Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание

При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали обсалютно все слои общества. Неслучайно разработчики проектов судебной реформы в качестве основополагающего довода убрали для себя фразу – «Правда и милость да царствует в судах».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.историческое развитие судебной реформы………………..…6
Судебная реформа 1864 года……………………………………………..6
Современная судебно – правовая реформа……………….………….14
Глава 2. Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ………………………………19
Концепция судебной реформы……………………………………..19
Сущность и основные принципы судебной реформы Российской Федерации …………………………………………………………………..22
Понятие судебной реформы…………………………………………22
Этапы современной судебной реформы………………………….24
Содержание судебной реформы в РФ………………………………28
Глава 3. Основные проблемы реализации судебной реформы и перспектива ее развития………………………………………………….....33
3.1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе……………………………………..…………………………………….33
3.2. Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального законодательства…………………………………………..44

Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ РАЕЛИЗАЦИИ В УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.docx

— 103.62 Кб (Скачать документ)

2. введение конституционной  концепции для обеспечения соответствия  Конституции РФ федерального, республиканского, регионального законодательства, иной  нормативной деятельности, для урегулирования  споров между ветвями м уровнями  власти;

3. создание системы арбитражных  судов для разрешения конфликтных  ситуаций в сфере экономики  между субъектами различных форм  собственности;

4. введение альтернативной  формы судопроизводства с участием  присяжных заседателей.

 Такие принципы судопроизводства, как состязательность, право обвиняемого,  подсудимого на защиту, презумпция  невиновности, должны быть более  полно воплощены в жизнь, будет  создан правовой механизм их  последовательной реализации.

 Путь радикального  реформирования, коренной ломки  старой и создания новой судебной  системы, предпринятый "отцами" судебной реформы 1864 г., требует  большей подготовки, больших усилий. Путь постепенного "врастания"  суда в новые общественно-экономические,  государственные отношения, принятия  отдельных законов о судоустройстве  и судопроизводстве, по которому  идет нынешняя судебная реформа  в Российской Федерации, требует  меньших материальных и организационных  затрат.

 Опыт проведения государственно-правовых  реформ в России показывает, что  наибольший эффект в обновлении  форм и сущности институтов  достигался в том случае, когда  реформы проводились в комплексе,  взаимозависимости, когда изменениям  скоординированно подвергались различные сферы государственной и общественной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РФ

    1. Концепция судебной реформы

Идеи радикальных изменений  уголовного процесса, его принципов, форм в сторону демократизации и  гуманизации были выражены в концепции  судебной реформы в Российской Федерации, разработанной группой экспертов и одобренной Верховным Советом РСФСР. Предложения по судебной реформе были обсуждены и на Съезде судей Российской Федерации.

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О  концепции судебной реформы в  РСФСР" сказано: 19

1. Считать проведение  судебной реформы необходимым  условием функционирования РСФСР  как демократического правового  государства и одним из приоритетных  направлений законодательной деятельности.

2. Признать главными задачами  судебной реформы в Российской  Федерации: 

  • утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
  • защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
  • закрепление в нормах уголовного процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
  • достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов;
  • обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

3. Рассматривать в качестве  важнейших направлений судебной  реформы: 20

  • создание федеральной судебной системы;
  • признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  • расширение возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  • организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
  • дифференциацию форм судопроизводства;
  • совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

4. В новом законодательстве  должны быть исключены все  рудименты обвинительной роли  суда, имевшиеся в УПК РСФСР,  а именно: 21

  • право суда (судьи) возбуждать уголовные дела;
  • обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения;
  • обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств;
  • оглашение судом обвинительного заключения;
  • право суда вести первым допрос подсудимого и других участников судебного разбирательства;
  • обязанность продолжать процесс при отказе прокурора и потерпевших от обвинения;
  • обязанность направлять уголовные дела на доследование при неполноте расследования;
  • право председателей вышестоящих судов приносить протесты против интересов осужденного по мотивам необоснованного оправдания, применения закона о менее тяжком преступлении, излишней мягкости наказания.

5. Уголовный процесс должен  быть построен на началах состязательности. Это означает разделение и  персонификацию функций обвинения,  защиты и разрешения дела, равноправие  сторон обвинения и защиты  в состязательном судебном разбирательстве. 22

В числе ключевых положений  судебной реформы предлагалось:

  • введение суда присяжных;
  • дифференциация форм уголовного судопроизводства;
  • судебный контроль за законностью и обоснованностью производства на ранних стадиях процесса;
  • развитие принципа состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве;
  • лишение правосудия обвинительных черт;
  • определение жестких критериев допустимости доказательств и введение практики правил своевременного исключения недопустимых доказательств;
  • расширение прав сторон по собиранию и приобщению доказательств.

Судебную реформу как  одно из направлений формирования правового  государства нельзя понимать узко, как относящуюся только к положению  и деятельности суда или к отдельным  частным поправкам и дополнениям  действующего законодательства. Это  коренное преобразование всей организации  государственных органов, ведущих  уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.

Усиление судебного контроля за соблюдением конституционных  прав и свобод граждан на предварительном  следствии означает, что только по решению суда должен быть возможен арест, заключение под стражу, обыск, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров.

Концепция судебной реформы  была положена в основу разработки УПК, принятого Государственной  Думой 22 ноября 2001 г. В нем воплощаются  принципы судопроизводства, изложенные в Конституции РФ и международно-правовых документах, в том числе усиление судебного контроля за законностью  действий и решений, принятых в ходе предварительного расследования, обеспечение  прав и свобод человека и гражданина, особенно в досудебных стадиях, равноправие  и состязательность сторон в суде Кодекс введен в действие с 1 июля 2002 г., за исключением положений, для которых Федеральным законом "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" установлены иные сроки и порядок введения в действие

 

    1. Сущность и основные принципы судебной реформы  Российской Федерации 
      1. Понятие судебной реформы

Любая реформа предполагает кардинальное преобразование, смену  ранее существующих принципов построения какой-либо системы.23 Реформа – «преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры; «новизна, преобразованье в порядках, устройстве».

Реформа – предполагает не просто формальное изменение, а кардинальное изменение прежних устоев, их сути.24

Действующее законодательство не содержит понятия судебной реформы, такое понятие можно вывести  из конституционных норм, программных  источников.

Безусловно, понятие  «судебной  реформы» намного уже  категории  «правовая реформа». Последняя  включает в себя как судебную реформу, так и комплекс преобразований в области системы и содержания законодательства, юридического образования, подготовки юрисконсультов предприятий, а также в сфере корпоративного самосознания юридического сообщества и правосознания населения. Иначе говоря элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе.

Судебная  же реформа –  изменения направленные на становление  в России самостоятельной судебной власти.

В современной юридической  литературе даются и более широкие  определения судебной реформы как  «реформы суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и  переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов». 25Данное «широкое» определение выходит за рамки судебной реформы. Представляет, что не утратило актуальности определение судебной реформы, как «преобразование судоустройства и судопроизводства на новых началах…».

Таким образом, необходимо разграничивать понятия «правовой реформы» и  «судебной реформы», где под последней  понимается – реформа судебной системы, порядка осуществления судопроизводства, нормативных основ судебного  процесса, гарантий участникам данной системы.

      1. Этапы современной судебной реформы

Началом судебной реформы  принято считать появление первого  Закона союзного значения "О статусе  судей", где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.

Первый Всероссийский  съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято  решение о создании представительного  органа судейского сообщества - Совета судей, который призван содействовать  проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной  власти.

В октябре 1991 года была принята  Концепция судебной реформы, которая  закрепила следующие задачи:26

  1. Защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
  2. Закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
  3. Обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;
  4. Создание федеральной судебной системы;
  5. Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  6. Расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  7. Организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
  8. Дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие  важнейшие направления:27

  • Создание федеральной  судебной системы;
  • Признание права  каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
  • Расширение возможностей  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, установление  судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
  • Организацию судопроизводства  на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции  невиновности подсудимого;
  • Дифференциацию форм  судопроизводства;
  • Совершенствование  системы гарантий независимости  судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Информация о работе Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ