Судебная власть и прокурорский надзор в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматриваются понятия, принципы деятельности, системы и структуры судебной власти и прокурорского надзора в РФ

Работа состоит из  1 файл

Судебная власть в РФ.docx

— 34.09 Кб (Скачать документ)

Судебная власть в РФ: понятие, принципы деятельности, система и структура. 

Одной из ветвей государственной  власти является судебная власть. Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно, судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.  
Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в том, что её осуществление доверяется только специально учрежденным госу-дарственным органам – судам. Специфика суда состоит в порядке формирования судейского корпуса, а также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура).  
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. 
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118 сказано: 
- Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. 
- Судебная власть осуществляется посредством конституционного, граж-данского, административного и уголовного производства. 
- Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. 
Целью данной работы является описание судебной системы РФ. 
Для этого необходимо решить такие задачи, как: 
- Дать основные понятия судебной системы РФ; 
- Охарактеризовать структуру судебной системы РФ; 
- Раскрыть понятия и принципы судопроизводства. 
 
1. Основные понятия судебной системы РФ 
Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается. 
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 
Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия.  
Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации.  
Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Консти-туцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и ад-министративно-территориального устройства страны. 
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: 
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о су-дебной системе РФ; 
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установ-ленных федеральными законами правил судопроизводства; 
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепри-знанных принципов и норм международного права и международных до-говоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; 
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Фе-дерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; 
- законодательного закрепления единства статуса судей; 
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. 
 
2. Структура судебной системы РФ 
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, состав-ляющие судебную систему Российской Федерации. 
Систему федеральных судов составляют:  
1) Конституционный Суд Российской Федерации; 
2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 
3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. 
Кроме того, Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. 
Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших феде-ральных судов, осуществляющий конституционный . Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер. 
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализи-рованные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбит-ражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. 
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. 
И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других. 
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.  
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ. 
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «су-дебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. 
Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 
Областные и соответствующие им суды — второе звено, Верховный Суд РФ — третье (высшее) звено. 
Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях. 
Военные суды также состоят из трех звеньев:  
- основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им равные; 
- среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск; 
- высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации. 
По трехзвенной схеме построена и система арбитражных судов. 
Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответст-вующие им арбитражные суды субъектов Федерации образуют первое, основное звено. 
Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды. 
Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 
Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суда Первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. 
По процессуальной компетенции суды подразделяются на:  
- суды первой инстанции; 
- суды второй (кассационной) инстанции; 
- суды надзорной инстанции. 
Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено — понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции. 
Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верхового Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого. 
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, на-родными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом. 
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потер-певшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции. 
Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — област-ной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен: 
- признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассаци-онную жалобу или протест без удовлетворения; 
- установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответству-ет материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследо-вание; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу. 
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции вы-носит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора. 
Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (предсе-датели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры респуб-лик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции. 
Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. 
Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в су-дебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Прокурорский надзор в РФ: понятие, принципы деятельности, система и структура. 
Основные понятия прокурорского надзора   

  Прокурор - это должностное лицо, исполняющее обязанности по государственной  службе в органах прокуратуры  и обладающее соответствующими  полномочиями по осуществлению  задач, возложенных на прокуратуру,  определенных в Федеральном Законе  о прокуратуре. Понятие «прокурор»  охватывает такие должности, как  Генеральный прокурор РФ, прокурор  субъекта федерации, прокурор  города, прокурор района, прокурор  специализированной прокуратуры.  Это же понятие охватывает  должности заместителей Генерального  прокурора РФ, его советников  и помощников, заместителей и  помощников всех нижестоящих  прокуроров, помощников прокуроров  по особым поручениям, старших  помощников, старших прокуроров  и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов управлений  и отделов. 
   Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 37) определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной Законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. 
   Прокурорскими работниками являются лица, имеющие классные чины, либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий) (ст. 41 и 54 Закона о прокуратуре). К ним можно отнести научных и педагогических работников образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ и некоторых других работников органов и учреждений прокуратуры. 
   Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 
   1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 
   2) отрасль юридической науки; 
   3) учебную дисциплину. 
   Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и др.), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. 
   Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления и т.д. 
   Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других. 
   Прокурорский надзор как учебная дисциплина делится на общую и особенную части. 
   Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию. 
   Под объектом следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения закона. 
   Субъектом следует считать участников прокурорско- надзорных отношений. Ими является и сам прокурор, осуществляющий надзор, юридическое или физическое (должностное) лицо, исполнение закона которыми проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько субъектов надзора. 
   Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре (ст. 22). Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений этих органов (ст. 30), УПК РФ и др. федеральные законы. 
   Правовые средства прокурорского надзора. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. По своему содержанию они могут быть разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений. К ним относятся действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров. 
   Акт прокурорского реагирования - это закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные правонарушения (например, протест, в котором излагаются требования прокурора об отмене незаконного акта). 
   Методика прокурорского надзора. Ее составляет совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств. 
   Составляющие ее методические рекомендации имеют различную степень конкретности. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим различают общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора. 
   Тактика прокурорского надзора. Под ней понимается определение и реализация путей (методов) и приемов наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки. В одном случае прокурор применяет один метод, а в другом - иной. Приемы могут применяться в различной последовательности в зависимости от стоящих перед прокуратурой задач, собственного опыта работы прокурора и многих других факторов.

 

 
 
Система, структура и организация органов в прокуратуры  

  В соответствии со ст. 11 Закона  о прокуратуре систему прокуратуры  РФ составляют: Генеральная прокуратура  РФ, прокуроры субъектов Федерации,  приравненные к ним военные  и другие специализированные  прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий  являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов  и районов, другие территориальные,  военные и иные специализированные  прокуратуры Создание и деятельность  на территории РФ органов прокуратуры  РФ, не входящих в единую систему  прокуратуры, не допускается. 
   Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней). 
   Руководящим первым звеном (ст. 14 Закона о прокуратуре) является Генпрокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который имеет первого заместителя и заместителей. В Генпрокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генпрокурора РФ, его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников. Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генпрокурора РФ. Кроме того, в структуре этого звена Генпрокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, помощников по особым поручениям статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. Первый заместитель и заместители Генпрокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. 
   В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. 
   В Генпрокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором. 
   Ко второму звену (ст.15 Закона о прокуратуре) относятся прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей. В этих прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов РФ. 
   В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших прокуроров и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. 
   В этих прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров- криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. 
   Третьем звеном являются органы прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами. 
   В них устанавливаются должности первого заместителя и заместителей, прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров- криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению Генпрокурора РФ в указанных прокуратурах и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. 
   В некоторых городах - столицах республик, краевых и областных центрах - образованы прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. 
   Как и любая система государственных органов, система органов прокуратуры представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой органов, составляющих целостное единство. При этом для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали, для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами. Вертикальный и горизонтальный тип взаимосвязей определяет линейную и функциональную структуру построения органов прокуратуры РФ. 
   Сущность линейной структуры заключается в построении аппарата управления, состоящего из взаимоподчиненных органов и подразделений. При этой структуре каждый прокурорский работник непосредственно (линейно) подчинен только одному руководителю и с вышестоящими органами и руководителями связан только через него. В свою очередь такой линейный руководитель (прокурор) несет полную ответственность за деятельность всех подчиненных ему органов и подразделений. 
   Функциональная организационная структура в отличие от линейной состоит из органов и подразделений, которые специализируются на определенных видах деятельности, выполняют обособленные функции. К числу таких структур относятся природоохранные, транспортные и другие прокуратуры, деятельность которых ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.

 


Информация о работе Судебная власть и прокурорский надзор в РФ