Правовой режим использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:19, контрольная работа

Описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, техно-генных достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую при-роду, забыв о первой. Получив все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Особенности земельно-правового регу-лирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. З

Содержание

Введение
Понятие и общая характеристика правового режима использования и охраны земель.
Земельный фонд России. Виды земель и их содержание.
Особенности предоставления, использования и изъятия земель, предос-тавленных для нужд ФСИН России.
Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контр. по экологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Субъектами  права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате отвода земель в натуре и его юридического оформления.

     Праву землепользования присущ целевой и  платный характер.

     Целевое назначение земельного участка (для  крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и должно соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санкции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъятия земель.

     Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, предусмотрены законом  и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение  целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с изменением их целевого назначения, производится только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.

     Принцип платности природопользования применительно  к землям реализуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» устанавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.

     Собственники  земель, землевладельцы и землепользователи  облагаются земельным налогом. Право  устанавливать его минимальные  ставки предоставлено органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу земельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.

     Арендаторы  земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между  арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных земель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.

     Нормативная цена земли характеризует стоимость  земельных участков и устанавливается  для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под залог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.

     Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам  в кратных размерах к ставкам  земельного налога на единицу земельной площади. При этом органы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%.3

     Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше земельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанности по использованию земельного участка.

     В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

- самостоятельно  хозяйствовать на земле;

- использовать  в установленном порядке для  нужд хозяйства имеющиеся на  земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

- возводить  жилые, производственные, культурно-бытовые  и иные строения и сооружения;

- собственности  на посевы и посадки сельскохозяйственных  культур и насаждений;

- в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

- на  компенсацию вложенных затрат  на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

     Наряду  с правами указанные субъекты несут обязанности:

- эффективно  использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

- осуществлять  комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

- своевременно  вносить плату за землю;

- не  нарушать прав других субъектов  земельных отношений, а также  порядок пользования лесными  угодьями, водными и другими природными  объектами;

- своевременно  представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

- вести  любое строительство, руководствуясь  действующими строительными правилами  и по согласованию с заинтересованными  государственными органами.

     Основания возникновения и прекращения  права землепользования

     Основания возникновения данного права  обусловлены прежде всего видом  права землепользования, которое, как  и всякое право пользования природными ресурсами, может быть общим и  специальным.

     Право общего землепользования представляет собой возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно земельными участками для проезда, прохода, отдыха и других целей и вытекает непосредственно из закона - Конституции РФ, гражданского, земельного, водного, лесного законодательства. Например, указанное право осуществляется на землях общего пользования в городах и других населенных пунктах. Эти земли состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, дороги, проезды и др.), для удовлетворения культурно-бытовых и иных потребностей населения (парки, скверы, водоемы, пляжи, бульвары, кладбища и т. п.).

     Лесное  и водное законодательство устанавливает  право граждан использовать земли  лесного фонда в случае нахождения граждан в лесах, а также земли водного фонда при использовании водоемов общего пользования и прилегающих к ним участков для отдыха, купания и др. (ст. 86 Лесного кодекса РФ, ст. 88 Водного кодекса РФ).

     Понятие права общего землепользования раскрывается также в ст. 262 Гражданского кодекса РФ*, в которой сказано, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственниками соответствующих земельных участков. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

     Право специального землепользования в отличие  от общего возникает из юридических  фактов, совокупность которых образует достаточно сложный порядок приобретения земель. В настоящее время законом предусмотрено два основных способа приобретения земельных участков - гражданско-правовой и административно-правовой.

     Гражданско-правовой способ означает возникновение земельных прав (права собственности, аренды, залога и др.) в результате заключения гражданско-правовых сделок и договоров - купли-продажи, мены, дарения, аренды, залога, наследования по закону и завещанию и т. д.

     Административно-правовой способ приобретения земельных участков заключается в предоставлении их гражданам и юридическим лицам компетентными государственными органами в порядке отвода земель.

Органами, наделенными полномочиями по предоставлению (в собственность, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду) и изъятию земель, являются исполнительные органы власти (местные  администрации).

Порядок предоставления земель подробно урегулирован законодательством.4

Рассмотренный выше порядок предоставления земель применяется, а также документы, оформляющие земельные права (свидетельства  на право собственности на землю  и государственные акты на право  пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей) признаются действительными до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», принятого во исполнение Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 № 122 ФЗ.

     Законом подробно регламентируется порядок  изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земель у их собственников осуществляется путем выкупа. Законом предусмотрена необходимость заблаговременного предупреждения собственника и получения его согласия на изъятие земель (в случае несогласия вопрос решается в суде). При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

     Конкретные  размеры возмещения в таких случаях  исчисляются в соответствии с  «Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 № 77.

     По  соглашению с собственником земли (землевладельцем, землепользователем) ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

     Помимо  изъятия земельных участков права  землепользования может прекращаться на основании таких юридических фактов как истечение срока пользования, ликвидация юридического лица-природопользователя или смерть гражданина-природопользователя, отказ от использования земельного участка и др.

Практическое  задание

     Задача.

     Прилегающие к дороге районного значения земли площадью 10 га, находящиеся в ведении ИК (Южского района), пустуют, не вводятся в сельскохозяйственную обработку 3,5 года.

     В чем состоят обязанности землепользователей по использованию земель сельскохозяйственного  назначения? В каком порядке, и на каком основании они могут быть изъяты?

      

     Ответ.

    В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. А так же в соответствии со ст. 8.8 использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    В соответствии с п. 3 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения»  земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

    Специфика правового режима этой категории  земель в отличие от других определяется в конечном счете использованием сельскохозяйственных земель в качестве основного средства производства. С  учетом экономической и экологической  значимости данных земель как наиболее ценных и плодородных в составе земельного фонда законодательство закрепляет особый порядок их использования и охраны, приоритет сельскохозяйственного землепользования. Это означает, что земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, предоставляются прежде всего для этих нужд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель