Органы дознания как объект прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:52, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются особенности надзора со стороны Прокуратуры за дознанием, права и обязанности прокуроров при осуществлении этой деятельности.

Содержание

Введение.___________________________________________ 2

1. Предмет и задачи прокурорского надзора за
органами дознания._________________________________3

2. Органы дознания как объект прокурорского надзора._____ 6

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за дознанием.___________________________________________8

4. Особенности надзора прокурора за дознанием.__________12

Заключение.__________________________________________15

Список использованной литературы._____________________16

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор на печать.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

Введение.___________________________________________  2 

1. Предмет и  задачи прокурорского надзора  за

     органами дознания._________________________________3 

2. Органы дознания  как объект прокурорского надзора._____ 6 

3. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за дознанием.___________________________________________8 

4. Особенности  надзора прокурора за дознанием.__________12 

Заключение.__________________________________________15 

Список использованной литературы._____________________16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Со времен основания прокуратуры Петром I важнейшей ее задачей является надзор за исполнением законов всеми государственными органами. В то время прокуратура и была создана единственно как орган надзора. Сейчас одним из направлений деятельности прокуратуры, согласно ФЗ №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», является, в том числе, и надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

  Органы дознания, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению  события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

  В  данной работе рассматриваются  особенности надзора со стороны  Прокуратуры за дознанием, права и обязанности прокуроров при осуществлении этой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предмет и задачи  прокурорского надзора  за органами дознания. 

   Предметом надзора в соответствии со ст. 29 «Закона о прокуратуре» является «соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, … проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.»1. Полномочия, данные прокурору для выполнения надзора, определены в ст.37 уголовно-процессуального кодекса РФ. Они будут подробно рассмотрены в следующей главе

   В УПК РФ учтены требования, вытекающие из положений Конституции  РФ, общепризнанных норм и принципов  международного права, международных  договоров по обеспечению основных  прав и свобод человека и гражданина. Так, в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь и достоинство участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.

   При осуществлении надзора за  соблюдением законов при производстве  дознания внимание должно быть  обращено на защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, обеспечено внимательное рассмотрение их жалоб и заявлений, приняты все необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, к возмещению материального и морального ущерба, обеспечению личной безопасности потерпевших и членов их семей. Деятельность эта должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всестороннее расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено, так как ни в какой другой сфере деятельности  органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие другие нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушения связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждение невиновных.

   Хорошо организованное дознание, а также осуществляемый прокурорский  надзор за исполнением законов  при их производстве представляют  собой одну из существенных  гарантий четкого выполнения  поставленных задач.

Задачи, стоящие перед прокурором, осуществляющим надзор за органами дознания, сформулированы в Законе “О прокуратуре РФ”, в Уголовно-процессуальном кодексе, приказах Генерального прокурора РФ .

      При осуществлении надзора за дознанием прокурору необходимо следить за тем, чтобы:

   - исполнялись требования закона  при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;

   - соблюдался установленный законом  порядок возбуждения уголовных  дел;

   -в каждом случае обнаружения  признаков преступления  орган дознания и дознаватель принимали предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;

   - соответствовали требованиям закона  решения, принимаемые в процессе  досудебного производства по уголовным делам;

   - соблюдались условия и порядок  проведения процессуальных действий, а в предусмотренных законом  случаях – основания для их  проведения;

   - соблюдались права потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других  участников уголовного судопроизводства.

  Таким  образом, под прокурорским надзором  за исполнением  законов органами  дознания понимается урегулированная  нормами права деятельность уполномоченных  прокуроров в досудебных стадиях  уголовного процесса, направленная  на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

   Правовую основу прокурорского  надзора за органами дознания  составляют Конституция РФ, УПК РФ, Закон о прокуратуре, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Органы дознания  как объект прокурорского  надзора. 

  В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

   1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, к ним относятся: 2

  -

Органы федеральной службы безопасности.

   -

Федеральные органы государственной охраны.

   -

Таможенные органы Российской Федерации.

   -

Служба внешней разведки Российской Федерации.

   -

Федеральная служба исполнения наказаний.

   -

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и

      психотропных веществ.

2) органы  Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

  Кроме  того, возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

   1) капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем  плавании - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

   2) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения органов  дознания, указанных в части первой  настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

   3) глав дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

    На органы дознания возлагаются:3

  1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установ-ленном  главой 32 УПК РФ;

 

2) выполнение  неотложных следственных действий  по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ;

 

3) осуществление  иных предусмотренных уголовно-процес-суальным  кодексом полномочий.

   Особенности прокурорского надзора  за дознанием будут рассмотрены  следующих главах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Полномочия прокурора  при осуществлении  надзора за дознанием. 

  Как гласит статья 37 УПК РФ, надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания уполномочен осуществлять прокурор. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

 

1) проверять  исполнение требований федерального  закона при приеме, регистрации  и разрешении сообщений о преступлениях;

 

2) выносить  мотивированное постановление о  направлении соответствующих материалов  в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

 

3) требовать  от органов дознания и следственных  органов устранения нарушений  федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

 

4) давать  дознавателю письменные указания  о направлении расследования,  производстве процессуальных действий;

 

5) давать  согласие дознавателю на возбуждение  перед судом ходатайства об  избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

 

6) истребовать  и проверять законность и обоснованность  решений следователя или руководителя  следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с уголовно-процессуальным Кодексом;

  7

) отменять  незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора,  а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

  8

) рассматривать  представленную руководителем следственного  органа информацию следователя  о несогласии с требованиями  прокурора и принимать по ней  решение;

 

9) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;

Информация о работе Органы дознания как объект прокурорского надзора