Прокурор как орган уголовного преследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрения уголовного преследования, как части уголовного процесса, а также формы, осуществляемые прокурором.
Чтобы ответить на указанный вопрос, надлежит осмыслить и оценить социальную полезность целей уголовного преследования, ибо именно в целях правовой материи, в их содержании находят отражение объективные социальные потребности, именно в них «все социальные цели уже представлены в правовой форме»3. Базируясь на этом, можно сказать, что обозначенные в законе цели уголовного преследования есть правовое выражение тех социальных причин, которые определяют необходимость упомянутого института как средства решения задач уголовного процесса.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕСУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В УГОЛОВНОМ ПРЕСЛЕДОВАНИИ 4
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И СТОРОНЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ 14
& 1. Понятие уголовного преследования и его виды 14
& 2. Стороны, осуществляющие уголовное преследование 16
ГЛАВА 3. ФОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПРОКУРОРОМ 21
& 1. Уголовное преследование в досудебном производстве 21
& 2. Уголовное преследование в судебном разбирательстве 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

переделанная куррсовая 1.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

 В известной мере  это оправдывалось тем, что  в некоторых международных документах содержится понятие "судебное преследование".15 Но одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года Концепция судебной реформы в РСФСР не взяла это на вооружение, а, наоборот, признала необходимым освободить суд от любых рудиментов функции уголовного преследования.16 Правда медленно, но уже идет по этому пути как судебная, так и законодательная практика России.

В.М.Савицкий пишет: "Надзор за расследованием преступлений, поддержание  обвинения в суде, опротестование незаконных судебных решений - все это естественно укладывается в стержневую функцию прокуратуры - осуществление уголовного преследования".17 Применительно к досудебным стадиям уголовного процесса такого же, по существу, мнения придерживается А.Д. Бойков, утверждая: "Прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования путем самостоятельного возбуждения и расследования уголовных дел, имея для этого собственный следственный аппарат, а также путем надзора за законностью дознания и предварительного следствия, проводимого другими органами".18

Специфика каждого из названных органов определяется непосредственными задачами, объемом  полномочий и границей их деятельности.

В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные  органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.

ч. 2 ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995г., перечисляет органы и учреждения, за которыми органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов.

 Прокурор – должностное  лицо, уполномоченное в пределах  компетенции, установленной Уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также поддерживать обвинение в суде.

 Прокурорский надзор  осуществляется непрерывно на всех стадиях уголовного процесса.

Следователь – должностное  лицо органов прокуратуры, органов  внутренних дел, ФСБ, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Как и прокурор, следователь  является представителем стороны обвинения, непосредственно осуществляющим уголовное  преследование по уголовным делам. В отличие от прокурора, он не может  поддерживать обвинение в суде, кроме того, ограничен в полномочиях, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий, наиболее существенно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе подозреваемого и обвиняемого.

Руководитель следственного отдела выполняет те же функции, что и следователь, но дополненные руководством и организацией деятельности следственных подразделений (ст. 39 УПК РФ).

При осуществлении полномочий руководитель следственного отдела вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения.

Орган дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ). ч.1 ст. 40 УПК РФ раскрывает их перечень.

На органы дознания возлагается обязанность производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (глава 32 УПК РФ). Если производство предварительного следствия по делу необходимо, то органы дознания, согласно п.1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ. по такой категории дел выполняют неотложные следственные действия (т.е. такие следственные действия, производство которых обеспечит сохранение следов преступления, их изъятие и закрепление в предусмотренной уголовно-процессуальным законом форме), после чего передают уголовное дело для дальнейшего расследования следователю.

Дознаватель – лицо, производящее дознание, т.е. должностное лицо, уполномоченное органом дознания для производства дознания по конкретному уголовному делу (ст. 41 УПК РФ).

В полномочия дознавателя  входит право самостоятельно производить  следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда  в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение (ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Согласно ч.1 ст. 42 УПК  РФ потерпевший - физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, что оформляется постановлением дознавателя, следователя, или суда.

В осуществлении уголовного преследования потерпевший участвует  по делам не только частного, но и  частно-публичного обвинения. Для осуществления этих функций он наделен широким кругом процессуальных прав (ст. 42 УПК). По делам частного обвинения ему принадлежит важнейшая роль не только в решении вопроса о возбуждении дела, но также выдвижении, формулировании и поддержании обвинения (ст. 22, 318,319,321 УПК РФ).

Частный обвинитель —  это потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).      Частный обвинитель осуществляет уголовное преследование по уголовным делам частного обвинения. Согласно ч. 3 ст. 246 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший. Ч. 4, 5, 6 ст. 246 УПК РФ более полно раскрывают права частного обвинителя.

Гражданский истец - физическое или юридическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен имущественный вред, и предъявившее требование о его возмещении, что оформляется определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя.

В соответствии со ст. 44 УПК РФ, гражданский истец может предъявить иск и для имущественной компенсации морального вреда.

При осуществлении уголовного преследования УПК представляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44 УПК РФ ). В обобщенном виде они заключаются в праве: представлять доказательства, давать показания, заявлять отводы или ходатайства, участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо по ходатайству его представителя, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций,  выступать в судебных прениях, а также совершать иные, предусмотренные законом действия, направленные на изобличение лица, совершившего преступление.

Гражданский иск предъявляется  после возбуждения уголовного дела, но до окончания судебного следствия  в суде первой инстанции.

В уголовном процессе на стороне потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца могут действовать как законные представители, так и представители на основе договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМЫ  УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО  ПРОКУРОРОМ

 

& 1. Уголовное преследование в досудебном производстве

 

Досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования преступлений, в сущности, сводятся к одному: не ущемляя самостоятельности следователя, руководить действиями последнего так, чтобы результаты предварительного расследования обеспечивали ему в дальнейшем возможность законного и обоснованного выдвижения против конкретного лица государственного обвинения в совершении конкретного обвинения.

Эта особенность подмечена Т.Ю. Ивановой. "Деятельность прокурора по доказыванию при расследовании преступлений, - пишет она, - обусловлена особой процессуальной целью - обоснованием обвинения, которое затем прокурор будет поддерживать перед судом"19.

Уголовный процесс, как  таковой, начинается с возбуждения  уголовного дела. Прокурору на данной стадии принадлежит особое место т.к. он одновременно выполняет две функции: надзор и уголовное преследование. Функция надзора проявляется в даче согласия прокурором дознавателю (следователю) на возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 147 УПК РФ), в случаях отмены постановления дознавателя (следователя) об отказе в его возбуждении (ст. 148 УПК РФ), прокурор тем самым инициирует уголовное преследование, констатирует необходимость начало этой деятельности по некоему содержащему признаки преступления факту, или в отношении некоего лица, в действиях которого имеются признаки преступления.

Самые широкие полномочия прокурор имеет в самой стадии предварительного расследования преступлений. Он дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмены или изменении меры пресечения, либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п.5 ч.1 ст. 37 УПК РФ). Также прокурор вправе возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу (п. 8‘1 ч.1 ст. 37 УПК РФ). Он разрешает вопрос об отводе и самоотводе дознавателя, отстранении его от дальнейшего ведения расследования и реализует другие свои полномочия, перечисленные в ч. 2 ст. 37 УПК.

В соответствии с п. 13 ст. 37 УПК прокурор уполномочен утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу. Но уголовно-процессуальный закон не требует утверждение прокурором постановления следователя о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования. 

Окончательное решение  о возбуждении государственного обвинения прокурор принимает по результатам изучения материалов уголовного дела, поступившего к нему с обвинительным заключением или обвинительным актом. Диапазон его полномочий при этом весьма широк: от утверждения данного документа в соответствии с п.1 ч.1 ст.221 УПК РФ (и тем самым возбуждения в отношении лица государственного обвинения в объеме и с квалификацией предъявленного обвинения) до возвращения уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков с письменными указаниями (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ). При утверждении обвинительного акта, прокурор также вправе прекратить уголовное дело, направить уголовное дело для производства предварительного следствия, а также своим постановлением исключить отдельные пункты обвинения. Либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (ст. 226 УПК РФ).

Таким образом, вся деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса направлена на обеспечение возможности для него формулирования против конкретного лица государственного обвинения в преступлении, в совершении которого это лицо законно и обоснованно изобличено в результате предварительного расследования. В своей работе И.Л. Петрухина отмечает: "Прокурор не может претендовать на роль "четвертой" (надзирающей) власти. Он должен быть отнесен к исполнительной власти, а конкретнее - должен быть органом публичных преследований. Именно в этом качестве он должен выступать не только в суде, но и при расследовании преступлений: не надзирать (обвинительная власть не может осуществлять надзор), а преследовать по закону"20.

 

& 2. Уголовное преследование в судебном разбирательстве 

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч.3 ст. 37 УПК РФ)

В соответствии с ч.1 ст.246 УПК РФ участие обвинителя в судебном разбирательстве является обязательным. В рассмотрении судом уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения участвует государственный обвинитель (прокурор), а по делам частного обвинения – потерпевший.

Поддержание государственного обвинения в суде есть продолжение уголовного преследования лица или группы лиц, которым предъявлено обвинение в преступлении, начатого в досудебном производстве. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 20.11.2007 №185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» участие прокурора должно быть обеспечено в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем.

Участие государственного обвинителя в суде — необходимое условие реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Построение судебного процесса на началах состязательности создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усиливает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Столкновение двух противоположных функций — обвинения и защиты — рождает спор, борьбу мнений. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказательство проверяется под углом зрения и обвинения и защиты; суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Информация о работе Прокурор как орган уголовного преследования