Управление в области использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Общая характеристика управления в области использования и охраны земель. Органы, осуществляющие управление в области использования земельных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Земельное право.docx

— 17.94 Кб (Скачать документ)

1.Общая характеристика  управления в области использования  и охраны земель.

Ведущая роль в управлении в области использования и  охраны земель принадлежит государству. Государственное управление земельными ресурсами является частью государственного управления в целом. Управление земельными ресурсами вызвано объективной  необходимостью обеспечения использования  земли, которая незаменима и ограничена как основное средство производства и пространственно-операционный базис  для размещения иных объектов. Специфика  земельных правоотношений определяет и особенности в структуре  органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также в самом  содержании управления земельными ресурсами.

Объектом управления являются отношения в области использования  и охраны таких земель всеми землями  Российской Федерации или частью. Земли РФ или земельный фонд РФ составляют все земли в пределах государственных границ РФ. С целью  обеспечения дифференцированного  правового регулирования земельных  отношений по поводу земель, обладающих различными природными качествами и  свойствами, все земли РФ разделены  на семь категорий в зависимости  от целевого назначения земель:

- земли сельскохозяйственного  назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли специального назначения;

- земли особо охраняемых  территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Государственное управление земельным фондом было предметом  пристального внимания советских ученых. В юридической литературе, как  правило, подчеркивалось, что государственное  управление земельным фондом имеет  своим основанием право государственной  собственности на землю и право  территориального верховенства. Ликвидация монополии государства на земельные  ресурсы определила необходимость  пересмотра сложившегося подхода к юридическому основанию государственного управления земельными ресурсами.

Российская Федерация  осуществляет управление как государство, обладающее суверенитетом, которое  включает в качестве одного из элементов  и право территориального верховенства.

Таким образом, государство  реализует функции управления, опираясь на политическую власть, и юридическим  основанием государственного управления является право территориального верховенства, позволяющее применять государству  властные полномочия для обеспечения  рационального использования и  охраны земель независимо от формы  собственности на нее.

Осуществляя управленческую деятельность, исполнительные органы, с одной стороны, оказывают содействие, субъектам в реализации своих  прав на земельные участки (например, обеспечивая информацией, проводя  улучшение земель за счет государства), с другой – выявляют нарушения требований по рациональному использованию и охране земель и применяют меры ответственности. Правоотношения по управлению земельными ресурсами являются по своему характеру организационными.

Хотя в литературе по земельному праву обычно используется термин «государственное управление землями», следует учитывать, что управление земельными ресурсами осуществляют не только органы государственной власти, но и исполнительные органы местного самоуправления. В частности, органы местного самоуправления: регулируют планировку и застройку территорий муниципальных образований; осуществляют изъятие земельных участков на подведомственных им территориях; решают вопросы благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований; осуществляют контроль за использованием земель на территории соответствующего муниципального образования; регулируют использование месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Управление в области  использования и охраны земель –  это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению  рационального использования и  охраны земель всеми субъектами земельных  отношений.

Управление землями подразделяется на общее и ведомственное (отраслевое), которые имеют общность задач, функций  и метода воздействия. Общее управление земельными ресурсами осуществляется органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер, то есть оно распространяется на земли (независимо от их категории и прав на конкретный земельный участок) в пределах территории РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Такое управление осуществляют органы общей компетенции: Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы специальной компетенции, в частности Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.

Ведомственное (отраслевое) управление земельными ресурсами осуществляется государственными комитетами, федеральными агентствами, федеральными службами, а  также в случаях, установленных  указами Президента или постановлениями  Правительства РФ – министерствами и имеет ведомственный (отраслевой) характер, то есть распространяется на земли только определенных отраслей народного хозяйства. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и  реализуется под контролем органов общего управления. Этот вид управления осуществляет, например, Федеральная служба безопасности России, Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Так, Федеральная служба безопасности РФ осуществляет контроль за использованием земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости – по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными нормами. Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет управление в области использования и охраны земель, предоставленным организациям железнодорожного транспорта.

Содержание управления земельными ресурсами составляют функции управления, представляющие собой обособленные, основные виды деятельности исполнительных органов по обеспечению рационального  использования и охраны земель. Положения  земельного законодательства позволяют  выделить такие функции управления земельными ресурсами, как:

- ведение государственного  кадастра недвижимости;

- осуществление землеустройства;

- планирование использования  земельных ресурсов;

- контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);

- мониторинг земель.

До недавнего времени (до 1993 г.) одной из функций государственного управления являлось и разрешение земельных  споров, которые рассматривались  в административном порядке. Современное законодательство отдает приоритет судебному порядку разрешения земельных споров, поэтому нет оснований для выделения такой функции управления.

Несмотря на то что управленческие функции в основном осуществляют органы исполнительной власти (государственные  органы и органы местного самоуправления), отдельные полномочия в области  управления реализуют и иные лица, например общественные организации. Об этом необходимо помнить при характеристике управления земельными ресурсами и рассмотрении отдельных управленческих функций. Так, земельный контроль осуществляется не только государственными органами, органами местного самоуправления, но и уполномоченными ими органами, органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями).

 

2.Органы, осуществляющие  управление в области использования  земельных ресурсов.

В структуру органов государственного управления земельными ресурсами входят органы государственной исполнительной власти РФ и ее субъектов. В зависимости  от компетенции в сфере управления земельным фондом органы общего управления делятся на органы общей и специальной  компетенции.

Органы общей компетенции  составляют следующие органы исполнительной власти. К федеральным органам  общей компетенции относится  Правительство РФ, которое призвано обеспечить проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; организовать деятельность по охране и рациональному использованию  природных ресурсов, регулированию природопользования.

На уровне субъектов РФ общее управление земельными ресурсами  осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (правительства республик, администрации областей и т.д.). Компетенция этих органов определяется как Федеральным законодательством, так и законодательством соответствующих субъектов РФ, в частности их инструкциями и уставами. 

Управление земельными ресурсами  на уровне муниципальных образований  осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.

Их компетенция определена в Законе РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном  самоуправлении», ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ. Так, глава местной администрации поселения или городского округа утверждает соответственно план реализации генерального плана поселения или городского округа.

К основным органам специальной  компетенции относятся: Министерство экономического развития РФ, Федеральное  агентство по управлению государственным  имуществом, Министерство природных  ресурсов и экологии РФ, Федеральное  агентство лесного хозяйства, Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования и др.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию  в сфере анализа и прогнозирования, в том числе имущественных  отношений, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ


Информация о работе Управление в области использования и охраны земель