Органы дознания, их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание

В данной работе, нами будет рассмотрена тема: органы дознания, их компетенция. Целью данной работы служит исследование вопросов, касающихся деятельности органов дознания. Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3
1. История развития органов дознания в Российской Федерации………………….………………………………………. 3
2. Система органов дознания в Российской Федерации..………..…...… 3

3. Задачи и полномочия органов дознания …………………………
4

4. Милиция, как орган дознания…………………..................................
5

Заключение

Работа состоит из  1 файл

контрольная по правоохранительным.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

      Постановление по уголовным делам  органа дознания, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

      Протокол – это процессуальный  документ, в котором отражаются  ход и результаты следственных  действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и др.

      Таким образом, если протокол  – это процессуальный документ  описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами5.

 
 
 
 
 
 
 

5.Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы РФ. Юридический центр «Пресс» 2003г.

 

3.ЗАДАЧИ  И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ.

      Производство дознания в Российской  Федерации возлагается законом  на административные органы государства  и должностных лиц, выполняющих  административно-распорядительные  функции. Осуществление дознания  для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Таким образом, основными задачами являются:1)Обеспечение личной безопасности граждан, 2)предупреждение и пересечение преступлений и других правонарушений,3)раскрытие преступлений,4)охрана общественного порядка.

      Органы дознания проводят расследование  уголовных дел, возникающих в  своем большинстве в сфере  их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

      Задачами органов дознания являются:

●быстрое  и полное раскрытие преступлений;

●изобличение  виновных;

●обеспечение  правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы  дознания также осуществляют – 

●прием,

●проверку,

●разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

      В случае установления обстоятельств,  исключающих производство по  делу, орган дознания выносит  постановление об отказе в  возбуждении уголовного дела.

       Органы дознания осуществляют  производство отдельных следственных  действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

      Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст.41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

      При поручении расследования  подчиненному должностному лицу  начальник органа дознания в  то же время в полной мере  несет ответственность за решение  процессуальных задач, касающихся  раскрытия преступления, изобличение виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. 6    

      

 
 
 
 
 
 
 
 

6. Безлепкин  Б.Т. Судебная система правоохранительные  органы и Адвакатура России. – М. Юристъ 2001г.

 

4.МИЛИЦИЯ,  КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ.

      Дознание, как сказано выше, является  формой предварительного расследования.  Его производство основывается  на том же законодательстве, что  и предварительное следствие.  Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

      Основными органами дознания  в настоящее время является  милиция, поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему, рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и протокольному производству. Милиция – универсальный орган дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению.

      В соответствии со ст.7 Закона  РФ «О милиции» от 28 апреля 1991г., она подразделяется на криминальную  милицию и милицию общественной  безопасности (местную милицию). В  своей деятельности милиция подчиняется  Министерству внутренних дел  Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних республик, краев и областей – субъектов Российской Федерации. Кроме того, милиция общественной безопасности (местная милиция) подчиняется еще соответствующим местным органам власти. Из сказанного выше видно, что криминальная милиция строится по вертикали, т.е. подчиняется только вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до Министерства внутренних дел РФ. Милиция общественной безопасности подчиняется также и по горизонтали – местным органам власти и управления, что позволяет принимать во внимание местные условия и особенности в области борьбы с правонарушениями.

      В соответствии со ст.8 закона  РФ «О милиции» основными задачами  криминальной милиции являются  предупреждение, пресечение и раскрытие предварительного следствия обязательно, организация и преступлений, по делам о которых производство осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. 

      Комментируя выше приведенную  часть закона, следует отметить, что кроме всего прочего органы криминальной милиции выполняют функцию органов дознания (ст.117, 118, 119 УПК РФ). При этом они при наличии признаков преступления возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (перечень их дан в уголовно-процессуальном законе). Таким образом, криминальная милиция действует в тесном контакте с прокурорско-следственными органами, а после передачи дела следователю – только по его поручению (за исключением отдельных полномочий в тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, установить не удалось).

      Согласно тому же закону в  состав криминальной милиции  входят: оперативно-розыскные, научно-технические,  и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).

      Основными же задачами милиции  общественной безопасности (местной милиции) являются: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пересечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

      В состав милиции общественной  безопасности (местной милиции) входят  дежурные части, подразделения  патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. В составе органов местной милиции формируются подразделения (отделения, группы) дознания, главная задача которых – осуществление дознания, заменяющего предварительное следствие.

      Численность криминальной милиции  и милиции общественной безопасности  устанавливается Правительством РФ с содержанием за счет федерального бюджета. Однако исполнительные органы административно-территориальных единиц Российской Федерации вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции).7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.Гуценко  К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные  органы – М., Зерцало 1998г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Рассмотрение вопросов деятельности  органов дознания дает возможность  узнать не только о правоприменительной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, но и о работе механизма государственного принуждения в целом. Подробный анализ наглядно показывает сложившуюся в России систему органов охраны права: их практику и взаимодействие. Данные знания особенно важны для юристов, которые непосредственно связаны с охраной и применением права.

      Данная работа позволила выявить  не только общие принципы деятельности  органов дознания, но и определить  особенности, присущие каждому  органу и специфику его работы.

      Основной целью деятельности  всех правоохранительных органов  в целом, является борьба с  криминалом. И от того, как будет  построено их взаимодействие, как  эффективно и быстро будут  раскрываться преступления, зависит  благополучие всего общества. По нашему мнению, необходимо предпринимать конкретные меры для координации деятельности этих органов. Взаимодействие должно осуществляться не как самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальной задачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.

      Изучение порядка работы и  соблюдения законности в работе  органов дознания является одним  из важных вопросов современной  правоохранительной системы, так  как от этого зависит фактическая  реализация правового механизма регулирования правоохранительной деятельности.

 
 
 

24.10.2009г.                                                                             Копалина.

 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Безлепкин  Б.Т. Судебная система правоохранительные  органы и Адвакатура России. – М. Юристъ 2001г.

2.Божьева  В.П. Правоохранительные органы  Российской Федерации. Учебник.  – М. Спарк 2000г.

3.Виленский  Б.В. Российское законодательство x-xx веков. – М., 2001г.

4. Гуценко  К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные  органы. – М. Зерцало 1998г.

5. Лукичев Ю.А. Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. Юрид. Центр «Пресс» 2003г.

Информация о работе Органы дознания, их компетенция