Органы дознания и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

На протяжении длительного времени в уголовно-процессуальной науке существует противостояние между сторонниками единой процессуальной формы и дифференцированной процессуальной формы. Сторонники единой процессуальной формы считают необходимым установление единого порядка расследования преступлений не зависимо от характера их общественной опасности, которое позволяет исключить ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Содержание

Введение………………………………...…………………………………………3
1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ ….…………………………………..5
2. СИСТЕМА (ВИДЫ) И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ…………………………………………….…………………………8
3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ …....…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Копия default.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Студентки 4-го курса заочного отделения

Юридического факультета

 

 

 

 

По дисциплине: Уголовно-процессуальное право

 

 

На тему: Органы дознания и их компетенция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищена                                                         Оценка

« »     2012 г.                                  «   »

 

                                                                          «_ »     2012 г.

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

Содержание

Введение………………………………...…………………………………………3

1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ ….…………………………………..5

2. СИСТЕМА (ВИДЫ) И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ…………………………………………….…………………………8

3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ …....…………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

 

Введение

Расследование преступлений является важной составляющей частью уголовного судопроизводства. Долгое время законодатель старался определить наиболее оптимальные его формы. В уголовном судопроизводстве России, и в прошлом, и в настоящем, такими остаются предварительное следствие, в виде основной формы расследования, и дознание.

Изначально дознание, которое возникло как административная деятельность, осуществлявшаяся вне процессуальных форм, проследовало сложный путь развития. От вспомогательной деятельности, а в советское время заняло почти равное место со следствием. На современном этапе развития представляет собой «упрощенную форму расследования», которая соединяет элементы протокольной формы досудебной подготовки материалов и дознания как формы расследования по делам, предварительное следствие по которым необязательно.

На протяжении длительного  времени в уголовно-процессуальной науке существует противостояние между сторонниками единой процессуальной формы  и дифференцированной процессуальной формы. Сторонники единой процессуальной формы считают необходимым установление единого порядка расследования преступлений не зависимо от характера их общественной опасности, которое позволяет исключить ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Сторонники дифференцированной процессуальной формы настаивают на возможности и целесообразности введения упрощенных и сокращенных процедур расследования преступлений, которые не представляют серьезной общественной опасности, то есть небольшой и средней тяжести.

В науке уголовно-процессуального права всегда велись споры в отношении назначения, содержания и видов дознания, а также полномочий органов дознания. Данные споры оказывали значительное влияние на содержание законодательных актов. Во время подготовки уголовно-процессуального кодекса развернулась ожесточенная дискуссия. Мнения о содержании дознания и перспективах его развития в уголовном судопроизводстве были высказаны принципиально противоположные. Начиная от необходимости упразднения дознания как самостоятельного института и формы расследования и до его сохранения и в дальнейшем расширения сферы действия.

Однако УПК РФ в отношении дознания занял компромиссную позицию. С одной стороны сохранил дознание только в формы предварительного расследования, но при этом значительно упростил порядок его производства, а также исключил производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В первую очередь дознание предназначено для освобождения следственного аппарата от расследования огромного количества преступлений небольшой и средней тяжести, и, что самое главное, для сосредоточения усилий на расследовании тяжких и особо тяжких преступлений.

Большую часть преступлений составляют преступления небольшой и средней тяжести. В связи с этим необходимость в органах дознания велика.

На расследование преступлений тяжких и особо тяжких тратится больше времени, сил и средств и возникает необходимость в разгрузке следственных органов, для чего и призваны органы дознания.

 

 

1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ

Дознание, наряду с предварительным следствием, является одной из двух форм предварительного расследования преступлений в уголовном судопроизводстве.

Зачастую, преступления, по которым проводится дознание, являются преступления небольшой либо средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации к таким преступления относятся преступления максимальный срок наказания по которым не превышает пять лет лишения свободы. Однако, по указанию подписанному прокурора, такие дела могут передаваться для производства в форме предварительного следствия (статья 150 УПК РФ).

Дознание в России осуществляется в трёх формах. К первой форме относится сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с дальнейшим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного расследования преступлений. Ко второй относится проведение неотложных следственных действий после того, как возбуждено уголовное дело органом дознания и до передачи его следователю. К третьей форме относится сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно

Дознание имеет отличие от предварительного следствия. В первую очередь по органам, которые его осуществляют, а также по объёму и срокам его процессуальной деятельности.

В случае когда проведение предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия направленные на установление и закрепление следов преступления. К ним относятся:

1) осмотр;

2) обыск;

3) выемка;

4) освидетельствование;

5) задержание;

6) допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей.

Прокурор немедленно ставится в известность при обнаружении преступления и начале непосредственно самого дознания органом дознания. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного расследования не обязательно, полностью расследуются органами дознания.

В части 1. статьи 40 УПК РФ к органам дознания отнесены органы: внутренних дел Российской Федерации и другие органы исполнительной власти, которые также наделены полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности; главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший военный судебный пристав, старший судебный пристав, старшие судебные приставы Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; командиры воинских частей, соединений, а также начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы.

На территории страны кроме оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность оперативные подразделения органов ФСБ; таможенных органов; федеральных органов налоговой полиции; федеральных органов государственной охраны; Службы внешней разведки; органов пограничной службы; Министерства юстиции.

Вышеупомянутые органы, которые в своей структуре содержат оперативные подразделения также являются органами дознания.

Задачи, стоящие перед  органами дознания предопределены теми видами деятельности, осуществление  которых на них возложено. Большинство  органов дознания вправе и обязаны применять оперативно-розыскные меры, осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

 Задачами органов дознания осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление, установление лиц, которые их подготавливают, совершают либо совершили; розыск лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняются от уголовного наказания, и розыск безвести пропавших; приобретение информации о событиях или действиях, которые могут создать угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации.

Перед органами дознания, на стадии возбуждения уголовного дела, находится двуединая задача: с одной стороны реагировать на каждый факт совершения преступления, а с другой ограждать последующие этапы уголовного процесса от рассмотрения происшествий, которые не связанны с совершением преступления. Органы дознания, когда приступают к производству неотложных следственных действий и исполняют поручения следователя, стремятся обеспечить возможность установления истины по делу, способствуют полноте и объективности дальнейшего предварительного расследования. Осуществляя уголовно-процессуальную деятельность по делам, по которым предварительное расследование необязательно, органы дознания решают задачу предварительного сбора, проверки и оценки полученных доказательств о всех обстоятельствах, перечисленных в статье 73 УПК.

 

2. СИСТЕМА И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены статьями 40 и 157 УПК. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Государственной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).

Приведем полный перечень органов дознания-учреждений:

1) ОВД;

2) органы ФСБ;

3) пограничные органы ФСБ;

4) федеральные органы  государственной охраны;

5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и

психотропных веществ;

6) таможенные органы;

7) органы Службы внешней  разведки;

8) органы Минюста;

9) органы Государственной  противопожарной службы.

К должностным лицам, которые признаны органами дознания относятся Главный судебный пристав Российской Федерации; главный военный судебный пристав; главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел  как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции. Причем полиция  в РФ — это система государственных  органов исполнительной власти, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Дознавателями органов  внутренних дел Российской Федерации производится дознание в полном объеме по всем делам, по которым предварительное следствие не обязательно, за исключением тех, дознание по которым вправе производить другие органы дознания (дознаватели) (пункт 1 часть 3 статья 151 УПК).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» к органам ФСБ относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; территориальные органы безопасности); органы безопасности в войсках; пограничные органы безопасности; иные органы безопасности; авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

К органам по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ относятся:

— Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъекту Российской Федерации;

— управления Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ  по субъекту Российской Федерации.

В компетенцию органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ входят исключительно происшествия, где присутствуют определенные признаки.

Такие  признаки присутствуют в тех случаях, когда производится незаконная изготовка, а также незаконно приобретаются, хранятся, перевозятся, пересылаются или сбываются наркотические средства или психотропные вещества, незаконно культивируются растения, запрещенные к возделыванию содержащие наркотические вещества.

Информация о работе Органы дознания и их компетенция