Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является описание особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Задачами работы станет изучение следующих вопросов:
1) категории лиц, обладающих процессуальным иммунитетом,
2) особенности досудебного производства по уголовному делу,
3) порядок направления уголовного дела.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. 5
2. Порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельной категории лиц. 7
2.1. Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления. 9
2.2. Особенности производства по уголовным делам в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, кандидата в Президенты Российской Федерации. 10
2.3. Особенности производства по уголовным делам в отношении следователя и адвоката. 11
2.4. Производство по уголовным делам в отношении прокурора. 14
2.5. Особенности производства по уголовным делам в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента). 17
2.6. Особенности производства по уголовным делам в отношении судий, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия. 18
2.7. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. 21
3. Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсач по процессу.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Помимо  изложенных выше общих правил производства по уголовным делам в отношении  отдельных категорий лиц, в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, необходимо руководствоваться следующими положениями.

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении этого лица либо о привлечении  его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).

При возбуждении  уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, согласно ч. 6 ст. 448 УПКРФ Генеральный прокурор в течение 3 суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности./27/ В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение экс-президента неприкосновенности указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думой, о чем в течение 3 суток извещается Генеральный прокурор Российской Федерации. Решение Государственной Думы либо Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности рассматриваемого должностного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Экс-президент, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК РФ).

Судебное решение об избрании в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации (ч. 3 ст. 450 УПК РФ).

2.6. Особенности производства по уголовным делам в отношении судий, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

 

Пункт 54 ст. 5 УПК РФ разъясняет, что судья - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Согласно ч. 1 ст. 2 этого Закона все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом независимо от того, определяется их правовое положение федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. Последние уточнения позволяют охватить понятием "судья" все категории судей, поименованных в подзаголовке к этой части пособия, в том числе мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Присяжными  заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных  заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела./22/ Арбитражными заседателями являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном указанным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Как отмечалось ранее, согласно п. 2 ч. 1 ст. 447 УПК РФ иммунитет распространяется лишь на тех заседателей, которые непосредственно участвуют в осуществлении правосудия.

Кроме общих правил производства по уголовным  делам, обозначенным в главе 52 УПК, в  случае привлечения рассматриваемых  субъектов к уголовной ответственности, имеются следующие особенности.

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении судьи либо о привлечении  его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в  отношении других лиц или по факту  совершения преступления, принимается  Генеральным прокурором Российской Федерации на основании судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующего судебного органа или квалификационной коллегии судей (пп. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 448 УПК). Аналогичным образом должен решаться вопрос о возбуждении уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия в судах соответствующего уровня./17/

Вопрос  о даче заключения в отношении  судьи Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда рассматривается по представлению прокурора коллегией, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации.

Заключение  в отношении иных судей дает коллегия, состоящая из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Наряду  с заключением о наличии или  отсутствии в действиях судьи  признаков преступления требуется  соответствующее согласие на возбуждение в отношении рассматриваемого субъекта уголовного дела или привлечение его в качестве обвиняемого. Оно должно быть получено:

в отношении  судьи Конституционного суда - от Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении  судьи Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда - от Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора Российской Федерации и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления (ч. 4 ст. 448 УПК РФ).

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое  может повлечь ухудшение положения  привлекаемого к ответственности  судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении в отношении этого должностного лица уголовного дела или привлечении его в качестве обвиняемого (ч. 5 ст. 448 УПК РФ).

Согласно  ст. 449 УПК РФ судья федерального суда, мировой судья, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК РФ). Решение Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей по этому вопросу должно быть принято в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК РФ)./14/

Уголовное дело в отношении судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному  до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным судом  Российской Федерации (ст. 452 УПК РФ). Это правило не распространяется на мирового судью и судью конституционного (уставного) суда субъекта РФ./18/ 

2.7. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

 

 Согласно  ст. 1 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"  членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Процедура привлечения к уголовной ответственности  указанных должностных лиц наиболее сложная из всех рассмотренных нами. Кроме применения общих правил производства по уголовному делу в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, здесь должны быть реализованы следующие положения.

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении названных лиц либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ)./15/

Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения привлекаемого к ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении в отношении этого должностного лица уголовного дела или привлечении его в качестве обвиняемого (ч. 5 ст. 448 УПК РФ).

Согласно  ст. 449 УПК РФ член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Судебное  решение об избрании в отношении  члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 2 ст. 450 УПК РФ).

3. Задержание лица, избрание меры пресечения, производство отдельных следственных действий и направление уголовного дела в суд

 

Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила  задержания лиц, перечисленных в  ст. 447 УПК РФ, применения к ним мер пресечения и производства отдельных следственных действий./12/

Особенностью  задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является то, что эти лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, должны быть освобождены немедленно после установления их личности, за исключением случаев задержания их на месте преступления. Данная статья дополняет основания освобождения из-под стражи лица, подозреваемого в совершении преступления, установленные статьей 94 УПК РФ./27/ Однако, в перечень лиц упомянутых в ст.449 УПК РФ и подлежащих немедленному освобождению по установлении особого основания, законодатель не включил депутата законодательного органа власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления, следователя, адвоката, которые подвергаются задержанию на общих основаниях, установленных в главе 12 УПК РФ.

Особенности применения к лицам, указанным в  ст. 447 УПК РФ, мер пресечения и производства отдельных следственных действий заключаются в следующем. Применение в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск (за исключением задержания на месте преступления), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров производятся в порядке, установленном главами 13 и 25 УПК, но с применением правил, определяемых в ст. 448 УПК РФ для возбуждения уголовного дела в отношении этих лиц.

Решение о применении мер пресечения и  производстве следственных действий на основании положений ч. 2 ст. 29 УПК РФ принимается теми же органами,  которые решали вопрос о возбуждении уголовного дела./10/

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц