Прокурор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также практики их применения.
Цель исследования состоит в определении правового положения и полномочий прокурора в уголовном процессе согласно законодательству Российской Федерации, а так же показать роль, функции и принципы деятельности, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования; показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.

Содержание

Введение
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры
2. Правовое положение прокурора на досудебной стадии производства по уголовному делу
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
3. Правовое положение прокурора на стадии судебного производства
3.1 Участие прокурора в судебном следствии
4. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Список использованной литературы и нормативно правовых актов

Работа состоит из  1 файл

уголов проц.doc последннее.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

1.   Принципы организации и деятельности прокуратуры

2.   Правовое положение прокурора на досудебной стадии производства по уголовному делу

2.1   Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

2.2   Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

3. Правовое положение прокурора на стадии судебного производства

3.1 Участие прокурора в судебном следствии

4. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Заключение

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что именно прокурору дана возможность от имени Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями. Поэтому именно правовое положение прокурора нашей страны определяет один из ключевых ролей в становлении уголовного судопроизводства.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокурора.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок и условия осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а также практики их применения.

Цель исследования состоит в определении правового положения и полномочий прокурора в уголовном процессе согласно законодательству Российской Федерации, а так же показать роль, функции и принципы деятельности, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования; показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.


1.   Принципы организации и деятельности прокуратуры.

По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура РФ занимает в системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное место. Это специфический орган государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве.

Принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность[1].

В соответствии с конституционным положением о том, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России в разделе II Закона определены система и организация прокуратуры РФ. Установлены принципы, нормы, гарантирующие органам прокуратуры активно, беспрепятственно и независимо от других органов осуществлять свою деятельность по надзору за исполнением законов, укреплению законности и правопорядка.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ.

Систему прокуратуры России составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, а также военные и иные специализированные прокуратуры. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры России, не допускается.

Единство системы органов прокуратуры находит свое выражение в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, за исключением отдельных случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов, имеет право и обязан принять предусмотренные законом меры для выявления и устранения любого нарушения закона. Едины также формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения и приговоры. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора[2].

Централизация системы органов прокуратуры выражается, прежде всего, в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему и Генеральному прокурору РФ (подчинение по "вертикали"). Генеральный прокурор руководит всей системой органов прокуратуры, в пределах своей компетенции назначает и освобождает от должности прокуроров, следователей и других работников прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции. Прокуроры субъектов Федерации руководят деятельностью нижестоящих прокуратур, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Прокуроры субъектов Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору, а нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Правом руководства подчиненными работниками наделены и нижестоящие прокуроры. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ указывают на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории РФ.

Назначение прокуроров субъектов РФ Генеральным прокурором по согласованию с этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции), а именно с органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 13 Закона о прокуратуре), с одной стороны, подтверждает уже изложенное конституционное положение о единстве и централизации системы прокуратуры России, а с другой - отражает специфику России как федеративного государства, определенную Конституцией известную самостоятельность субъектов Федерации, указывает на необходимость учета их интересов в данном вопросе. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти[3]. Сложилась разнообразная система органов государственной власти в субъектах Федерации. Вопрос о том, с каким из этих органов должно согласовываться назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, действуют гласно, информируют органы государственной власти Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности[4].

Недопустимо вмешательство в осуществление прокурорского надзора: воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность[5].

Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.[6]

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайте.

2. Правовое положение прокурора на досудебной стадии производства по уголовному делу

 

 

2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

 

В настоящее время возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

В соответствии с положениями действующего уголовно - процессуального законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.

Прокурор, как и другие субъекты уголовно - процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности.

Особенности процессуального статуса прокурора, определяющие его самостоятельную и весьма значимую роль в стадии возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается в наделении его полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

Прокурорский надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц[7].

Вся надзорная деятельность прокурора ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора.

Исходя из важности факта своевременности и полноты регистрации и учёта сообщений о преступлениях, в пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ включено положение, согласно которому прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при осуществлении этих действий.

Среди учёных - юристов, обращающихся в разное время к данной проблеме, отсутствует единый подход к её разрешению. Так, авторы монографии по проблемам эффективности прокурорского надзора, изданной в конце 70-х годов прошло века, писали, что эффективность надзора определяется степенью достижения прокурорами целей, поставленных не только в законе, но и в иных нормативных актах[8]. В других работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением средствами прокурорского надзора требований закона[9].

Именно так решает этот вопрос Федеральный закон «О прокуратуре в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов».

Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями в ходе этой деятельности, путём отмены незаконно принятых решений о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют, использование других мер прокурорского реагирования.

Это касается, в частности, предоставление прокурору права поручать органу дознания или следователю проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в их распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом оснований до 30-ти суток.

 

2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

 

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и членов их семей.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе