Уголовно-процессуальные акты на стадии возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:08, реферат

Описание

Задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены при условии, что каждому факту правонарушения будет дана надлежащая оценка и установлено точное соответствие обстоятельств состава преступления конкретно тому деянию, которое имело место в реальной действительности.

Содержание

Введение
1. Стадии возбуждения уголовного дела
2. Основные УПА на стадии возбуждения уголовного дела
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат процесс.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

     Законность  возбуждения уголовного дела напрямую зависит от компетенции лица, вынесшего постановление, что предполагает предельную точность в указании его должности, классного чина (или специального звания), фамилии и инициалов. Оспаривание законности вынесения постановления о возбуждении уголовного дела конкретным должностным лицом, наличие у него специальной компетенции - явление весьма частое.

     Согласно  ч. 1 ст. 146 УПК право на возбуждение  уголовного дела принадлежит органу дознания (ст. 40 УПК), дознавателю (ст. 41 УПК), следователю (ст. 38 УПК) и руководителю следственного органа (ст. 39 УПК).

     Постановление о возбуждении уголовного дела может  быть вынесено лично начальником  органа дознания или его заместителем.

     Если  постановление выносится начальником  подразделения дознания, то оно все  равно утверждается начальником органа дознания или его заместителем.

     После этого в документе делается ссылка на документы, содержащие сообщение  о преступлении и послужившие  поводом к возбуждению уголовного дела. Понятие "сообщение о преступлении" определено как в ведомственных, так и в межведомственных нормативных правовых актах.

     Возбужденное  уголовное дело подлежит обязательной регистрации, указание номера уголовного дела существенно повышает информационную ценность документа.

     Решение о производстве предварительного следствия  следственной группой, об изменении  ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении  должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому (ч. 2 ст. 163 УПК).

     Во  избежание недоразумений участникам стороны защиты (подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, законным представителям) своевременно следует вручить копию  постановления о создании следственно-оперативной группы, а равно копию постановления о внесении изменений в данный документ4.

     Описательно-мотивировочная часть.

     После слова "установил" излагается описательно-мотивировочная часть постановления. Прежде чем  приступить к ее составлению, следует определиться в очень важном вопросе:

     - уголовное дело будет возбуждено  в отношении конкретного лица  или

     - по факту совершения деяния, содержащего  признаки преступления.

     В зависимости от принятого решения  описание преступления содержит указание на наличие признаков преступления в действиях конкретного лица (конкретных лиц) либо указывается, что преступление совершено неизвестным лицом (неизвестными лицами). В любом случае описание преступления должно содержать указания о времени, месте и способе его совершения, а также иных предписанных законом обстоятельствах.

     Квалификация  преступления в стадии возбуждения  уголовного дела носит предварительный  ориентировочный, гипотетический характер, так как зачастую еще очень  мало фактов, необходимых для правильной квалификации. По сути дела, это еще не квалификация преступления, а квалификационная версия юридической сущности совершенного общественно опасного деяния5

     Существует  два варианта изложения фабулы преступления: широкий и узкий. В первом случае в постановлении о возбуждении уголовного дела обстоятельства преступления излагаются не в том виде, в каком они установлены, а в том виде, в каком они видятся лицу, приступающему к расследованию преступления. Иными словами, в данном случае в описании преступления больше гипотетического, чем реально установленного. Во втором случае - излагается либо только то, что уже реально установлено, либо даже часть этого. Непосредственно на законность и обоснованность постановления о возбуждении уголовного дела это не влияет, поскольку в данном случае требуется лишь формальное соответствие изложенных признаков преступления соответствующей квалификации.

     Ниже  приводятся нормы УПК РФ, которыми руководствовалось лицо, принимающее  решение о возбуждении уголовного дела.

     Резолютивная часть

     После слова "постановил" следует утверждение  о возбуждении уголовного дела по соответствующим пункту, части и  номеру статьи Особенной части УК РФ.

     В зависимости от того, кем будет  осуществляться предварительное расследование, следуют указания: о принятии возбужденного дела к своему производству лицом, его возбудившим, о передаче дела другому лицу. Ими могут быть: дознаватель, следователь.

     Возбужденное  уголовное дело сразу может быть направлено прокурору для определения  его подследственности, в этом случае в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка (ч. 3 ст. 146 УПК).

     Особенности учета отдельных составов преступлений определяются Генеральной прокуратурой РФ по согласованию с заинтересованными. 

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела  

В соответствии со ст 148 УПК данное постановление выносится в случаях:

1. При  отсутствии основания для возбуждения  уголовного дела руководитель  следственного органа, следователь,  орган дознания или дознаватель  выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение  об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При  вынесении постановления об отказе  в возбуждении уголовного дела  по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация  об отказе в возбуждении уголовного  дела по результатам проверки  сообщения о преступлении, распространенного  средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия  постановления об отказе в  возбуждении уголовного дела  в течение 24 часов с момента  его вынесения направляется заявителю  и прокурору. При этом заявителю  разъясняются его право обжаловать  данное постановление и порядок  обжалования.

5. Отказ  в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав  постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении  уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав  отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Уголовно-процессуальный закон не регламентирует ни структуру, ни содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Единственное требование, предъявляемое к постановлению - его мотивированность.

По сложившейся  практике постановление об отказе в  возбуждении уголовного дела состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть постановления составляется также как и аналогичная часть постановления о возбуждении уголовного дела. Описательно-мотивировочные части этих постановлений различаются, что определяется спецификой принимаемых решений.

Отказ в возбуждении уголовного дела по ст.5 УПК (за исключением п.1) и ст.10 УПК имеет место при достоверном  установлении противоправного события. Поэтому описательно-мотивировочная часть постановления должна начинаться с его изложения.

Далее в постановлении указывается  квалификация содеянного и мотивировка  принимаемого решения:

Резолютивная  часть постановления содержит решение  об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на основание его  принятия, решение в порядке ч.2 ст.113 УПК (если в этом есть необходимость), решение об уведомлении конкретного заявителя.

Завершается постановление подписью должностного лица. 

    Постановление о направлении  заявления или  сообщения 

     по подследственности

Подследственность - это принадлежность компетенции по делу о данном преступлении соответствующему органу дознания или следователю, подследственность может быть родовая, территориальная, персональная и подследственность уголовных дел по их связи6.

Если  сообщение о преступлении поступило в правоохранительный орган, который в силу закона о подследственности (ст. 151 УПК РФ) не вправе возбудить по нему уголовное дело и расследовать сам, то этот орган обязан направить данное сообщение вместе с приобщенными к нему материалами по подследственности в тот орган, к компетенции которого относится принятие решения по нему. Такой порядок имеет важное практическое значение. Он обязывает органы дознания и предварительного следствия принять заявление и сообщение о любом преступлении и дать ему законный ход, а потерпевшего освобождает от необходимости обивать пороги казенных учреждений в поисках компетентного правоохранительного органа. Основная тяжесть работы по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях ложится на плечи милиции, которая ближе всех к населению и работает круглосуточно без выходных и праздников7.

Если  же в орган дознания или к следователю  поступило заявление потерпевшего от преступления, дело о котором возбуждается, рассматривается, разрешается в порядке частного обвинения без производства дознания и предварительного следствия (см. ч. 2 ст. 20 УПК РФ), такое заявление подлежит направлению по подсудности мировому судье (та же ч. 3 ст. 145 УПК РФ). Заявитель информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течение суток с момента принятия решения (п. 15 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях). Поскольку прокурор теперь возбудить уголовное дело не вправе, все заявления о преступлениях, поступающие в прокуратуру, подлежат направлению соответствующим органам дознания или предварительного следствия или же мировому судье. 
 
 
 
 

Заключение

Возбуждение уголовного дела - первоначальная и обязательная стадия уголовного процесса, в рамках которой прокурор, следователь, орган дознания, а также судья решают вопрос о наличии повода и оснований для начала производства по уголовному делу8.

Дознаватель, следователь, прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему одно из следующих решений:

* о возбуждении  уголовного дела;

* об  отказе в возбуждении уголовного  дела;

* о передачи  сообщения по подследственности,  а по уголовным делам частного обвинения в суд.

О каждом из указанных процессуальных решений  дознаватель, следователь, прокурор выносит  мотивированное постановление.

Одним из проявлений процессуальной формы  является правило о том, чтобы

все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных актах -процессуальных документах.

Закон устанавливает такую форму этих актов, которая дает возможность  полно отразить в них ход и  результаты проведения следственных и  судебных

действий, принятое решение, а в дальнейшем использовать полученные данные при расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела и проверке законности и обоснованности проведенных действий и принятых решений. "Без предусмотренных законом процессуальных документов нет уголовного процесса, нет дела, а следовательно, и нет его сущности".

Информация о работе Уголовно-процессуальные акты на стадии возбуждения уголовного дела