прав по использованию земельного участка - неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничения прав на земельные участки подразделяются на общие и специальные.

Общие ограничения на землю - ограничения, вызванные обязанностью землепользователей соблюдать определенные природоохранные, ветеринарные, санитарные и иные правила федерального, регионального и местного уровней. Например, на всей территории РФ запрещено без специального разрешения выращивать некоторые растения, из которых добываются наркотические средства. Требование рационального использования земли можно рассматривать как общее ограничение в праве.

Специальные ограничения на землю - ограничения, вызванные их местоположением или иными обстоятельствами, например: сервитут, досрочное резервирование земель под некоторые будущие государственные или местные нужды, государственный контроль за деятельностью землепользователей, землевладельцев и собственников и др. [2]

В соответствии с гражданским и  земельным законодательством государственной регистрации подлежат следующие ограничения (обременения) прав на земельные участки:

- ипотека земельного участка,  возникающая на основании договора  и в силу закона (ст. 11 Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

- доверительное управление земельным участком (ст. 1012-1024 ГК РФ);

- рента (ст. 586 ГК РФ);

- аресты и запрещения на заключение сделок (ст. 1, 28 Закона о государственной регистрации прав);

- права требования, предъявленные  в судебном порядке (ст. 28 Закона о государственной регистрации прав);

- решения об изъятии земельного  участка (п. 4 ст. 279 ГК РФ);

- публичные сервитуты (ст. 23 ЗК РФ);     

- особые условия использования  земельных участков и режим  хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (ст. 56 ЗК РФ);

- особые условия охраны окружающей  среды, в том числе животного  и растительного мира, памятников  природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных (ст. 56 ЗК РФ);

- условия начала и завершения  застройки или освоения земельного  участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности (ст. 56 ЗК РФ);

- иные ограничения использования  земельных участков в случаях,  установленных ЗК РФ и ГК РФ, иными федеральными законами. [4]

2.1 Ипотека


Ипотека (залог недвижимости) – комплексное обеспечительное средство, поскольку защищает основное, обеспечиваемое ею обязательство в целом.[2]

Статья 11. Возникновение  ипотеки как обременения (в ред. Федерального закона от 11.02.2002 N 18-ФЗ)

1. Государственная регистрация  договора об ипотеке является  основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке.

Государственная регистрация  договора, влекущего возникновение  ипотеки в силу закона, является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о возникновении ипотеки в силу закона. (Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ.)

2. Ипотека как обременение  имущества, заложенного по договору  об ипотеке, возникает с момента заключения этого договора.

При ипотеке в силу закона ипотека как обременение имущества  возникает с момента государственной  регистрации права собственности  на это имущество, если иное не установлено договором.

Информация о работе Земельный серветут