Судебная система м судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:47, реферат

Описание

Существует необходимость судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить конфликты и споры между людьми, обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют правоохранительные органы и, прежде всего, суды. Конституционные основы судебной власти закреплены в Конституции РФ (гл. 7) и в ФКЗ от 31.12.1996 "О судебной системе РФ". Судебная власть является одной из самостоятельных ветвей государственной власти наряду с законодательной и исполнительной. Её главная задача – осуществление правосудия.

Содержание

Введение 3
Понятие судебной системы в РФ 4
Судебное звено и судебные инстанции 6
Суды общей компетенции (юрисдикции) 11
Верховный Суд Российской Федерации 12
Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ 14
Конституционный Суд РФ 16
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат!!!! Суд.docx

— 42.13 Кб (Скачать документ)

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий»  и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

В общем виде судебную систему  РФ можно представить в виде схемы:

 


 

 

 

 

 

 

    1. Суды общей компетенции (юрисдикции)

В соответствии с Законом о судебной системе суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Напомним, что в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Тем самым законодатель не сводит суды общей юрисдикции только к федеральным судам, а закрепляет возможность существования судов общей юрисдикции субъектов РФ в виде мировых судов

Система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом  РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую — военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Исходя из принятого трехзвенного деления судов, суды общей юрисдикции представлены во всех звеньях. Высшим звеном является Верховный Суд РФ.

 Среднее звено судов  общей юрисдикции наиболее представительно  — верховные суды республик  в составе Российской Федерации  (их 21), краевые суды (6), областные  суды (49), суды городов федерального  значения — Московский городской  суд и Санкт-Петербургский городской  суд, суд автономной области  (1) и суды автономных округов  (10). Низшее звено составляют районные  суды.

Низшее звено военных  судов включает гарнизонные военные  суды. Среднее звено составляют окружные (флотские) военные суды. Высшее звено  военных судов — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

    1. Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе  судов общей юрисдикции и осуществляет судебную класть в пределах полномочий Российской Федерации. Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.

В этой связи его полномочия, организация деятельности имеют  свои особенности. Помимо рассмотрения дел в пределах своих полномочий в качестве суда первой инстанции, в  кассационном порядке, в порядке  надзора и ввиду новых или  вновь открывшихся обстоятельств  Верховный Суд РФ дает разъяснения  по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции  РФ). Кроме того, Конституция РФ наделяет Верховный Суд РФ, наряду с двумя другими высшими судебными инстанциями — Конституционным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, — правом законодательной инициативы, что в совокупности определяет его роль и место в системе судов общей юрисдикции.

Роль и место Верховного Суда РФ как равного среди других указанных судов, возглавляющих  судебную власть страны, состоящую  из двух подсистем — гражданских  и военных судов общей юрисдикции, производны от его функций, закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом. Его юрисдикция распространяется на всю территорию России. Судебные акты Верховного Суда РФ в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат. Он вправе пересматривать в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей  юрисдикции по любому делу.

В соответствии со ст. 126 Конституции  РФ и ст. 19 Закона о судебной системе  круг деятельности (функции) Верховного Суда РФ как вершины судов общей юрисдикции и самостоятельной триединой ветви государственной власти — судебной власти, определяется выполнением задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган страны. В этом качестве Верховный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

1. Рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские, уголовные, административные и иные дела, подсудные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда РФ. Практически Верховному Суду РФ принадлежит окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими (гражданскими) и военными судами, в первую очередь относящимися к среднему звену. Верховный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск (п. 4 ст. 19 указанного Закона);

2. Осуществлять с соблюдением  установленных законом правил  судопроизводства, судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции, направленная на выявление и исправление возможных судебных ошибок, является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений;

3. Изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику, давать на этой основе разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

4. Очень важной функцией  Верховного Суда РФ является  реализация предоставленного ему  Конституцией РФ права законодательной инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения. Это в высшей мере эффективное средство совершенствования законов на основе обратной связи правотворческих органов с практикой применения издаваемых ими нормативных правовых актов.

Предметом постоянной заботы Верховного Суда РФ является работа по формированию судейского корпуса России. Подбор кандидатов на судейские должности  осуществляется весьма тщательно. Это  связано с тем, что в сфере  правосудия не должны работать лица, не обладающие высокими моральными качествами.

    1. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

Арбитражные суды России —  сравнительно новая система судов, существующая около 15 лет. Они заменили систему органов государственного и ведомственного арбитража страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной  системы управления экономикой создали  для этого объективные условия.

Арбитражный суд был создан в соответствии с законом РСФСР  от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде».

В настоящее время арбитражный суд — это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Арбитражные суды, являясь  федеральными судами, входят в единую судебную систему РФ. Их место в  ней определяется тем, что арбитражные  суды составляют особую ветвь (подсистему) судов; в силу подведомственности дел они непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти — судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ (см. схему 3).

Систему арбитражных судов  в Российской Федерации составляют:

  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • федеральные арбитражные суды округов;
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее — арбитражные суды субъектов).

Задачами арбитражных  судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

    • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в этой сфере, органов государственной власти РФ, се субъектов, органов местного самоуправления, иных органов,
    • должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • обеспечение доступности правосудия в указанной сфере;
    • справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
    • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    • формирование уважительного отношения к закону и суду;
    • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В условиях рыночной экономики  система арбитражных судов играет особую роль, их значимость и ответственность  возрастают. Осуществляемое арбитражными судами правосудие позволяет установить жесткую дисциплину договорных отношений, пресечь экономический произвол чиновников, цивилизованно осуществлять процесс банкротства. Кроме того, на арбитражные суды возлагается  разбирательство дел о некоторых  административных правонарушениях, совершенных  юридическими лицами или индивидуальными  предпринимателями (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    1. Конституционный Суд РФ

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены  его главной функцией — обеспечением конституционного контроля, т. е. проверкой  федеральных законов, других актов  на предмет их соответствия Конституции  РФ. Конституционный Суд РФ как  орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных  правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при  этом он не устанавливает фактические  обстоятельства, исследование которых  отнесено к компетенции других правоприменительных  органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. Это закреплено в ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ: «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права»1.

Деятельность Конституционного Суда РФ представляет собой особую процедуру — конституционное  производство, которое не вправе осуществлять другие суды. Председатель Конституционного Суда РФ, в отличие от назначаемых  Советом Федерации председателей  Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, избирается судьями Конституционного Суда РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ, закрепленные главным образом  в Конституции РФ (ст. 125), с точки  зрения существа решаемых дел подразделяются на следующие семь групп.

1. По проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов и иных актов:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства  РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ.

Под законами и иными нормативными актами субъектов РФ понимаются нормативные  акты, принимаемые законодательными (представительными) органами и высшими  органами исполнительной власти субъектов  РФ (правительствами, губернаторами, президентами и т. д.). Акты министерств, ведомств в очерченный круг не входят;

в) договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ, а также договоров между  органами государственной власти субъектов  РФ;

г) не вступивших в силу международных  договоров РФ. Конституционный Суд  РФ ограничивает круг договоров,

конституционность которых  проверяет, сводя их только к государственно-правовым договорам.

2. По разрешению споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд рассматривает  споры о компетенции между  государственными органами с точки  зрения разделения властей.

3. По толкованию Конституции РФ. Конституционный Суд РФ — единственный орган, которому при рассмотрении дел в любой из установленных законом процедур принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей толкования конституционных норм. Тем самым Суд устраняет неясности в понимании Конституции РФ при ее применении, что может быть одним из достаточно эффективных способов ее приспособления к изменяющимся общественным отношениям при неизменности текста. Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень должностных лиц и государственных органов, имеющих право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции. По своей инициативе толковать Конституцию Суд не вправе.

Информация о работе Судебная система м судебная власть в РФ