Судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:36, реферат

Описание

Самым ярким показателем правового государства является реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране.
В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Конституция – основа судебной власти.
2. Понятие и основные признаки судебной власти.
3. Система органов, осуществляющих судебную власть.
1) Подразделение судов на звенья.
2) Виды судов в РФ.
III. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по праву. Судебная власть.docx

— 41.37 Кб (Скачать документ)

План

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Конституция – основа судебной власти.

2. Понятие и основные признаки судебной власти.

3. Система органов, осуществляющих судебную власть.

1) Подразделение судов на звенья.

2) Виды судов в РФ.

III. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Самым ярким показателем правового государства является реальная независимость судебной власти. Но эта проблема острая, и не только в нашей стране.

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Главная угроза правам и свободам исходит от исполнительной власти. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

В советский  период, особенно на раннем его этапе идея о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

С 90 –  х годов и особенно их второй половины в России начался процесс коренного  обновления судебной системы, ее демократизации. Из орудия репрессий и придатка правящей бюрократии суд превращается в инструмент защиты прав человека – важнейший  институт  правового государства.

Конституция – основа судебной власти.

В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что  судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией РФ и  федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В систему органов правосудия Российской Федерации входят: Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему органов правосудия входят и военные суды.

В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями  могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 5 лет. Федеральным  законом могут быть установлены  дополнительные требования к судьям.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных  судов назначаются Президентом  Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).

В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса  судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

Согласно ст. 120 Конституции «суды  независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону). Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В Конституции РФ закреплен принцип  несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции  РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Ряд принципиальных положений, относящихся  к осуществлению правосудия, содержится в нормах гл.2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». К их числу можно отнести закрепление: равенства перед законом и судом (ст.19); права на жизнь и исключительный характер смертной казни (ст.20); охраны достоинства личности и запрета на пытки, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ст.21); права на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25); охраны права частной собственности (ст.35); государственной защиты прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на рассмотрение дела в том судье и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47); права на гарантированную квалифицированную юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции невиновности (ст.49); запрета на повторное осуждение за одно и тоже преступление; запрета на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также права на помилование или смягчение наказания (ст.50); положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст.52); права на возмещение вреда (ст.53); запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и основные признаки судебной власти

Задачу  обеспечения правопорядка выполняет  судебная власть — независимое звено  государственной власти, которая своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты" (ubi jus ubi remedium)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Особое положение суда и специфика судебной власти дает основание выделить ряд  характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

5. Процессуальный  порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система органов, осуществляющих судебную власть

Подразделение судов на звенья

Одной из важных характеристик  судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

По этому признаку общие суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

- основное звено - районные (городские, межмуниципальные) народные суды;

- среднее звено  - Верховные суды  республик,  краевые,  областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды,  суды  автономной  области  и автономных округов;

- высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом подразделяются военные суды:

- основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

- среднее, звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и   групп войск;

- высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

Так же подразделяются и  арбитражные суды:

- основное звено - арбитражные суды субъектов Российской федерации

- среднее звено - федеральные арбитражные суды округов – образовано;

- высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

По процессуальной компетенции  суды подразделяются на:

- суды первой инстанции;

- суды второй (кассационной) инстанции;

- суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие  решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Информация о работе Судебная власть в РФ