Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

До настоящего времени нет четкого определения понятия ювенальной юстиции и ее элементного состава, а также не определено место этой юстиции в системе противодействия преступности несовершеннолетних. Данный вопрос практически не рассмотрен, а между тем он, на наш взгляд, имеет большое значение.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).doc

— 5.87 Мб (Скачать документ)

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить  о  судах. Ведь подростки совершали не только  малозначительные  проступки,  но  вполне серьезные и опасные преступления. Сами по  себе  преступления  исчезнуть  не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.  В  феврале  1920  г.  был  разработан   и   внесен   на   рассмотрение правительства проект  декрета  «О  суде  над  несовершеннолетними».  Он  допускал  передачу  дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет  в  народный  суд,  если комиссия о  несовершеннолетних  установила  невозможность  применить  к  ним медико-педагогические меры.

      В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и  практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних. В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная  модель  российской ювенальной юстиции, которая включала  правила  подсудности  дел  о несовершеннолетних,  требования   к   профессиональному   подбору   народных заседателей, сроки рассмотрения дел.

      Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения  дел несовершеннолетних без участия защиты. К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные  акты  (30-40-е  гг.)  выявляют отчетливую  тенденцию  карательной  переориентации  правосудия  в  отношении    несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной  переориентации  уголовной  политики  в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7  апреля 1935  г.  «О  мерах  борьбы  с  преступностью  среди  несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы недемократическую  прокурорскую и  судебную  практику  в  отношении  несовершеннолетних.  Содержание   этого документа дает основание связать его с другими постановлениями,  положившими начало политических  репрессиям  и  массовым  нарушениям  человека  в  нашей стране.

      Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную  ориентацию  правосудия  утратили  силу   с   принятием   нового уголовного и процессуального законодательства. Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные  акты  30-40 гг. необходимость в их  изучении  не  отпала.  Это  важно  для  того,  чтобы избежать повторения прошлых жестоких  ошибок.  Знание   механизма  нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.

 

Проблемы детей современности

Современная ситуация такова, что “детские” проблемы не становятся менее острыми: растет детская безнадзорность, преступность; увеличивается угроза детской наркомании и алкоголизма. Соблазны современной жизни, непродуманная реклама, отсутствие четкой научно обоснованной государственной политики в отношении детей не способствуют воспитанию несовершеннолетних достойными гражданами России. Нынешнее состояние преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности требует новых подходов, поскольку старые методы явно не справляются с решением этой проблемы. По мнению специалистов, одним из механизмов решения проблемы может стать внедрение эффективных ювенальных технологий. Сегодня термин “ювенальный” распространен достаточно широко. Целесообразно рассматривать ювенальное право как новое междисциплинарное научное направление, предметом которого является исследование правового положения несовершеннолетних, а ювенальную юстицию - в качестве предпосылки его становления. Но становление новой отрасли права - процесс трудный и долгий.

    В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже применяются элементы ювенальной юстиции. В 28 регионах развиваются ювенальные технологии, все то, что работает не столько на наказание, сколько на профилактику и восстановление личности юного правонарушителя. Во многих субъектах Российской Федерации действуют уполномоченные по правам ребенка. Внедрение ювенальной юстиции в ряде регионов России показало целесообразность именно такого комплексного подхода как к профилактике правонарушений несовершеннолетних, так и к реабилитации тех из них, кто совершил правонарушение. Комиссия рассматривает создание ювенальной юстиции как способ формирования правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие специального закона о ювенальной юстиции, сегодня назрели реальные потребности обучения госслужащих, социальных работников, уполномоченных по правам ребенка, судей по делам несовершеннолетних, работников милиции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Подготовка полноценного специалиста по защите прав и законных интересов ребенка требует знания истории, детской психологии и психиатрии, медицины, педагогики, всех отраслей права. Учитывая актуальность и социальную значимость проблемы, необходимо создание специализированного центра разработки единых образовательных программ в целях подготовки ювеналистов с привлечением признанных специалистов в области защиты прав ребенка.

    Требование поставить ребенка в центр решения проблемы вовсе не означает предоставление ему только прав и исключительно “тепличных” условий для его развития. Игнорируя вопрос об ответственности и обязанностях несовершеннолетних, общество приучает их к иждивенчеству и инфантильности. Содержание и цель ювенальной юстиции - сохранение или реабилитация личности ребенка при осознанной неотвратимости наказания за содеянное.

  По результатам проведения Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД России в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (1999-2011 годы)" комплексного социолого-криминологического исследования установлено следующее.

         В последние годы распространение наркотиков и наркопреступности приобрело угрожающие масштабы. Если в 1998 году в стране имелось всего 4 региона, в которых, по экспертным оценкам, насчитывалось не менее 10 тысяч потребителей наркотиков, то в 2009 году таких регионов стало более 30. В настоящее время в России нет ни одного города, где бы не было зарегистрировано лиц, потребляющих наркотики. К тому же отмечается тенденция наркотизации сельского населения.

         По данным медицинской статистики, количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением все время возрастает, в 2009 году этот показатель достиг 323 тысячи человек; на 01.01.2011 года - более 350 тысяч больных с диагнозом "наркомания". Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-41 лет (80%), к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки.

         Особую озабоченность вызывает рост показателей заболеваемости и смертности по нозологическим формам социальной этиологии (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД), распространение социальных девиаций, угрожающих генофонду нации - наркомании, токсикомании, алкоголизма.

         На 01.01.2010 г. в Российской Федерации зарегистрировано 229049 ВИЧ-инфицированных, включая 4775 детей.

         Общая численность инвалидов в возрасте до 18 лет в 2009 году, по данным Минздрава, достигла 620342 детей.

         Еще более неутешительно выглядят цифры, фиксируемые уголовной статистикой. В январе-апреле 2010 года зарегистрировано 921,3 тысяч преступлений, совершенных подростками. Все больше преступлений, совершенных подростками, носят особо тяжкий характер.

         На сегодняшний день формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и правовая защита молодежи являются приоритетными направлениями государственной молодежной политики, важнейшим фактором обеспечения безопасности Российской Федерации.

       В нашей стране 29 миллионов детей. В начале года в спецучреждениях для несовершеннолетних содержалось 39,6 тыс. подростков. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоит 330 тысяч. Если ничего не делать, от них отвернутся закон и общество. 131 965 подростков в прошлом году совершило 139 тыс. преступлений.

     Состояние криминогенной обстановки в подростковой среде – проблема для России острейшая. Решение ее возложено на систему органов власти всех уровней. Но все же основными инстанциями, которые специально для этого и созданы, являются комиссии по делам несовершеннолетних.

Конечно, за 90 лет существования сложилась достаточно стройная система работы этих комиссий. Но они действуют не столь эффективно, как надо бы. Игнорируют, например, требование закона об оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из мест заключения. Почти забыта профилактика беспризорности. Претензий множество. И это не всегда вина работников системы.

        Итак, ювенальная – значит молодежная. Ювенальное право – новое междисциплинарное научное направление, предметом которого является исследование правового положения несовершеннолетних, то есть речь идет о подготовке полноценных специалистов – социальных работников, уполномоченных по правам ребенка, судей по делам несовершеннолетних, работников милиции, комиссий по делам несовершеннолетних и их прав – со знанием детской психологии и психиатрии, педагогики. Таких пока в России нет.

 

Ювенальная политика Российской Федерации.

 

Практика создания ювенальных судов

 

Ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики российского государства, особый вид социальной деятельности, урегулированный нормами международного и национального права, направленный на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних. Данная политика должна отражать как общие интересы, потребности и права всех без исключения лиц до 18 лет, так и блага различных социальных и возрастных групп несовершеннолетних.

Впервые на законодательном уровне государственная политика в интересах детей получила свое закрепление в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка". Указанный нормативный правовой акт определил цели, принципы и основные направления данной политики. Из содержания названного Закона следует, что ювенальная политика и политика государства в интересах детей - синонимы. Поэтому целью ювенальной политики является разработка социально-правовых мер, адекватно отражающих потребности общества в защите жизненно важных прав и интересов детей, формирование необходимых социальных условий для их всестороннего развития. Цель ювенальной политики можно представить как единство трех ее составляющих:

                   осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

                   формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

                   содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов России, достижениями национальной и мировой культуры.

В основу формирования ювенальной политики положен ряд принципов, основные из которых:

                   соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;

                   демократический характер, гуманность, правовые начала, справедливость и гласность в деятельности субъектов ювенальной политики;

                   законодательное обеспечение прав ребенка;

                   государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

                   установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;

                   ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

                   государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Несомненно, что все эти принципы тесно взаимосвязаны.

Таким образом, ювенальная политика представляет собой составную часть как социальной политики РФ, так и ее государственной молодежной и семейной политики. Существование отдельных направлений социальной политики, указанных ранее, не исключает их взаимосвязи, что, в свою очередь, вытекает из соотношения ее составных частей.

Так, молодежная политика направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека - лица в возрасте от 14 до 30 лет (см. постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"). В свою очередь, ювенальная политика направлена на защиту ребенка - лица в возрасте до 18 лет. Кроме того, основная цель молодежной политики - содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитию молодежных объединений, движений и инициатив, а ювенальной - содействие реализации и укреплению гарантий прав ребенка. Поэтому их основными отличиями являются возраст лиц, в отношении которых проводится политика, а также цели осуществления.

Что касается семейной политики, то она представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи (см. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики"). Таким образом, семейная политика направлена на защиту прав ребенка в семье и не охватывает важные интересы ребенка в других сферах жизнедеятельности (например, образовательной, трудовой).

Содержание ювенальной политики образует деятельность соответствующих субъектов, направленная на:

                   изучение положения несовершеннолетних в отдельных сферах общественных отношений;

                   осуществление контроля за их благосостоянием;

Информация о работе Ювенальная юстиция