Правовой режим использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:19, контрольная работа

Описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, техно-генных достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую при-роду, забыв о первой. Получив все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Особенности земельно-правового регу-лирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. З

Содержание

Введение
Понятие и общая характеристика правового режима использования и охраны земель.
Земельный фонд России. Виды земель и их содержание.
Особенности предоставления, использования и изъятия земель, предос-тавленных для нужд ФСИН России.
Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контр. по экологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

  1. Понятие и общая характеристика правового режима использования и охраны земель.
  2. Земельный фонд России. Виды земель и их содержание.
  3. Особенности предоставления, использования и изъятия земель, предос-тавленных для нужд ФСИН России.

Практическое задание

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     В современном мире, в век научного и социального прогресса, техно-генных достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую при-роду, забыв о первой. Получив все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Особенности земельно-правового регу-лирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов промышленности, явля-ется базисом для размещения природных объектов. При этом она является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, пред-ставляющим собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права показывают обязанность всех землепользователей и собственников земель сохранять и увеличивать почвенное плодородие своих земельных участков. 
        Бесценность биопотенциала не может быть выражена никакой денежной оценкой. Поэтому земельный учёт осуществляется по особой системе земель-ного кадастра, учитывающего его как специфику земель, так и их ценность. Кадастровый учёт особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно многообразна в своих различных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учё-том объективно существующих свойств и особенностей земель. 
        В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устра-нению негативных процессов на земле предусмотрено разработать правовые, нормативные, технические акты, регулирующие организацию и ведение мониторинга земель.

      1. Понятие и общая  характеристика правового  режима использования  и охраны земель.

 

     Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.

     Экономическое значение земли состоит в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориальным базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и т. д.

     Экологическое значение земли заключается в  том, что она представляет собой  основу существования и воспроизводства  человеческого общества, главное  звено биосферы планеты, осуществляющее связь между всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.

     Таким образом, юридически земля может  рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта различных  прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.

     Отношения по поводу земли, то есть в связи  с ее рациональным использованием и  охраной в целях воспроизводства  плодородия почв, улучшения природной  среды и защиты прав на землю граждан  и организаций, называются земельными отношениями.

     Правовое  регулирование земельных отношений  осуществляется Конституцией РФ (ст. 9, 36), Земельным кодексом РСФСР 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, совокупность которых составляет земельное законодательство. Наиболее важными среди них являются: федеральные законы «О мелиорации земель» 1996 г., «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1998 г., Закон РФ «О плате за землю» 1991 г., указы Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 № 1767, «О приведении земельного законодательства в соответствие с Конституцией РФ» от 24 декабря 1993 № 2287, «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 № 631, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30 мая 1993 № 503 и др.

     Осуществляемые в настоящее время реформы в земельно-аграрной сфере вызывают необходимость обновления земельного законодательства, в частности, предполагается принять новый Земельный кодекс Российской Федерации.

     Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся также в нормативных актах, определяющих правовой режим других природных ресурсов (Лесном, Водном кодексах РФ, Законе РФ «О недрах» и др.), гражданском законодательстве, законодательстве о сельскохозяйственных кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

     Правовая  охрана земель - это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение  рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

     Охрана  земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям и ставит следующие цели:

- предотвратить  деградацию и разрушение земель, другие неблагоприятные последствия  хозяйственной деятельности путем  стимулирования природоохранных  технологий производства;

- обеспечить  улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или  нарушению;

- создать  механизм учета и проверки  экологического состояния земель (ст. 100 Земельного кодекса РСФСР).

Законодательством предусматривается комплекс мер  как предупредительно-восстановительного характера, так и мер юридической ответственности за нарушение земельно-правовых норм.

     К мерам первой группы относятся государственный  кадастровый учет и мониторинг земель, контроль за их состоянием и использованием, планирование мероприятий по охране земель, меры по восстановлению нарушенных земель, по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов, при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др.

Предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права  и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия  земель и т. д.

     Основные  правовые меры охраны земель реализуются  путем установления нормативов загрязнения  земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве) и нормативов применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.) в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель, восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот, установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности.

     В числе последних следует особо  выделить обязанности землепользователей по:

- рациональной  организации земельной территории;

- защите  земель от засорения и загрязнения  отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения;

- использованию  земель в соответствии с целевым  назначением;

- приведению  земель по миновании в них надобности в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

     Субъекты  хозяйственной деятельности, которые  производят работы с нарушением поверхности  земель (строительство, добыча полезных ископаемых и т. д.), должны снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивируемые земли или на малопродуктивные угодья.1

     Специальные требования установлены законом  для охраны сельскохозяйственных земель.

     Важное  место среди них занимают положения, предусматривающие ограничения  по изъятию сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд, обеспечивающие приоритет сельскохозяйственного землепользования, содержание которого было рассмотрено выше.

     Законодательство  устанавливает обязанности сельскохозяйственных землепользователей по рациональному использованию земель; применению эффективных систем земледелия; борьбе с эрозией и другими вредными процессами, приводящими к разрушению почв; по проведению обязательных мероприятий, связанных с сохранением и улучшением земель, повышением почвенного плодородия.

Основные  направления деятельности государственных  органов, а также права и обязанности  землепользователей в сфере сохранения, воспроизводства и повышения  плодородия сельскохозяйственных земель регламентируются Федеральным Законом  «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. В соответствии со ст. 8 данного закона собственники, владельцы, пользователи и арендаторы сельскохозяйственных земель обязаны:

- осуществлять  сельскохозяйственное производство способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;

- соблюдать  правила и нормативы проведения  агротехнических, мелиоративных,  противоэрозионных и агрохимических  мероприятий;

- представлять  сведения в компетентные органы  об использовании агрохимикатов и о фактах загрязнения почв и деградации земель и др.

В целях  повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции  на основе сохранения и повышения  плодородия земель, создания условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных угодий проводится мелиорация земель.

     Мелиорация - это коренное улучшение земель путем осуществления гидротехнических (оросительных, осушительных и др.), культуртехнических (расчистка, рыхление и др.), противоэрозионных, агролесомелиоративных (создание защитных лесонасаждений), химических (известкование и др.) и иных мероприятий. Правовые основы деятельности в области мелиорации устанавливает Федеральный Закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.

     Правовая  охрана земель обеспечивается также  мерами юридической ответственности, которая применяется в случаях  невыполнения установленных законодательством  правил рационального использования  и охраны земель.

     В случае причинения земельным правонарушением значительного вреда земле, окружающей природной среде или здоровью человека, а также при наличии других признаков, указанных в законе, может наступать уголовная ответственность по ст. 254 (отравление, загрязнение или иная порча земель), ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра и др.) Уголовного кодекса РФ.

     Независимо  от привлечения виновных лиц к  административной и уголовной ответственности  применяется гражданско-правовая ответственность в случае совершения незаконных сделок с землей или причинения вреда земле либо правам и законным интересам субъектов земельных отношений.

Размер  убытков, подлежащих возмещению, определяется в полном объеме исходя из фактически причиненного ущерба и упущенной выгоды -стоимости поврежденных насаждений, незавершенного сельскохозяйственного производства, работ по очистке от загрязнения или рекультивации земель и т. д.

     Самовольно  занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

     Приведение  земельных участков в пригодное  для использования состояние  при их захламлении, самовольном  занятии, снос самовольно возведенных  строений производится виновными в этих нарушениях лицами своими силами или за их счет (ст. 126 ЗК РСФСР).

Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель