Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является описание особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Задачами работы станет изучение следующих вопросов:
1) категории лиц, обладающих процессуальным иммунитетом,
2) особенности досудебного производства по уголовному делу,
3) порядок направления уголовного дела.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 5
2. Порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельной категории лиц. 7
2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. 9
2.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. 10
2.3. Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката. 11
2.4. Производство по уголовным делам в отношении прокурора. 14
2.5. Особенности производства по уголовным делам в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента). 17
2.6. Особенности производства по уголовным делам в отношении судий, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. 18
2.7. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. 21
3. Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсач по процессу.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Например, член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока своих полномочий. Он без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не может быть: а) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; б) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность  члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные  транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и  багаж, на их переписку.

Одной из особенностей следственных действий в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы является их право на отказ от дачи свидетельских  показаний, закрепленное в ст. 21 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий./13/

Согласно  п. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в случае задержания Уполномоченного  по правам человека на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Неприкосновенность  Уполномоченного распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие  ему документы.

Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы не могут быть задержаны, арестованы, без согласия Генерального Прокурора РФ. Судебное решение в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о производстве обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивания телефонных и иных переговоров принимается соответствующим судьей по ходатайству Генерального прокурора./26/

Решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих  полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации или Государственной Думы. Получения такого согласия на производство других следственных действий в отношении данных лиц (выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров) УПК не требует.

Судебное  решение в отношении депутата законодательного органа государственной  власти субъекта РФ о производстве названных следственных действий принимается  судебной коллегией, состоящей из трех судей суда субъекта РФ, на основании ходатайства прокурора субъекта Российской Федерации.

Аналогичные решения в отношении следователя, адвоката, прокурора, депутата представительного  органа местного самоуправления, члена  и выборного должностного лица органа местного самоуправления принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя, адвоката ходатайство в суд направляет прокурор соответствующего уровня, а в отношении остальных лиц – прокурор субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

После принятия судебного решения об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи  Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска Генеральный прокурор или прокурор субъекта РФ направляет соответственно в Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд РФ либо в соответствующую квалификационную коллегию судей представление вместе с судебным решением для получения согласия на исполнение этого решения (ч. 2 ст. 450 УПК РФ). Порядок рассмотрения данного представления аналогичен порядку возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц и производится в соответствии с регламентом органов, в которых оно рассматривается./20/ Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Генерального прокурора РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК РФ).

В случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно (ст. 451 УПК РФ). Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК РФ). Ходатайство указанных лиц может быть заявлено на любом этапе уголовного процесса, но до начала судебного разбирательства. Положения ст. 452 УПК РФ не распространяются на мировых судей и судей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

Судебное  решение о временном отстранении  обвиняемого от должности (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов принимается единолично судьей в соответствии с общими правилами подсудности, предусмотренными ст. 31 УПК РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным судом Российской Федерации (ст. 452 УПК РФ).

Заключение

Особенности производства по уголовным делам, содержащие дополнительные процессуальные гарантии в отношении отдельных категорий лиц, обусловлены их должностным статусом в силу осуществления ими важных государственных функций. Предусмотренные законом дополнительные гарантии должны способствовать самостоятельности и независимости определенной категории лиц, обеспечивая при этом повышенную охрану их личности, ограждая их от необоснованных уголовных преследований и осуждения. Положения названных актов определяют понятие статуса этих лиц, объем и пределы предоставляемых этим лицам специальных гарантий, а УПК устанавливает порядок применения этих норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности этих лиц, направлении дела в суд.

Подводя итог, необходимо отметить следующее. В главе 52 УПК законодателем впервые предпринята попытка упорядочить процедуру привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетами. С учетом ряда обстоятельств данный труд был не из легких. Возможно, этим объясняется наличие некоторых шероховатостей в применении законодательной техники, определенная доля непоследовательности правового регулирования, неоднозначность нормативных предписаний, на которые частично обращено внимание в данной работе. Однако все это можно объяснить отсутствием практики применения закона. А так же  сложностью формулирования рекомендаций, которые моли бы оказать помощь в осуществлении производства по делу. Бесспорно одно - закон принят, и он должен исполняться.

 

Список литературы

 
    1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета, 1993.25 дек.
    2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ // СЗ РФ.1996. №26
    3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ // СЗ РФ.2001.№52
    4. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ // СЗ РФ 18.10.1999, N 42
    5. ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 N 12-ФЗ// CЗ РФ 12.02.2001, N 7
    6. Закон “О статусе судей в Российской Федерации” от 26.06.1992 N 3132-1// Российская газета, N 170, 29.07.1992
    7. ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
    8. ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 1-ФКЗ// CЗ РФ, 03.03.1997, N 9
    9. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1// CЗ РФ, 20.11.1995, N 47
    10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.И. Радченко; научн. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков). - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт-Издат",2006 г.
    11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юстицинформ, 2004.
    12. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева и В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002.
    13. Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе: Монография. - М., 2003г.
    14. Вельш И.В. К вопросу о понятии свидетельского иммунитета в уголовном процессе, Тюмень, 2001г.
    15. Галузо В.Н. Депутатский иммунитет: (Уголовно-процессуальные проблемы правового регулирования) // Материалы научно-практической конференции. 4-5 февраля 2003 г. - Красноярск, 2003.
    16. Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. - 2002. - № 3.
    17. Карасев М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2000. - №7.
    18. Кибальник А. Иммунитеты как основание освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция.- 2000- № 8.
    19. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. М.,2005
    20. Лукашевич В.З. Возбуждение уголовного дела // Уголовный процесс России. Особенная часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / А.И. Александров, С.А. Величкин, Н.П. Кириллова и др.; Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2005.
    21. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение.2000.- № 6.
    22. Морозова Л.А. Проблема правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. - № 3, 4.
    23. Наумов А. Иммунитет в уголовном праве // Уголовное право. – 2000г. - № 2.
    24. Руднев В.И. Иммунитеты в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. - 1999. - № 8.
    25. Шургина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Российский юридический журнал. - 2001. - № 1.
    26. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов (под ред. К.Ф. Гуценко). - М.: Издательство "Зерцало", 2005.
    27. Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) 2-е изд., перераб. и доп. - "Юридический Дом "Юстицинформ", 2006 г.
    28. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002.
    29. Уголовный процесс: Учебник для вузов ∕Под ред. А.В. Смирнова. СПб, 2004

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц