Органы дознания, их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание

В данной работе, нами будет рассмотрена тема: органы дознания, их компетенция. Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3
1. История развития органов дознания в Российской Федерации………………….………………………………………. 3
2. Система органов дознания в Российской Федерации..………..…...… 3

3. Задачи и полномочия органов дознания …………………………
4

4. Милиция, как орган дознания…………………..................................
5

Заключение

Работа состоит из  1 файл

контрольная по правоохранительным.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 

Северодвинский  филиал 
 

Факультет управления и права  

Кафедра юриспруденции 
 
 

Контрольная работа 

         по дисциплине: Правоохранительные органы 

         тема: Органы дознания, их компетенция 
     
     

                  Выполнил: студентка 1 курса  заочной формы обучения

                  специальность «Юриспруденция»

                  Копалина  Надежда Михайловна 

                  Проверил:  преподаватель

                  Бурляй  Галина Сергеевна.  
                   

Оценка: ______________ 
 

Северодвинск 

2009 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ………………………………………………………..  3
1. История развития органов дознания в Российской Федерации………………….………………………………………. 3
2. Система  органов дознания в Российской  Федерации..………..…...… 3
 
3. Задачи и полномочия органов дознания …………………………
 
 4
 
4. Милиция, как орган дознания…………………..................................
 
 5
 
Заключение
 
7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      В данной работе, нами будет  рассмотрена тема: органы дознания, их компетенция. Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

      Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству составляемых документов, часть уголовного процессуальной деятельности. Работа следователей кропотлива и трудна. Основанная на законе принципах и общих условиях производства предварительного расследования деятельность следователей (органов дознания), способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. Вместе с тем осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований так же, как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, приносящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.

      Необоснованное предварительное  расследование отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию иные правоохранительные органы, отрываются от общественно – полезного труда.

      Деятельность дознавателя характеризуется  чрезвычайным разнообразием задач,  правильное решение которых требует  применение различных качеств, навыков и знаний.

Актуальность  данной темы в том, что предварительное  расследование это стадия уголовного процесса на которой, решаются наиболее важные вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В  РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

      До 1860г. расследование преступлений  входило в круг обязанностей  полиции. В роли следователей  выступали в основном квартальные  надзиратели, а в крупных городах  существовали особые должности  следственных приставов по гражданским  и уголовным делам.

      Правом предварительного следствия  также обладали земские суды, управы благочиния и различные  присутствия, в которые входили  полицейские чины. На них возлагалось  производство дознания о всяком  происшествии, разбор маловажных  проступков. В особо важных случаях следствие поручали специально назначенным чиновникам, командируемым на места преступлений губернаторами, министром внутренних дел или самим царем.

      Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.¹

      20 ноября 1864г. был принят Устав  уголовного судопроизводства, который  установил, что предварительное  следствие о преступлениях и  проступках, подсудных окружным  судам, производится судебными  следователями при содействии  полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю.

      

    

 

1.подробнее  см.: Виленский Б.В. Российское  законодательство x­xx веков. М., 1999г.  стр.145.

       Таким образом, с принятием Устава уголовного судопроизводства 1864г. в определенной степени конкретизируется деятельность как следователей, так и органов дознания, основным из которых являлась полиция. Вместе с тем следует учитывать, что в это время все же отсутствовала стройная система органов дознания, что отрицательно сказывалось на расследовании преступлений и проступков.²

      Принятие Устава уголовного судопроизводства не приостановило поиска средств и мер по совершенствованию деятельности органов расследования. В 1867г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам. В 1870г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам. В 1875г. при окружных судах учреждаются постоянные должности следователей по особо важным делам.

       В последующем каких-либо преобразований органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, не отмечается. Никаких изменений в структуру и деятельность следственного аппарата и органов дознания не привнесла и февральская революция 1917г.

       Декретом о суде №1 в ноябре 1917г. институт судебных следователей упраздняется, а производство предварительного следствия возлагается на местных судей. Позже для расследования дел о наиболее тяжелых и опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов. В декабре 1917г. Всероссийской чрезвычайной комиссии расследования дел о государственных преступлениях вошло в ее полномочия.

      Положение о народном суде  РСФСР от 30 ноября 1918г. возложило производство расследования на следственные комиссии и на народного судью, а производство дознания – на милицию.

      В соответствии с первым Уголовно  – процессуальным кодексом РСФСР,  принятом в 1922г., понятие «следователь»  включало народных следователей, следователей, состоящих при губернских  судах, следователей военных

2.Гущенко  К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные  органы: учебник 2е изд. – М., 2001г. стр. 280-281

трибуналов  и следователей по важнейшим делам  при Наркомате юстиции. В дальнейшем Основы уголовного судопроизводства Союза  ССР и союзных республик (приняты а 1924г.) определили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик»³

      В послевоенный период новое изменение структуры следственных органов произошло в декабре 1958г., когда были приняты новые Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. Согласно этим Основам правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности, а следственный аппарат МВД был упразднен.

      Упразднение следственного аппарата  МВД привело к перезагруженности  следователей прокуратуры. Поэтому  6 апреля 1963г. Указом Президиума Верховного Совета СССР в МВД был восстановлен следственный аппарат. За милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений.

      В 1970 – 1980-е годы органы предварительного расследования развивались в направлении совершенствования деятельности правоохранительной системы СССР, добиваясь оптимизации функционирования следственных структур МВД, КГБ и прокуратуры, осуществляемой на основании общих директив КПСС.

     Определенные изменения в структуре органов расследования произошли в 90-е гг. В частности, в 1993г. функции органов дознания получили учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 1995г. следственный аппарат был создан в Федеральной службе налоговой полиции и воссоздан в Федеральной службе безопасности. Таким образом, в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах. Существенные меры по совершенствованию предварительного следствия в системе МВД РФ были предприняты с изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998г. №14224

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.СУ  СССР. 1924. №24. Ст.206

4.СЗ  РФ.1996.№30.Ст.3605

 
 
 

2.СИСТЕМА  ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

      Одной из форм предварительного  расследования является дознание  – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

      Дознание представляет собой  производство органом дознания  предварительного расследования  по уголовным делам, возбуждаемым  в отношении конкретных лиц,  совершивших преступление небольшой  или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ).

     Дознание осуществляется в 2 формах:

      ●по делам, по которым предварительное  следствие необязательно, в порядке,  установленном гл. 32 УПК РФ

      ●по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ.

      Дознание осуществляется с соблюдением  следующих процессуальных особенностей:

      ●срок производства дознания  – не более 15 суток, в случае  необходимости он может быть  продлен прокурором еще до 10 суток;

      ●при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом и согласия прокурора ходатайство об избрании меры пересечения в виде заключение под стражу;

      ●по окончанию дознания составляется  обвинительный акт – процессуальный  документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение, и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

      Основными процессуальными актами, составляемые при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

      Постановление – это процессуальный  документ, в котором выражается  решение следователя, органа дознания  или прокурора, принятое при  производстве предварительного  следствия или дознания. Оно может  касаться отдельных процессуальных  действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

Информация о работе Органы дознания, их компетенция