Прокурор как орган уголовного преследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрения уголовного преследования, как части уголовного процесса, а также формы, осуществляемые прокурором.
Чтобы ответить на указанный вопрос, надлежит осмыслить и оценить социальную полезность целей уголовного преследования, ибо именно в целях правовой материи, в их содержании находят отражение объективные социальные потребности, именно в них «все социальные цели уже представлены в правовой форме»3. Базируясь на этом, можно сказать, что обозначенные в законе цели уголовного преследования есть правовое выражение тех социальных причин, которые определяют необходимость упомянутого института как средства решения задач уголовного процесса.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕСУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ 4
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И СТОРОНЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ 14
& 1. Понятие уголовного преследования и его виды 14
& 2. Стороны, осуществляющие уголовное преследование 16
ГЛАВА 3. ФОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПРОКУРОРОМ 21
& 1. Уголовное преследование в досудебном производстве 21
& 2. Уголовное преследование в судебном разбирательстве 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

переделанная куррсовая 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Полномочия  прокурора в судебном процессе нашли отражение в ст.ст.37 и 246 УПК РФ.

Прокурор  участвует в судебном заседании  с момента его открытия. Судебное следствие начинается с изложения государственным обвинителем предъявленного обвинения (ст. 273 УПК РФ).

Государственный обвинитель, являясь участником судопроизводства на стороне обвинения, первым представляет суду доказательства, определяя очередность их исследования.

Обязанностью  прокурора является устранение противоречий в показаниях, данных на предварительном  следствии и в период следствия. Для этого необходимо ходатайствовать перед судом об оглашении полученных в ходе следствия показаний и выяснять причины их изменения в суде. Отказ потерпевшего или свидетеля от дачи показаний не препятствует оглашению его показаний, данных в ходе предварительного расследования, если они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

В случае нарушения  кем-либо из участников судебного разбирательства  требований закона при исследовании доказательств, государственный обвинитель должен обратиться к суду с заявлением, содержащим просьбу об устранении выявленного нарушения. До объявления судом об окончании судебного разбирательства  государственный обвинитель вправе заявить ходатайство об объявлении перерыва для подготовки  выступления. Участники судебных прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.

В Приказе  Генерального прокурора Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 82 "О  задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел" указывается, что "выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности"; что "участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует соблюдения правовых предписаний прежде всего самим государственным обвинителем, а также возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они ни ущемляли. Неправосудные судебные решения должны быть своевременно опротестованы".

Учитывая  значение государственного обвинения  и других форм участия прокурора в судебных стадиях уголовного процесса как в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление, так и в укреплении законности и в правосудии, Генеральный прокурор Российской Федерации в упомянутом уже выше Приказе № 82 предлагает прокурорам считать участие в рассмотрении судами уголовных дел одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Согласно  действующему российскому законодательству нынешняя российская прокуратура, в отличие от суда и органов предварительного расследования, занимает особое положение и не относится ни к одной из традиционных ветвей власти. И эта особенность является главной предпосылкой для особого статуса прокурора в уголовном процессе.

 Функции прокуратуры - это определяемые потребностью общества основные направления деятельности прокуратуры, обусловленные стоящими перед ней задачами и ее социальным предназначением.

Уголовное преследование, осуществляемое прокурором, является одним из двух основных направлений уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Обусловленная стоящими перед прокурором задачами, эта функция определяет характер и содержание его полномочий в уголовном судопроизводстве и посредством них влияет на эффективность правового регулирования в сфере борьбы с преступностью.

Все уголовное преследование  во всех его структурных элементах  и звеньях – от возбуждения  уголовного дела до поддержания государственного обвинения в суде прокурором (либо иным назначенным им соответствующим  должностным лицом) – по своему определению имеет единую цель – законное и обоснованное обвинение.

 Значительная  часть установленных УПК РФ  полномочий прокурора направлена на выполнение задачи предупреждения нарушений закона в ходе досудебного производства. К ним следует отнести дачу письменных указаний о направлении расследования, дачу согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допустимо только по решению суда

 Прокурор, осуществляя уголовное преследование  в силу предписаний закона, вступает в процессе своей деятельности в многочисленные отношения с участниками уголовного процесса, а также иными субъектами правоотношений

В теории рассматриваются различные точки зрения на роль прокурора в уголовном процессе, в связи с изменениями, внесенными в УПК РФ Федеральным законом № 83 от 05.06.2007 г21. Одни полагают, что исключение отдельных полномочий прокурора привело к повышении значимости прокурорского надзора за исполнением законности, а другие, полагают, что для успешного выполнения функции уголовного преследования прокурору необходимо возвратить утраченные полномочия.

С.А. Шейфер в  своей работе приходит к выводу о  том, что «прокурор был и остается органом уголовного преследования, т.е. носителем обвинительной власти, призванным осуществлять активную деятельность по выявлению преступлений, изобличению виновных и преданию их суду»22. Не могу не согласиться с данным выводом т.к. он подтверждается уголовно-процессуальным законом и ФЗ «О прокуратуре», которые закрепили за прокурором функцию уголовного преследования.

Бессистемность  правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в результате деятельности прокурора по осуществлению уголовного преследования, не обеспечивает в настоящее время достаточной степени эффективности ее правового регулирования. В силу этого оптимальное нормативное регламентирование данных общественных отношений может быть достигнуто только благодаря системности правовых норм, их непротиворечивости и совершенству. Задача, в большей степени прикладная, состоит в том, чтобы разработать строгую систему взаимосвязанных юридических норм на базе существующих предписаний упомянутых отраслей права.

Одним из недостатков нынешнего УПК РФ является то, что он не регламентирует действия государственного обвинителя по согласованию своего мнения с позицией прокурора, утвердившего обвинительное заключение, в случае, когда он в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение.

В силу этого, задача юридической  науки состоит в том, чтобы  на основе комплексного исследования закономерностей развития общественных отношений в сфере уголовно-процессуальной деятельности прокурора, связанной с осуществлением уголовного преследования в суде первой инстанции, выработать конкретные, научно обоснованные предложения по изменению и дополнению норм действующего уголовно-процессуального права.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 05.06.1996 (ред. от 01.03.2012 г. № 18-ФЗ)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.03.2012г. 18-ФЗ)
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-I (ред. от 21.11.2011 №329-ФЗ)
  5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.11.1998 г. № 82 "О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел"
  6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 20.11.2007 №185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

Специальная литература

  1. Бойков А.Д. Третья власть в России. М.1997.С.218
  2. Даев В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. - 1974. - №1. - С. 72.
  3. Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности. – Харьков, 1978. – С. 26.
  4. Зинатуллин З.З., Зинатуллин Т.З. Уголовно-процессуальные функции. Ижевск, 2002, С. 11.
  5. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: "Республика". 1992.С.45.
  6. Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе М:Юрайт, 2011. – с.81
  7. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: 1986. - С. 5, 25
  8. Маслов И.В. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования / И.В. Маслов // Уголовный процесс. - 2008. - №1. - С. 11-14
  9. Миланский план действий по вопросам предупреждения преступности и уголовного наказания (п.8, 32, 35), принятый в сентябре 1985г. // Сов.юстиция. 1992. №7-8. С.37; № 13-14. С.39. № 15-16. С.35-36
  10. Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 1993. №7. С.82. 16
  11. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Россиийской Федерации. М.: БЕК. 1996. С. 61
  12. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М.: 1971. - С. 54.
  13. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.11.Спч.:Альфа. 1996.С.12-46.
  14. Хрестоматия по уголовному процессу России. М.1999. С. 143-155
  15. Шпилев В.Н. Содержание и формы уголовного судопроизводства. Минск, 1974, С. 57.
  16. Шейфер С.А. Остается ли прокурор органом уголовного преследования на досудебном производстве? // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России. 2009. Сам.университет, выпуск № 4. С. 25

 

1 Викторский С.И. Русский уголовный процесс. – М., 1912; Тальберг Д.Г. Русское уголовное судопроизводство. – Киев, 1889. – Т. 1; Фойницкий Д.Я. Курс уголовного судопроизводства. – Пг., 1915. – Т. 2.

2Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. – М., 1951; Чельцов М.А. Советский уголовный процесс. – М., 1951. – С.88 – 89; Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. – М., 1986. – С. 24 – 25; и др.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44.Ст.1435; 1992. № 8. Ст.366.

4 М.С. Строгович Уголовное преследование в советском уголовном процессе М., 1951. - С. 15

5 Зинатуллин З.З., Зинатуллин Т.З. Уголовно-процессуальные функции. Ижевск, 2002, С. 11.

6 Шпилев В.Н. Содержание и формы уголовного судопроизводства. Минск, 1974, С. 57.

7 Даев В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. - 1974. - №1. - С. 72.

8 Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: 1986. - С. 5.

9 Демидов И.Ф. Обеспечение прав человека в сфере борьбы с преступностью // Законность в Российской Федерации. М.: Спарк. 1998. С. 152-153.

10 Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.

11 Об изнасиловании, не содержащем отягчающих вину признаков (ч. 1 ст. 131 УК РФ), о насильственных действиях сексуального характера, не содержащих отягчающих вину признаков (ч. 1 ст. 132 УК РФ),), нарушении неприкосновенности частной жизни (ч. 1 ст. 137 УК РФ), нарушении тайны переписки или иных сообщений (ч. 1 ст. 138 УК РФ), нарушении неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139 УК РФ), необоснованном отказе в приеме на работу женщины (ст. 145 УК РФ), нарушении авторских и смежных прав (ч. 1 ст. 146 УК РФ) и нарушении изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 147 УК РФ).

12 Об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), о побоях (ст. 116 УК РФ), о незаконно помещении лица в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 128 УК РФ).

13 Хрестоматия по уголовному процессу России. М.1999. С. 143-155

14 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.11.Спч.:Альфа. 1996.С.12-46.

15 Миланский план действий по вопросам предупреждения преступности и уголовного наказания (п.8, 32, 35), принятый в сентябре 1985г. // Сов.юстиция. 1992. №7-8. С.37; № 13-14. С.39. № 15-16. С.35-36

16 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: "Республика". 1992.С.45.

17 Савицкий В.М. Организация судебной власти в Россиийской Федерации. М.: БЕК. 1996. С. 61

18 Бойков А.Д. Третья власть в России. М.1997.С.218

19 Иванова Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Самара, 1999. С.6. 14.

20 Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 1993. №7. С.82. 16.

21 Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", "Российская газета", N 122, 08.06.2007,   (ред. от 28.12.2010)

22 Шейфер С.А. Остается ли прокурор органом уголовного преследования на досудебном производстве? // Актуальные проблемы современного уголовного процесса России. 2009. Сам.университет, выпуск № 4. С. 25




Информация о работе Прокурор как орган уголовного преследования