Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является описание особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Задачами работы станет изучение следующих вопросов:
1) категории лиц, обладающих процессуальным иммунитетом,
2) особенности досудебного производства по уголовному делу,
3) порядок направления уголовного дела.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 5
2. Порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельной категории лиц. 7
2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. 9
2.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. 10
2.3. Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката. 11
2.4. Производство по уголовным делам в отношении прокурора. 14
2.5. Особенности производства по уголовным делам в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента). 17
2.6. Особенности производства по уголовным делам в отношении судий, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. 18
2.7. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. 21
3. Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсач по процессу.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

иные  выборные должностные лица или должностные  лица иного выборного органа местного самоуправления, должность и порядок  избрания которых определены уставом  муниципального образования, избранные  непосредственно населением или  представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения./25/

В отношении  остальных лиц, участвующих в  местном самоуправлении применяется  обычный порядок судопроизводства./26/

Кроме общих правил производства по уголовным  делам рассматриваемой категории, изложенных выше, в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления так же существует одна особенность: решение о возбуждении уголовного дела в отношении такого субъекта либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется.

2.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации.

В части 1 ст. 447 УПК РФ указанные должностные лица отнесены к разным категориям, но их условно объединяют в одну группу, поскольку особенности производства по уголовным делам в этом случае аналогичны.

Кроме общих правил производства по уголовным  делам, обозначенных в главе 52 УПК РФ, в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации имеются следующие особенности.

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении данных субъектов либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации (пп. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). Согласование данного вопроса с судом или иными государственными органами не требуется.

Председатель  Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной  палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК РФ). Настоящее правило законодатель не распространил на кандидата в Президенты Российской Федерации. Кроме того, судебное решение об избрании в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется только с согласия Государственной Думы./28/

2.3. Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката.

 
Согласно п. 41 ст. 5 УПК РФ следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Таим образом, устанавливая круг лиц, входящих в категорию "следователь", было бы неверным считать, что речь идет только о лицах, состоящих в должности следователя органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции. К рассматриваемой категории лиц должны быть отнесены также сотрудники, занимающие должности старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам. Кроме того, правом осуществлять предварительное следствие согласно ч. 2 ст. 39 УПК наделены начальник следственного отдела, т.е. должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (отделение, отдел, управление и т.п.), а также его заместитель

(п. 18 ст. 5 УПК РФ). И хотя таким полномочием указанное лицо может пользоваться эпизодически или не осуществлять предварительное следствие вообще (характерно для руководителей крупных следственных подразделений), это не означает, что оно им не обладает. Представляется, что к числу следователей должны относиться также следователи-стажеры, иные должностные лица, назначенные исполняющими обязанности следователя (что нередко имеет место в органах внутренних дел, где штат следователей незначительный), во время обладания ими полномочиями по производству следствия. Правом производства следствия наделены также прокуроры (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), но законодателем они отнесены к другой категории лиц, наделенных иммунитетами, и речь о них пойдет позже.

В то же время уголовно-процессуальный иммунитет следователя не может быть распространен на лиц, состоящих в должности помощника следователя, поскольку данные субъекты наделены полномочиями только по осуществлению технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений и не могут выполнять поручения и действия процессуального характера. Аналогично можно сказать и о помощниках руководителей следственных подразделений по кадрам. Иммунитет не распространяется и на дознавателя, а также начальника органа дознания, поскольку уголовно-процессуальная деятельность этих субъектов, даже при выполнении ими неотложных следственных действий, не именуется предварительным следствием.

Некоторые сомнения по рассматриваемому вопросу  возникают в отношении лиц, хотя и состоящих на должностях следователей, старших следователей, но выполняющих  контрольно-методическую и информационно-аналитическую  работу. Согласно ведомственным должностным  инструкциям такие субъекты не наделяются правом осуществления предварительного следствия и могут участвовать в нем только по письменному распоряжению руководителя следственного аппарата./21/

Адвокат - это лицо, являющееся членом коллегии адвокатов. При условии, что коллегия адвокатов зарегистрирована в соответствии с законодательством и членство в ней правомерно, обозначенный критерий является единственным при определении соответствия субъекта категории, указанной в п. 8 ч. 1 ст. 447 УПК РФ. Поэтому к рассматриваемой категории лиц не могут быть причислены субъекты, осуществляющие юридическую помощь гражданам и организациям на иной основе (работники юридических отделов, юрисконсульты, частнопрактикующие юристы и т.п.). К данной группе не относятся также лица, проходящие стажировку в коллегии адвокатов.

Помимо  изложенных общих правил производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, применительно к следователю и адвокату существует всего лишь одна особенность: решение о возбуждении в отношении них уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

Законодатель  не устанавливает прокурором какого уровня принимаются подобные решения, т.е. это может сделать прокурор района, города, области и др. Однако существуют правила определения территориальной подследственности, в соответствии с которыми предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование, в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков, может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ст. 152 УПК РФ). При направлении прокурору сообщения о преступлении, совершенном лицом рассматриваемой категории, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела желательно учитывать эти правила.

Очевидно, что если противоправное деяние совершено следователем военной прокуратуры, то субъектом возбуждения уголовного дела должен выступать военный прокурор. Представляется, что было бы логичным, если в такой ситуации вопрос о даче заключения рассматривался соответствующим военным судом.

Задержание  следователя в порядке, установленном  ст. ст. 91, 92 УПК РФ производится на общих основаниях.

2.4. Производство по уголовным делам в отношении прокурора.

 

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении прокурора либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается вышестоящим прокурором с согласия судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). При возникновении вопросов, связанных с установлением места совершения деяния, необходимо ориентироваться на общие правила, определяющие территориальную подсудность. В частности, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ст. 32 УПК РФ)./20/ Кроме того, необходимо помнить и о возможности территориальной подсудности уголовных дел (ст. 35 УПК РФ).

Прокурор, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном  ст. ст. 91, 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПКРФ ).

Отличие производства по уголовному делу в  отношении Генерального прокурора  состоит лишь в том, что решение  о возбуждении в отношении  него уголовного дела либо о привлечении  в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления принимается коллегией, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). Порядок вынесения судом такого решения законом специально не урегулирован. Поэтому здесь надо ориентироваться на процедуру получения судебного согласия, указанную в чч. 2, 3 ст. 448 УПК РФ.

Особенности производства по уголовным делам  в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации является избранный населением, проживающим на территории субъекта Российской Федерации и обладающим в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, представитель, уполномоченный осуществлять свою деятельность в законодательном (представительном) органе и иные полномочия, предусмотренные Уставом субъекта федерации и Федеральным законом (ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Наряду  с общими правилами производства по уголовным делам в отношении лиц, отдельных категорий, изложенными выше, в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрены следующие особенности.

Решение о возбуждении в отношении  такого должностного лица уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК РФ). Порядок получения заключения суда является общим для данной категории дел (чч. 2, 3 ст. 448 УПК РФ).

Законодатель  не включил депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в перечень задержанных по подозрению в совершении преступления лиц, подлежащих немедленному освобождению после установления личности (ст. 449 УПК РФ)./15/

2.5. Особенности производства по уголовным делам в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента).

 

 Президентом  Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, является лицо, прекратившее исполнение своих полномочий в связи с истечением срока пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц