Финансовая политика Е.Ф. Канкрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание

К началу XIX века государственные финансы России находились в состоянии глубокого упадка. Неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хронический дефицит бюджета, рост государственного долга и расстройство денежной системы – таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.

Работа состоит из  1 файл

Немец по происхождению.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

        Больше всего от лажа страдали «класс служащих, живущих единственно жалованием; владельцы имений, и в особенности оброчных; сословие сельских обывателей, которому тонкость курсовых расчетов недоступна и сбыт по цене, соразмерной с ценой денег, не всегда возможен; работники, получающие поденную плату, и вообще простой народ», — записано в одном из журналов заседаний соединенных департаментов экономики и законов, посвященных вопросам преобразования денежной системы (1839г.). То есть болезненнее всего сложившаяся система отражалась на тех, кто был лишен способов возмещения своих потерь, получая фиксированные доходы в звонкой монете, курс которой снижался. Но недовольство выражала также и основная часть купечества и промышленной буржуазии, которым колебания лажа приносили значительные потери в торговых оборотах.

        В 1834г. министр финансов высказал Комитету финансов свое мнение о способах борьбы с простонародными лажами. Видя в них лишь результат алчности и корыстолюбия, Канкрин полагал, что их можно уничтожить просто законодательным запрещением «счета на монету» при заключении всех сделок, как письменных, так и устных. Но комитет ограничился только письменными. В соответствии с этим 8 октября 1834г. был издан указ, который предписывал все письменные внутренние денежные обязательства заключать на ассигнации, медь, золото или серебро «по именованному достоинству», как между частными лицами, так и с казной, не допуская в них никаких условий о платеже по курсу на монету. В противном случае документ считался недействительным. Наличная купля и продажа не попадала под это правило и зависела от добровольного словесного соглашения продавца и покупателя. Все расчеты по найму рабочих, даже если договор был устным, должны были производиться теми деньгами, на которые он заключался, без всякого вычета лажа.

        Ни этот закон, ни административные меры не дали желаемого результата и не могли его дать, так как не затрагивали причин, порождавших лаж – основ расстроенного денежного обращения. Продолжали идти жалобы на вред простонародных лажей. В 1837г. Канкрин заявил императору, что «пришло время принять решительные меры к искоренению этого зла» и что он занят окончательными соображениями по этому вопросу. Император дал согласие на преобразования.

        29 июля 1837г. министр финансов внес два представления в Государственный совет. В одном из них речь снова шла о необходимости прекращения счета на монету и ассигнации по простонародным курсам. Неэффективность указа 8 октября 1834г. объяснялась его неполнотой, так как он не охватывал устных сделок. Поэтому предлагалось распространить его действие на все сделки и платежи, обязав производить их в золоте, серебре и ассигнациях по биржевому или податному курсу, и установить взыскания за нарушение этого предписания.

        Приверженность Канкрина запретительным мерам объяснялась тем, что по-прежнему главную причину появления и постепенного возвышения простонародного лажа он видел в «корыстолюбивом намерении воспользоваться простотой и невежеством простого народа». Министр финансов заявил, что «простонародный курс на монету  не происходит от каких-либо важных недостатков нашей денежной системы, которые требовали бы неотложной перемены».

        Канкрин предложил также учредить при Государственном коммерческом банке депозитную кассу для серебряных вкладов, взамен которых она должна была выпускать билеты депозитной кассы достоинством в 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Эти билеты вводились в обращение по всей империи наравне с серебряной монетой, без всякого лажа, и принимались в казенные платежи (кроме таможенных пошлин) и соответственно выдавались из казны (кроме кредитных учреждений).  Внесенные в кассу серебряные деньги должны были храниться в банке и немедленно выдаваться по требованию без всякого вычета за хранение. Отмечая, что свойства билетов депозитной кассы отличны от бумажных денег, Канкрин выражал убеждение, что билеты будут иметь твердую, незыблемую базу. Он представлял создание депозитной кассы как весьма легкий способ преодолеть сложности, возникшие от сильно расширившегося обращения серебра. Речь, в частности, шла о значительном приливе серебряной монеты в Государственное казначейство, оказавшееся в связи с этим в затруднительном положении, и о том, что «все внутренние обороты затрудняются неудобствами, с которыми сопряжена перевозка серебра».

        Однако член Государственного совета адмирал А.С. Грейг выступил против предложения Канкрина, заявив, что из двух причин, выдвигаемых министром финансов для создания депозитной кассы, первая легко могла быть снята выплатами из Государственного казначейства той же монетой, а вторая все равно осталась бы.

        Причина учреждения депозитной кассы заключалась в том, что эти билеты должны были подготовить введение серебряных ассигнаций, если бы правительство со временем сочло необходимым заменить существующие. Канкрин подчеркивал, что такая замена сопряжена с затруднениями, но ее будет легче провести, если общество привыкнет к «ходячей бумаге, на серебро учрежденной, ибо тогда меру сию можно распространить с постепенным уничтожением нынешних ассигнаций, учредив разменную кассу для непременной выдачи серебра за предъявляемые ассигнации…»

        Общее собрание соединенных департаментов государственной экономики и законов 18 августа 1837г. одобрило предложение министра финансов о депозитной кассе и депозитных билетах, признав их мерой «весьма полезною как в видах облегчения денежных оборотов в губерниях, так и потому, что она действительно может послужить приготовлением ко введению серебряных ассигнаций, если последствия укажут в них необходимость».

        Что же касается представления о прекращении счета на монету и на ассигнации по простонародным курсам, то департамент государственной экономики не согласился на предложенные запретительные меры, полагая, что они «не обещают верного успеха», так как не затрагивают корней этого явления. Со своей стороны департамент предлагал «вместо частных воспособлений» установить основанные на серебре ассигнации по «определенному единожды» курсу и постепенно заменить ими старые ассигнации. Признавалась, таким образом, необходимость коренного преобразования денежной системы, и определялся способ его осуществления. Но Канкрин, считая желательным «обращение всех ассигнаций на серебро», утверждал, что оно трудно и возможно лишь со временем, когда народ будет подготовлен к этому через депозитные билеты.

        29 ноября 1837г. общее собрание Государственного совета рассмотрело Журнал департамента экономии по представлению министра финансов. Разделив предлагаемые меры по уничтожению лажа на запретительные и финансовые, первые оно отвергло. Обсуждение вторых мер привело к заключению, что «для уничтожения простонародных курсов необходимо изменение в самой финансовой системе». Но окончательное решение принято не было, а некоторые члены совета вызвались представить свои предложения по поводу решения этой проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Проекты денежной реформы

        Дискуссия в Государственном совете вокруг проблем денежной системы продолжалась около двух лет. За это время со своими предложениями и проектами преобразования денежной системы России выступили члены совета Грейг, Мордвинов, Друцкий-Любецкий, Сперанский.

Предложения Мордвинова остались в стороне, поскольку  отклонялись от рассматриваемой  проблемы.

        Проект Грейга содержал идею установить в качестве постоянной единицы новый серебряный рубль, соответствующий 100 коп. ассигнациями.  Для этого предлагалось довести количество металла в существующем серебряном рубле, имевшем тогда биржевой курс 356 коп. ассигнациями, до такой степени, чтобы он имел действительную стоимость 400 коп. Четвертую часть этого рубля и следовало принять за единицу. Проект был отклонен.

        Дальнейшее обсуждение шло вокруг записок Сперанского, Друцкого-Любецкого и Канкрина.

        Записка Друцкого-Любецкого состояла из двух неравных частей. Первая представляла собрание различных наблюдений и теоретических заметок, многие из которых были весьма спорными и даже ошибочными. Вторая записка содержала конкретные предложения по исправлению денежной системы. Они сводились к следующему: признать монетной единицей серебряный рубль существующей пробы, сохранив его разделение; обязать заключать сделки и вести все расчеты только в серебре, все подати и налоги перевести в серебро по курсу 3 руб. 60 коп. ассигнациями за рубль серебром и обеспечить прием серебряной монеты во все платежи, в том числе и в кредитные учреждения; отрыть депозитную кассу для обмена и обращения серебряной монеты, выпустить новые государственные ассигнации, представляющие серебряную монету, в 1, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, и выдавать их за приносимую в депозитную кассу серебряную и золотую монету, сделать новые ассигнации обязательными к приему по всей империи по всем внутренним платежам и обязательствам наравне с серебряной монетой, без всякого лажа, и ими постепенно заменять старые ассигнации.

        Не оспаривая самой идеи реформы, Канкрин выступмл против многих пунктов второго плана, в частности против фиксации податного курса ассигнаций, перевода на серебро долгов и платежей кредитным учреждениям. Но особое возражение у него вызвало предложение Друцкого-Любецкого провести преобразование денежной системы быстро, форсировано. Канкрин же хотел для начала ограничиться введением серебряных ассигнаций в виде коммерческих депозитных билетов. Он утверждал, что «слишком трудно и опасно приступить вдруг к огромному перелому, за последствия которого ручаться нельзя». Когда же народ привыкнет к депозитным билетам, вновь повторял Канкрин, можно будет начать выпуск новых ассигнаций, а за это время нужно приготовить «соразмерный серебряный фонд для составления твердого базиса» этим ассигнациям.

        Свой план предоставил и Сперанский. Он полагал, что преобразования надо осуществлять постепенно. Он разделил все необходимые меры на подготовительные и окончательные. К подготовительным мерам относились: 1) установление особых банковых кредитных билетов, основанных на серебряных вкладах и разменных на серебро, и прием их во всех казначействах вместо серебра рубль за рубль, фиксация курса ассигнаций; 2) отмена манифеста 9 апреля 1812г. и восстановление обязательного приема серебра и серебряных билетов по всем долгам. Заключительной мерой должна была стать постепенная замена ассигнаций кредитными билетами, обеспеченными серебром. Разменный фонд для них следовало сформировать с помощью займа внутреннего или внешнего. Сперанский разработал и конкретный механизм обмена ассигнаций. Он вновь повторил, что «на первый раз» нужно ограничиться утверждением депозитных билетов, затем постепенно перевести в серебряную монету налоги и казенные платежи. Все это время следовать правилу, что податной курс устанавливается в соответствии с биржевым, как и прежде. Когда же депозитные билеты войдут в обиход, можно будет определить дальнейшие меры в зависимости от конкретных обстоятельств . По мнению Канкрина, нужно было окончательно перевести доходы и расходы казны, а также банковские долги и вклады в серебро; создать фонд звонкой монеты, равный 1/5 или 1/6 части массы бумажных денег, и, издав манифест, начать обмен существующих ассигнаций, по мере их поступления в казначейства и банки и через специальные обменные пункты, на серебряные ассигнации или соответствующие бумаги под другим названием; установить для обмена определенный срок, после которого старые ассигнации перестанут приниматься казной и банками, а их курс сохранять неизменным в течение всего этого периода.

        Все предложенные проекты и замечания к ним министра финансов неоднократно обсуждались в Государственном совете. По некоторым позициям достигалось согласие, по другим – нет, но постепенно более определенно вырабатывались меры, которые следовало предпринять. Наконец, 1 мая 1839г. Канкрин представил председателю департамента государственной экономии графу В.В. Левашову план постепенного переустройства денежной системы, содержащий перечень конкретных мер, расписанных по времени их исполнения и рассчитанных на 1839–1843 гг. Правда, он оговаривался, что сроки могут быть сокращены или отодвинуты под влиянием каких-либо чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств, например военных.

        Выделялись подготовительный и три исполнительных периода. За время подготовительного периода (1839г.) нужно было решить все вопросы, связанные с депозитными билетами, и в последней трети года создать депозитную кассу, объявив о ней публично.

        В следующем году (1-й исполнительный период) следовало пустить в ход депозитные билеты; установить казенный курс, который должен быть неизменным до уничтожения существующих ассигнаций; произвести перерасчет всех казенных доходов и расходов в серебряной монете; приступить к созданию разменного серебряного фонда для серебряных ассигнаций. При этом Канкрин замечал, что новые бумажные деньги надо будет называть депозитными билетами, но пока, чтобы не путать их с коммерческими билетами депозитной кассы, употреблял термин «серебряные ассигнации».

        В 1841г. (2-й исполнительный период)  планировалось серебро провозгласить платежной монеты государства, а ассигнации — вспомогательными деньгами, сохраняя неизменным казенный курс; вексельный курс и все операции кредитных учреждений, акционерных обществ перевести на серебро, определить правила уплаты прежних долгов.

        И, наконец, в 1842-1843 гг. (3-й исполнительный период) предполагалось выпустить серебряные ассигнации, начать обмен прежних ассигнаций на новые и определить срок, до которого они могут находиться в обращении по ранее установленному неизменному курсу.

        Представляя этот план, Канкрин отмечал, что его нужно сохранить в секрете. Он предлагал все вопросы, касающиеся его более детальной разработки и осуществления, передать на рассмотрение секретному комитету, выводы которого министр финансов будет докладывать непосредственно императору.

        11 мая Канкрин внес на рассмотрение департамента другой вариант плана, в котором предлагал провести реформу в два этапа. К первому, с 1 января 1840г., относились все меры, кроме обмена ассигнаций, а именно: признание серебра главной платежной монетой и разрешение его приема во все казеннык банковские платежи, перевод всех государственных доходов и расходов, а так же банковских ссуд и вкладов на серебро; определение постоянного курса и учреждение депозитной кассы. Второй период начинался с 1 января 1841г., и его содержанием должен был стать обмен ассигнаций на новые депозитные билеты с образованием обеспечивающего их металлического фонда.

Информация о работе Финансовая политика Е.Ф. Канкрина