Эффективность государственного кадастра недвижимости на примере Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:32, контрольная работа

Описание

Учитывая особенности создания и функционирования Государственного кадастра недвижимости как федерального информационного ресурса, создаваемого в целях государственного управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ, в исследовании предлагается реализация следующих положений определения экономической эффективности ГКН:

Содержание

1. Введение
2. Методические положения определения экономической
эффективности Государственного кадастра недвижимости
3. Расчет экономической эффективности Государственного кадастра недвижимости субъекта РФ
4. Заключение
5. Литература

Работа состоит из  1 файл

Контр.раб.эф.гкн.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

    n      m

Ззд =∑ ∑ (Зрег.ГД + Зподг. + ЗГД + Звнес.СФ  + ЗСФ + Зсогл . + ЗПрез. + Зопубл.о.),  (3)

    i=1 j=1

    где: Зрег.ГДзатраты на регистрацию законопроекта в Государственной Думе; Зподг. – на подготовку законопроекта к i-му – чтению; ЗГД затраты на  i-е – обсуждение законопроекта на заседаниях Государственной Думы; Звнес.СФ затраты на регистрацию закона в Совете Федерации, направление его всем членам палаты и затраты на заседания ответственного комитета Совета Федерации; ЗСФ затраты на заседание Совета Федерации; Зсогл. затраты согласительной комиссии; ЗПрез – затраты при подписании закона Президентом РФ; Зопубл. затраты на опубликование закона; Зо. – затраты, возникающие при организации законодательного процесса; n – количество видов работ по разработке законопроекта; m – количество элементов затрат в каждом виде работ (мероприятий).

    7. Определение трудозатрат и затрат на оплату труда при создании нормативного правового акта с использованием формулы:

                                            Зн.п.а.зт зд ,                    (4)                    

    где: Ззт. – затраты на разработку нормативного правового акта,  Ззд затраты на принятие нормативного правового акта. 

    Расчет  экономической эффективности  Государственного кадастра недвижимости субъекта РФ 

      Осуществлен расчет стоимости нормативного правового обеспечения ГКН и определена экономическая эффективность ГКН на примере Тверской области и муниципального образования – Бологовского района Тверской области.

    Была  определена стоимость выполнения расчетных элементов законотворческого и законодательного процессов разработки и принятия условного федерального закона с использованием формул 2 – 4. Рассчитано, что затраты на разработку и принятие условного федерального закона составляют примерно около  4 тыс. чел/дней или 5 млн.руб., условного закона субъекта РФ составляют примерно 1000 чел/дней, а нормативного правового акта муниципального образования – около 200 чел/дней, что в денежном выражении составляет соответственно более 730 тыс. руб. и около 91 тыс. руб.

    При расчете экономической эффективности ГКН Тверской области прямые затраты на внедрение и эксплуатацию АИС ГКН в Тверской области составили 1933,8 млн.руб., а косвенные затраты – 67,5 млн.руб. При определении доходных показателей использовались поступления от земельного налога, арендной платы, штрафов за нарушение земельного законодательства, платежей за предоставление сведений из ГЗК (до 1 марта 2008 г). Чистый дисконтированный доход через три года внедрения системы составит около 123 млн.руб.

    Выгоды от проекта определяются в рамках применения основных положений методики сбалансированной системы показателей.

    В рамках проводимого исследования выбран горизонт расчета, равный трем годам, так как сфера информационных технологий характеризуется высокими темпами изменений. Срок жизни программных продуктов обычно не превышает 2 – 3 лет, затем появляются новые версии. Жизненный цикл автоматизированной информационной системы кадастра недвижимости составляет порядка 10 лет, за которые как минимум один раз должна быть произведено ее программно-аппаратное обновление. Таким образом, срок окупаемости системы должен находиться в интервале от двух до пяти лет.

    Был проведен ряд расчетов с целью определения основных показателей эффективности проекта (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости). Результаты расчетов показывают, что:

    – внедрение АИС ГКН в Тверской области может быть признано экономически обоснованным, так как срок окупаемости не превышает расчетные три года (он равен 33 месяцам 11 дням);

    – проект характеризуется значительной чувствительностью к изменению некоторых своих параметров, например, ставок дисконтирования, экспертной оценки выгод и преимуществ (в денежном выражении);

    – график чистого приведенного дохода показывает затратную природу проекта и большую сложность в получении доходов бюджета от системы при увеличении затрат на проект или уменьшения ожидаемых доходов бюджета.

    Результаты инвестиционного анализа определены на периоды 12, 24 и 36 месяцев. Норма дисконта в 12 мес. составила 60,74%, в 24 мес. – 56,38%, в 36 мес. – 28,76%. Чистый дисконтированный доход в первый интервал расчетного периода составил – 555, 7 млн. руб., во второй интервал составил – 341,4 млн.руб., в третий интервал составил 123 млн.руб. Внутренняя норма доходности определена в 50%. Срок окупаемости инвестиционного проекта АИС ГКН в Тверской области составил 33 мес. 11 дн.

    Изменение ключевых показателей результативности, рассчитанных в рамках качественного подхода к оценке эффективности АИС ГКН Тверской области, отражено в таблице 4.                                        

 

    Таблица 4

Изменение ключевых показателей  результативности АИС  ГКН   Тверской области

Ключевые  показатели результативности (КПР) Изменения,  %
Первый  год Второй год Третий год
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации, получаемые от сбора земельного и имущественного налогов 12 24 25
Рост  доходов бюджета за счет предоставления дополнительных услуг 13 26 27
Сокращение  затрат на деятельность по обслуживанию физических и юридических лиц 14 28 29
Сокращение  затрат на деятельность по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости 8 16 17
Сокращение  затрат на коммуникации 6 12 12
Сокращение  затрат за счет уменьшения времени  первичного обслуживания 15 35 37
Сокращение  затрат за счет уменьшения времени периодического обслуживания 20 46 49
Сокращение  затрат за счет уменьшения времени  подготовки документов 22 52 55
Рост  доходов бюджета за счет увеличения потребности в услугах Управления текущих и привлечения новых  физических и юридических лиц 14 32 34
Рост  доходов бюджета за счет повышения  удовлетворенности обратившихся ростом надежности обслуживания 17 38 41
Сокращение  затрат на внутренний документооборот 18 30 34
Сокращение  затрат на периодическое вынужденное  совершенствование кадастровых процедур 8 14 16
Сокращение  затрат на преодоление сопротивления  сотрудников изменениям 6 11 12
Рост  доходов бюджета за счет уменьшения инерционности кадастровых процедур 12 20 23
Рост  доходов бюджета за счет общего совершенствования  кадастровых процедур в сторону повышения надежности обслуживания 12 19 22
Сокращение  затрат на повышение подготовленности сотрудников в сфере ИТ 3 16 17
Сокращение  затрат на обучение сотрудников современным  методам работы с физическими  и юридическими лицами 5 27 29
Сокращение  затрат на удержание ведущих сотрудников Управления или подготовку им замены 7 37 40
Рост  доходов бюджета за счет совершенствования  умения сотрудников работать с физическими и юридическими лицами 5 26 28
Рост  доходов бюджета за счет общего повышения  социальной ответственности сотрудников 4 24 26
 

    Прямые  затраты на внедрение и эксплуатацию АИС ГКН Бологовского района Тверской области составили 38,7млн.руб., косвенные – 1,4 млн.руб. 

    В результате инвестиционного анализа  проекта внедрения АИС ГКН  муниципального района норма дисконта в 12, 24, и 36 месяцев составила соответственно 60,74%, 56,38% и 28,76%. Показатель чистого дисконтированного дохода в эти периоды составил соответственно 37,56 тыс.руб., 57,55 тыс.руб. и 71,13 тыс.руб., внутренняя норма доходности составила 42,31%, срок окупаемости составляет в 32 мес. 16 дней.

    Проведенные расчеты позволяют сделать следующие  выводы:

    – внедрение АИС ГКН может быть признано экономически обоснованным, так как срок окупаемости не превышает три года. Проект по Бологовскому району окупается примерно в те же сроки, что и проект в целом по Тверской области;

    – полученный результат соответствует результатам других научных исследований. Так, по данным В.Ф. Приходько срок окупаемости ИАС КН МО Солнечногорского района Московской области составляет 2,4 года;

    – проект характеризуется значительной чувствительностью к изменению некоторых своих параметров, например, ставки дисконтирования, экспертной оценки выгод и преимуществ (в денежном выражении);

    – график чистого приведенного дохода показывает затратную природу проекта и большую сложность в получении доходов бюджета от системы при увеличении затрат на проект или уменьшения ожидаемых доходов бюджета.

    Заключение

    По  результатам исследования можно  сделать следующие основные выводы и предложения:

    1. Проведенный анализ процесса  формирования и ведения Государственного кадастра недвижимости как информационного ресурса, предусмотренный нормативными правовыми актами выявил следующие проблемы: наличие большого количества ведомственных нормативных правовых актов; применение нормативных правовых актов в устаревшей редакции; отсутствие единого органа управления земельным фондом страны; отсутствие фундаментальной научной базы по изучению и анализу процессов землепользования; узкоспециализированный характер содержания ГКН, не способный отразить истинную картину состояния земельного фонда государства; отсутствие четко регламентированного порядка информационного взаимодействия учетно-информационных систем, участвующих в формировании ГКН, а также являющихся потребителями его информации.

    2. В качестве предложений по  совершенствованию нормативного  правового обеспечения Государственного кадастра недвижимости определены следующие направления:

    – переход от разработки и принятия законов рамочного характера к законам прямого действия, что позволит значительно сократить количество подзаконных нормативных правовых актов, а также затраты бюджетов на внесение изменений и дополнений, разработку процессуальных нормативных правовых актов;

    – повышение значимости финансово-экономических обоснований разрабатываемых законов в сфере земельно-имущественных отношений путем расчета бюджетных затрат и доходов на внедрение закона;

    – повысить роль субъектов РФ в разработке и принятии законов РФ в области земельной политики путем привлечения региональных органов власти к обсуждению проектов федеральных законов на этапе законотворческого процесса, как менее затратного;

    – законодательно закрепить обязательность специализированной научной экспертизы разрабатываемых законопроектов с привлечением ведущих научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

    3. Предложенные критерии и показатели экономической эффективности Государственного кадастра недвижимости на уровне субъекта РФ обосновывают необходимость управления инвестиционными потоками: формирование информационного ресурса, создание инфраструктуры пространственных данных, регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости должно финансироваться из бюджета Российской Федерации. Из регионального бюджета должны финансироваться расходы на ведение государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости, наполнение информационного ресурса необходимыми дополнительными сведениями, такими как актуализированная кадастровая оценка земель, данные мониторинга, землеустройства, государственного земельного контроля; органы местного самоуправления должны нести расходы за технологические процессы – межевание земельных участков и пр. 

    4. В рамках поставленных задач были сформированы информационные потоки в рамках информационного взаимодействия для обеспечения формирования и ведения Государственного кадастра недвижимости с определением состава сведений, субъектов – поставщиков информации и направления движения таких потоков. Предлагается Постановлением Правительства РФ установить обязательность предоставления основных сведений в ГКН, а также возможность предоставления дополнительных сведений путем заключения соглашений между Управлениями Росреестра субъектов РФ и конкретными органами и организациями, осуществляющими ведение соответствующих информационных систем.

Информация о работе Эффективность государственного кадастра недвижимости на примере Тверской области