Судебная система м судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:47, реферат

Описание

Существует необходимость судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить конфликты и споры между людьми, обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы и, прежде всего, суды. Конституционные основы судебной власти закреплены в Конституции РФ (гл. 7) и в ФКЗ от 31.12.1996 "О судебной системе РФ". Судебная власть является одной из самостоятельных ветвей государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Её главная задача – осуществление правосудия.

Содержание

Введение 3
Понятие судебной системы в РФ 4
Судебное звено и судебные инстанции 6
Суды общей компетенции (юрисдикции) 11
Верховный Суд Российской Федерации 12
Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ 14
Конституционный Суд РФ 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат!!!! Суд.docx

— 42.13 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение           3

    1. Понятие судебной системы в РФ      4
    2. Судебное звено и судебные инстанции     6
    3. Суды общей компетенции (юрисдикции)                      11
    4. Верховный Суд Российской Федерации            12
    5. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ      14
    6. Конституционный Суд РФ              16

Заключение                 20

Список используемой литературы              21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный  аппарат принуждения и распространяется на все население, — это государственная власть.

Существует необходимость  судебной власти в системе государственной  власти Российской Федерации. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить  конфликты и споры между людьми, обеспечить неуклонное соблюдение права  всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют  правоохранительные органы и, прежде всего, суды. Конституционные основы судебной власти закреплены в Конституции  РФ (гл. 7) и в ФКЗ от 31.12.1996 "О  судебной системе РФ". Судебная власть является одной из самостоятельных  ветвей государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Её главная задача – осуществление  правосудия.

Судебная власть — это  самостоятельная независимая ветвь  государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные  на них законом полномочия посредством  установленного судопроизводства.

 В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В этом реферате мы рассмотрим понятии судебной системы, виды судов, инстации судов и судебные звенья.

 

 

    1. Понятие судебной системы в РФ

Судебная система —  совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных  между собой отношениями по осуществлению  правосудия, действующих на территории Российской Федерации.

Судебная власть призвана осуществлять правосудие, представляющее собой вид  государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется от имени  государства специальными государственными органами — судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и административно-территориального устройства страны.

Единство судебной системы  Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления  единства статуса судей;

— финансирования федеральных  судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Федеральный суд – орган государственной  власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления  правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Систему федеральных судов  составляют:

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
  • военные и специализированные суды;
  • федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    1. Судебное звено и судебные инстанции

Одной из важных характеристик  судебной системы является понятие  «судебное звено», которое лежит  в основе подразделения судов  общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Так, мировые судьи и  районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующие  им суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье (высшее) звено.

Суды первого звена  рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять  законность и обоснованность решений  судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено  в двух инстанциях — первой и  второй. Пересмотр дел в порядке  надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях.

Военные суды также состоят  из трех звеньев:

— основное (первое) звено  — военные суды гарнизонов и им равные;

— среднее (второе) звено  — военные суды видов Вооруженных  Сил, военных округов, флотов, групп  войск;

— высшее (третье) звено —  Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной схеме  построена и система арбитражных  судов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие  им арбитражные суды субъектов Федерации  образуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам  судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суда первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции  суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции  близки, но не тождественны. Звено — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции —  это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства  дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства  судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции —  для мировых судей и районных судов — областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

— признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест  без удовлетворения;

— установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное  дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного  разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции  по протестам лиц, указанных в  законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке  надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

В системе арбитражных  судов суды первого звена выступают  не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают  их в апелляционном порядке. Федеральный  арбитражный суд округа проверяет  в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого  звена по делам, рассмотренным в  первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Информация о работе Судебная система м судебная власть в РФ