Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

До настоящего времени нет четкого определения понятия ювенальной юстиции и ее элементного состава, а также не определено место этой юстиции в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Данный вопрос практически не рассмотрен, а между тем он, на наш взгляд, имеет большое значение.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).doc

— 5.87 Мб (Скачать документ)

                   анализ на этой основе соответствующего законодательства, оценку его эффективности;

                   проведение коррекции правового статуса несовершеннолетних в случае возникновения такой необходимости;

                   разработку и принятие нового, соответствующего современным социальным, политическим и экономическим условиям, законодательства в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет.

Объектом ювенальной политики являются нуждающиеся в признании, правовом закреплении и социальной защите жизненно важные блага и интересы несовершеннолетнего, а также действующее законодательство, призванное официально отразить основные приемы и способы обеспечения благополучия несовершеннолетних.

Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В ее состав вошли: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.

В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними. Так, например, все чаще выдвигаются предложения об учреждении института Уполномоченного по правам ребенка в РФ. В отдельных субъектах РФ такой институт уже введен.

Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.

Одним из основных средств ювенальной политики является ювенальное право. Соотношение ювенального права и ювенальной политики представляется следующим: обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, в то же время полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних.

          Необходимость создания в России ювенальной юстиции не вызывает сомнений. Совершенствование работы судей, рассматривающих уголовные и административные дела о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, применение при судебном рассмотрении современных ювенальных технологий окажется неэффективным, если не будет преемственности в работе суда и органов, исполняющих судебное решение

           В современной России службы, аналогичной зарубежным службам пробации для несовершеннолетних, не существует, однако уже сегодня можно совершенствовать технологии работы с осужденными несовершеннолетними в соответствие с международными социально-правовыми стандартами.             

          Необходимость создания в России ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних не вызывает сомнений. Основным ее звеном должны стать специализированные ювенальные суды. Сегодня, в отсутствие такой специализированной судебной системы, для того, чтобы непосредственно применять нормы международного права в судах при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, мы можем вести речь только о «совершенствовании судебной практики».

Опыт работы первых в России ювенальных судов в городах Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты Ростовской области, городов Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Пермского края и Иркутской области показывают, что назрела настоятельная необходимость создания механизма взаимодействия специализированных ювенальных судей с социальными службами и реформирования деятельности по исполнению судебных решений в отношении несовершеннолетних.

Однако совершенствование работы судей, рассматривающих уголовные и административные дела о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, применение при судебном рассмотрении современных ювенальных технологий окажется неэффективным, если не будет преемственности в работе суда и органов, исполняющих судебное решение. Сегодня сложилась достаточно парадоксальная ситуация. К сожалению, современная уголовно-исполнительной система далека в своей практической деятельности от международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. Прежде всего, от целей правосудия в отношении несовершеннолетних, установленных «Пекинскими правилами»: способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи.

 

Особенности судопроизводства по делам несовершеннолетних в России и за рубежом.

Сущность новаторской системы ювенальной юстиции Новой Зеландии состоит в том, что правосудие требует от несовершеннолетних правонарушителей лично возместить ущерб жертвам преступлений, что имеет большое воспитательное значение. Ядро новой системы - семейная конференция, в которой принимают участие родственники правонарушителя, пострадавшие, полицейские, социальные работники и другие заинтересованные лица. Организацией конференций занимаются координаторы по ювенальной юстиции из Службы по делам детей, молодежи и их семей. Правонарушитель в возрасте от 10 до 16 лет имеет шанс признать свое преступление перед всеми присутствующими, и тогда наказание определяет семья, при условии согласия других.

Преимущества подобной технологии. Во-первых, несовершеннолетний правонарушитель сам принимает ответственность за свои поступки. Во-вторых, проведение семейных конференций позволило сократить количество обращений в суд по делам молодежи за год на 75%, а число подростков, лишенных свободы, наполовину. В-третьих, меньше нагрузки стало на суды и тюрьмы. В-четвертых, неформальное разбирательство в ходе семейной конференции помогает подростку искренне раскаяться, что жизненно важно для реабилитации. Причем семья зачастую налагает на подростка более суровое наказание, чем суд, поскольку родственники по причине лучшего знания ребенка оказываются более изобретательными в выборе наказания. Новозеландский эксперимент получил международное признание и используется в Северной Америке, Австралии, Великобритании, Сингапуре, Южной Африке. Но только в Новой Зеландии семейные конференции встроены в систему правосудия и используются как альтернатива традиционному уголовному процессу.   Французская ювеналъная система имеет свои особенности в отличие, например, от суда канадского. Французский суд по делам несовершеннолетних представляет собой как бы вторую, не самую важную часть работы с несовершеннолетним. Основным моментом является разграничение роли судьи, исполняемой в зале суда, и «роли социального работника», которую он играет в своем кабинете. Отсюда и название -кабинетное правосудие. В отличие от ювенального судьи в Канаде, французский судья хорошо информирован о своем подопечном и играет центральную роль во всех мероприятиях. Судья в большей степени социальный работник и посредник, обычно знающий всех «трудных» подростков в своем районе.

В настоящее время в порядке эксперимента реализуются модели ювенальных технологий и отрабатываются элементы ювенальной юстиции, учитывающие мировые стандарты в данной сфере, в судах общей юрисдикции более 30 субъектов Российской Федерации.

Опыт, полученный в ряде регионов России, свидетельствует о готовности судейского сообщества к внедрению ювенальных судов.

Такой опыт имеется, прежде всего, в Ростовской области. Он получен в результате реализации в 2001-2003 гг. проекта Программы Развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) «Поддержка правосудия по делам несовершеннолетних».

В порядке правового эксперимента созданы 15 прообразов ювенальных судов. В модельные ювенальные суды были введены социальные работники для подготовки досудебного доклада о несовершеннолетнем правонарушителе, привлечения к оказанию ему необходимой помощи органов и служб системы профилактики, проведения процедур примирения, применения судами, в основном, наказаний, не связанных с изоляцией от общества, контроля за оказанием несовершеннолетним, осужденным к наказаниям, отбываемым в обществе, реабилитационной помощи. Сегодня такие социальные работники занимают должность помощника судьи с функциями социального работника.

Сведения о результатах работы судов Ростовской области в 2005 г. показывают, что преступность среди несовершеннолетних в тех судебных районах, где нет ювенальных судов, в 1,6 раза выше, чем в тех, где такие суды работают. В ходе реализации пилотного проекта были получены следующие результаты :

- уменьшилось число несовершеннолетних, состоящих на учете за правонарушения в комиссиях по делам несовершеннолетних Особенно снижение наблюдается среди детей до 14 лет;

- уменьшилось число несовершеннолетних, учащихся школ, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ;

- уменьшилось число несовершеннолетних до 14 лет, совершивших общественно опасные деяния.

Таким образом внедрение элементов ювенальной юстиции в рассмотренных регионах позволили обеспечить:

- оптимизацию мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- адресность и справедливость правовых решений, принятых в отношении несовершеннолетних, что приводит к сокращению правонарушений несовершеннолетних и сокращению числа осужденных несовершеннолетних, направляемых в места лишения свободы;

- реальность защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями.

Анализ законодательства и правоприменительной практики с точки зрения возможности реализации принципов ювенальной юстиции, свидетельствует о несоответствии российской системы правосудия по делам несовершеннолетних международно-правовым стандартам.

Несовершенство системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России можно связать с несколькими причинами:

1. Перегруженность судов районного звена, рассматривающих большинство уголовных и гражданских дел. С тех пор количество дел, подсудных этим судам, возросло настолько, что их своевременное рассмотрение стало невозможным. При такой загруженности судьям приходится совмещать свои обязанности по рассмотрению дел несовершеннолетних и дел взрослых. В результате в таких условиях дела несовершеннолетних рассматривает судья, «не вникающий в проблемы подростка».

2. Специализация отдельных судей по делам несовершеннолетних является скорее исключением, чем распространенной практикой. Рассмотрение дел несовершеннолетних осуществляется по общим правилам. Судья при такой специализации не имеет образования в области детской психологии, педагогики, социологии.

3. Низкий уровень информационного обеспечения судьи о личности несовершеннолетнего, его социальном окружении, причинах и мотивах совершения правонарушения. УПК РФ не содержит специальных норм, позволяющих включить в уголовный процесс специфические методы углубленного изучения личности в рамках судебного заседания и вне его.

4. Нарушение права несовершеннолетнего на адвоката во время следствия и суда. Недоступность квалифицированной бесплатной юридической помощи. Несмотря на особое внимание российского законодателя к институту защиты по делам несовершеннолетних, система работает таким образом, что подростки не только не могут в полной мере реализовать свое право на особую защиту, но и оказываются даже менее защищенными, чем взрослые.

5. Преимущественно карательная направленность мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Недостаток альтернативных наказанию мер воздействия и отсутствие учреждений, контролирующих их исполнение.

6. Отсутствие взаимодействия суда с социальными службами и системой органов по предупреждению преступности и беспризорности несовершеннолетних.

8. Порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних не соответствует международно-правовым стандартам (гласность судопроизводства, общий порядок судопроизводства для взрослых и для несовершеннолетних, отсутствие индивидуального подхода).

9. Системная разобщенность государственных институтов, обеспечивающих права и интересы несовершеннолетних.

Множественность и разнородность указанных проблем свидетельствует о необходимости принципиального совершенствования более широкой, чем правосудие по делам несовершеннолетних, сферы государственной деятельности. Представляется, что формирование ювенальной юстиции в России предполагает длительный, поэтапный и комплексный процесс совершенствования существующих структур и механизмов взаимодействия в системе органов, непосредственно осуществляющих правосудие по делам несовершеннолетних и органов, связанных в своей деятельности с обеспечением правосудия по делам несовершеннолетних, и органичного включения в нее новых институтов и правил в соответствии с международными принципами.

 

 

Реформирование правосудия по делам несовершеннолетних

 

Процесс реформирования правосудия по делам несовершеннолетних в России должен иметь конечной целью создание ювенальной системы защиты прав несовершеннолетних, соответствующей международным стандартам, и может включить несколько аспектов:

1. Создание организационной основы для формирования ювенальной юстиции. Внедрение отдельных элементов ювенальной юстиции в российскую систему правосудия в рамках региональных экспериментов, анализ и обобщение практики и результатов.

2. Информационно-методологическое обеспечение и профессиональная адаптация кадров, которые могут быть привлечены к работе в ювенальной системе.

Информация о работе Ювенальная юстиция