Возбуждение уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:07, реферат

Описание

Возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса, в которой полномочные органы государства или должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в этом. Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПРАВОМОЧЕННЫЕ ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
3. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
5. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
6. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Литература

Работа состоит из  1 файл

Возбуждение дела.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО  ДЕЛА 

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН  И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПРАВОМОЧЕННЫЕ  ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА 

3. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ  К ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА 

4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ  ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

5. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ  РАЗРЕШЕНИЯ ВОПРОСА О ВОЗБУЖДЕНИИ  УГОЛОВНОГО ДЕЛА 

6. НАДЗОР ПРОКУРОРА  ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ  ВОЗБУЖДЕНИЯ И ОТКАЗА В ВОЗБУЖДЕНИИ  УГОЛОВНОГО ДЕЛА 

Литература

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Данная тема является актуальной, т.к. возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса, в которой полномочные  органы государства или должностные  лица, получив сведения о совершенном  или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в этом.  Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем.  Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст. 112 УПК). Возбуждение уголовного дела есть предусмотренный законом способ реагирования судьи, прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, содержащее признаки преступления.

Своевременное возбуждение  уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более когда оно совершается но горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

Цель работы изучить  все аспекты возбуждения уголовного дела: сущность и значение стадии возбуждения  уголовного дела, рассмотреть государственных  и должностных лиц, управомоченные возбуждать уголовные дела, ознакомиться с поводами и основаниями служащими для возбуждения уголовного дела, рассмотреть процессуальное оформление разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела, а также надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и значение стадии возбуждения уголовного дела

 

Возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные  органы государства или должностные  лица, получив сведения о совершенном  или готовящемся преступлении, устанавливают  наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в этом.

Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. Эта стадия начинается с  поступления заявления, жалобы и т.д. (ст. 108 У ПК) к уполномоченному на ее рассмотрение лицу и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или отказе в этом (ч. 3 ст. 109 УПК). Эта стадия может длиться не более трех суток, а в исключительных случаях не более десяти суток (ч. 1 ст. 109 УПК). В этой стадии подлежат выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем.  Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст. 112 УПК). Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела есть предусмотренный законом способ реагирования судьи (суда), прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, содержащее признаки преступления.1

Своевременное возбуждение  уголовного дела способствует успешному  его расследованию, тем более  когда оно совершается но горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК).

Данный запрет обусловлен тем, что производство следствия  после возбуждения дела дает возможность  применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц.  Допустимо и оправданно такое ограничение прав человека лишь при определенных обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств, поэтому процессуальные действия и решения, в том числе и принудительные меры, возможны только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления и уголовное дело возбуждено.

 

2.  Государственный  орган и должностные лица, управомоченные  возбуждать уголовные дела

 

Правом возбуждать уголовные  дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья суд) (ст. 3, 109, 112, 255-256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.

Прокурор вправе возбудить  уголовное дело о любом преступлении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции надзора за исполнением законов, выполняя которую, он, "... исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела..." - п. 1 ст. 25 Закона РФ "О прокуратуре РФ". В этом законе сказано: "При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом".

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей  компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК).

Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК). Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

В строго ограниченных законом  случаях вправе возбудить уголовное  дело и судья (суд). Судья возбуждает уголовные дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, 130 УК). В ч. 5 ст. 109 УПК "Обязательность рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении" указано, что до возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных "... статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации...", судья принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которого подана жалоба'. Дело может быть возбуждено в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании  в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК).3

 

3. Поводы и  основания к возбуждению уголовного  дела

 

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела установлены условия, лишь при  наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотренные законом поводы и основания, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5 УПК).

Поводы к возбуждению  уголовного дела - это те установленные  законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления.

Согласно ст. 108 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения общественных организации, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определен перечень уголовных дел, которые могут  быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК).

Заявления граждан могут  облекаться как в устную, так и  в письменную форму. Устные заявления  заносятся в протокол, который  подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе - заявлении (ч. 2 ст. 110 УПК).

Сигналы о совершенном  или готовящемся преступлении, поступившие  по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.4

Анонимные заявления  не могут служить поводом к  возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным непроцессуальным способом'. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные. Вместе с тем закон устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся особо опасном для общества преступлении - акте терроризма (ст. 207 УК).

Сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц  подаются в письменной форме и  должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступлении.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств  и ведомств определена обязанность  руководителей учреждений, предприятий  и организаций сообщать о совершенных  преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных объединений или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Генеральный прокурор СССР в своем указании 13/20 от 4 марта 1988 г. предложил следователям и органам дознания проверять такие заявления путем организации оперативных проверок, материалы которых могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела. Такая практика имеет место и в настоящее время. Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК). Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явившимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголовного дела.

Явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого преступлением, являются обстоятельствами, смягчающими наказание (п. "и" ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях, освобождающими от уголовной ответственности (ст. 75 УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной'.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела