Финансовая политика Е.Ф. Канкрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание

К началу XIX века государственные финансы России находились в состоянии глубокого упадка. Неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хронический дефицит бюджета, рост государственного долга и расстройство денежной системы – таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.

Работа состоит из  1 файл

Немец по происхождению.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

        Канкрин отрицательно относился к заключению займов на погашение ассигнаций. Он был также против самой цели, для достижения которой совершались такие усилия. Наиболее разумным министр финансов считал поддержание постоянного курса ассигнаций – «систему фиксации» - и отказался от проводившейся в  предшествующие годы линии на его искусственное повышение.

        Мнение нового министра финансов, выступившего за прекращение погашения ассигнаций, получило одобрение государственного совета (точнее, особого комитета из председателей совета и его департаментов) и императора. Предназначавшиеся для этой операции средства должны были в дальнейшем использоваться для выкупа действительных государственных долгов. С этого времени количество ассигнаций – 595 776 310 руб. – оставалось низменным до конца 30-х годов. Вместе с тем расширялось обращение звонкой монеты, и правительство в последующие годы предприняло ряд мер для постепенного его облегчения. Приняв на себя управление российскими финансами, Канкрин застал их в расстроенном виде: дефицит государственного явления стал хроническим явлением; обыкновенные государственные доходы снизились с 447 млн. рублей в 1820г. до 391 млн. в 1822г., росли недоимки; обыкновенные государственные расходы покрывались за счет средств, полученных от внешних займов, заимствований из кредитных учреждений. Такие заимствования противоречили правильной организации системы государственного кредита.

        Перед Канкриным со всей остротой встал вопрос о приведении в равновесие государственный бюджет. Первой своей обязанностью он считал содействие уменьшению расходов, необходимому для облегчения положения народа и безопасности самого государства. При составлении сметы он старался привести расходную часть в соответствие с ожидавшимися доходами, сокращая суммы, требовавшиеся различными ведомствами, исключая из них необязательные, по его мнению, затраты. Понимая неизбежность роста потребностей общества и государства, Канкрин считал, что «потребности должны быть умеряемы до такой степени, чтоб платежи не служили к излишнему отягощению, а ещё менее к обеднению народа».

        Другая сторона деятельности министра финансов, другая его забота – увеличение доходов и расширение источников их поступления. В связи с этим необходимо было всеми способами, зависящими от министерства, содействовать развитию внутренней и внешней торговли и промышленности. не разбирая подробно все меры правительства в этой сфере, можно отметить, что торговля успешно развивалась, и не только внутренняя, но и внешняя. Несмотря на протекционистский таможенный тариф, введенный в 1822г., внешнеторговый оборот России увеличился с 97,4 млн. рублей серебром в 1823г. до 176,45 млн. рублей в 1839г. Не остановив рост торговли, протекционистская политика, сторонником которой являлся Канкрин, способствовала развитию российской промышленности. Этой же задаче отвечали введение льгот вновь создавшимся фабрикам, привлечение иностранных специалистов и промышленников в Россию.

        Канкрин полагал, что, стремясь к увеличению государственных доходов, следует по возможности избегать новых налогов и даже уменьшать существующие повинности. В первые годы его управления были введены некоторые налоговые послабления в области торговли и промышленности. Но постоянный недостаток средств заставил Канкрина все же повысить размеры некоторых налогов. Был введен и один новый – акциз с табачных изделий (в 1839г.). Но это косвенный налог, затрагивавший далеко не самую значительную часть населения, а сума его была невелика. Серьезному преобразованию подверглось взимание питейного дохода. Казенная продажа, поступления от которой постоянно падали, в 1827г. была заменена откупной системой, принесшей государственной казне рост дохода по этой статье со 116,6 млн. рублей ассигнациями в 1826г. до 152,9 млн. рублей в 1839г.

        Несмотря на рост недоимок населения, поступление обыкновенных  государственных доходов (без оборотных доходов) возросло с 380 млн. рублей ассигнациями в 1824г. до 557,8 млн. рублей в 1839г. Однако расходы, вопреки всем стараниям министра финансов, росли ещё быстрее: с 393,7 млн. рублей ассигнациями в 1826г. до 590 млн. рублей ассигнациями в 1839г. (без оборотных расходов)

        Очень сильно ударили по государственному бюджету расходы, связанные с русско-иранской (1826-1828 гг.) и русско-турецкой (1828-1829 гг.) войнами и подавлением Польского восстания (1830-1831 гг.), а также эпидемии холеры и чумы.

        Добиваться равновесия бюджета за счет обычных доходов в таких условиях не удавалось, нужны были дополнительные средства. Хотя Канкрин считал, что следует «изворачиваться естественными доходами государства, а потому избегать новых займов, особенно внешних», необходимость заставляла прибегать к этому средству. Но внешние займы давали лишь незначительные суммы по сравнению с общими цифрами дефицитов за годы министерства Канкрина. Самым обычным делом были так называемые позаимствования из казенных банков, из сумм некоторых казенных учреждений и запасного капитала, и из оборотного капитала комиссии погашения государственных долгов. Это не были правильные займы, государство занимало само у себя, использовало деньги, предназначенные на погашение государственных долгов, на покрытие текущих государственных расходов. Такой способ покрытия государственных расходов таил в себе серьезную опасность: при увеличении по каким-либо причинам востребований вкладов банки могли оказаться несостоятельными, а это стало бы серьезным ударом по системе государственного кредита и могло привести к катастрофе. Подобная ситуация сложилась в 1830-1831 гг. положение оказалось настолько серьезным, что Канкрин, всегда подчеркивавший гибельность для государства новых ассигнаций, был готов пойти даже на этот шаг.

        Ещё один способ пополнения государственного бюджета – выпуск билетов Государственного казначейства, так называемых «серий», впервые появившихся в 1831г., соединявших в себе черты срочных кредитных обязательств (облигаций) и государственных денежных знаков. С одной стороны, билеты выпускались на определенный срок (на 4 года) и по ним платились проценты, с другой стороны, они могли использоваться как наличные деньги во всех платежах, кроме платежей кредитным учреждениям. Хотя в манифесте, объявившем о выпуске билетов Государственного казначейства, говорилось, что они «совершенно различны от ассигнаций», министр финансов и Финансовый комитет полагали, что они могут, «подобно ассигнациям, быть последствием расстройства денежной системы». Поэтому выпуск «серий» допускался лишь для самых настоятельных нужд и в не очень больших размерах.

        Но, тем не менее, не всегда удавалось уравновесить расходную и доходную части. Реальные расходы превосходили доходы. А поскольку гласность в сфере финансов отсутствовала, то истинное их состояние было известно довольно узкому кругу. Таким образом, создавалась некая иллюзия финансового благополучия.

        Международное положение рубля было относительно стабильным. Кредит России пользовался доверием, хотя и стоял ниже государственного кредита Англии, Франции и Пруссии, но выше Австрии. Ее фонды ценились довольно высоко, кроме 1831г.,  - тогда они очень сильно упали в связи с Польским восстанием. Значительное влияние на международное положение рубля политические факторы, политический авторитет Российской империи в Европе. Внутри же страны дела  с ним обстояли неблагополучно. Неблагополучие финансов в целом проявлялось в расстройстве денежного обращения. Когда Канкрин принял на себя управление финансами, в России существовала система денежного обращения, заключавшаяся в совместном обращении сильно обесцененных бумажных денег и звонкой монеты, имевшей высокий лаж. Однако лаж существовал не только на звонкую монету, но и на бумажные деньги, что нашло выражение в явлении так называемых простонародных лажей.

        Из губерний в Петербург приходили сообщения о затруднениях в сборе податей. Местные власти объяснили это нехваткой ассигнаций, которыми на основании манифеста 9 апреля 1812г., должны были производиться все казенные платежи, тогда как серебряная монета, которой было достаточно, в них не принималась. Казалось бы, надо разрешить вносить подати серебром по курсу, и проблема исчезнет. Но министр финансов не пошел на такой единовременный акт, и решение этой проблемы растянулось на годы.

        Первой мерой Канкрина в этой сфере стало распоряжение 1824г. о том, чтобы в ряде губерний в казначействах начали обмен серебра на ассигнации по курсу 3 руб. 70 коп. за серебряный рубль, но чтобы делалось это только для тех, кто обязан платить подати, и чтобы подати вносились только ассигнациями.

В дальнейшем под влиянием объективных обстоятельств, правительство вынуждено было расширять  сферу действия звонкой монеты. Делалось это постепенно, по частям, по отдельным видам платежей, по отдельным губерниям. Лишь в декабре 1830г. министр финансов, в соответствии с императорским указом от 11 декабря, предписал казенным палатам в 27 губерниях принимать в уплату всех податей и сборов серебряную и платиновую монету по курсу 3 руб. 60 коп. ассигнациями за 1 рубль серебром. В 1833г. указ разрешил вносить все подати и сборы золотой монетой российской чеканки по установленному курсу. Соответственно и казенные расходы могли производиться любой из этих монет по тому же курсу. И, наконец, в 1834г. было разрешено (временно, с 1 сентября 1834г. по 1 сентября 1835г.) принимать даже иностранную монету на определенных условиях. Таким образом, постепенно был допущен прием звонкой монеты по всем казенным платежам, кроме долговых взносов в казенные кредитные учреждения и откупных платежей, которые лишь частично принимались в звонкой монете. Звонкая монета должна была использоваться на государственные расходы, и никто из получателей не имел права отказываться от нее и требовать ассигнации.

        Изменение податного курса за эти годы диктовалось изменением курса биржевого. Наблюдалось медленное повышение курка ассигнаций и, соответственно, понижение серебра.

        Сложившаяся в стране система совместного обращения монеты и ассигнаций привела к тому, что постоянные колебания их курсов должны были бы вызвать соответствующие изменения в ценах товаров и услуг, традиционно выражавшихся в ассигнациях. Но любое их изменение приводит к потрясениям в экономическом положении всего населения. Необходимо было найти выход из положения. Им стал переход к выражению цен в ассигнациях, но не по их реальному, постоянно изменявшемуся курсу, а по условному, фиксированному. На практике установился курс 4 руб. ассигнациями за 1 руб. серебром или 1 руб. ассигнациями за четверть серебряного рубля. Именно эти «фиктивно - постоянные» ассигнационные рубли, олицетворяющие серебряный четвертак, и стали особой денежной единицей, счетными деньгами. Исчисление цен в счетных или, «монетных» рублях получило название «счета на монету». Цены, выраженные в «монетных рублях», не зависели от колебаний курса ассигнаций и монеты. Но поскольку курс ассигнаций повышался, а курс серебра соответственно понижался, то, платя реальными деньгами по цене, покупатель либо переплачивал (при расчете ассигнациями), либо недоплачивал (при расчете серебряной монетой). Справедливый расчет в этой ситуации возможен только по средне пропорциональному курсу между условным и действительным, то есть по такому курсу, который во столько же раз менее благоприятен, чем реальный, во сколько раз он более благоприятен, чем условный. Если действительный курс составляет 351,15 руб. ассигнациями за 100 руб. серебром, а условный – 400 руб. ассигнациями за 100 руб. серебром, то из пропорции 351,15 : Х = Х : 400 получается курс 375 руб. ассигнациями за 100 руб. серебром. Тогда, например, для оплаты товара, цена которого – 100 условных рублей, требуется: 

        351,15÷375×100 = 375÷400×100 = 93,75 руб. ассигнациями (реальными).

        Следовательно, если покупатель дает продавцу сто рублей ассигнациями, он переплачивает 6,25 руб. ассигнациями (100 – 93,75), и они должны быть возвращены ему в виде «сдачи». Эта поправка в ассигнационном расчете и выражает «лаж на ассигнации». 6, 25 руб. составляют 6,66% от 93,75 руб., то есть в этом примере «лаж на ассигнации» равен 6,66%.

        Если же оплата производится серебром, то за этот товар следует уплатить не 25 руб. (по условному курсу 100 руб. ассигнациями = 25 руб. серебром), а:

                                 400÷375×25 = 375÷351,15×25 = 26,66 руб. серебром,

то есть в расчете необходима поправка, составляющая 1,66 руб. серебром (26,66 - 25). Поправка в 1,66 руб. на 25 руб. равна тем же 6,66% и выражает «лаж на монету».

        Эти поправки, составляющие «простонародные лажи», так регулировали расчеты между покупателем и продавцом, что они вполне соответствовали действительному курсу 351,15 руб. ассигнациями = 100 руб. серебром, потому что

                                   93,75:26,66 = 351,15:100.

        Такова суть этого явления. Но в реальной жизни мало кто понимал внутренний механизм действия «простонародных лажей», и обычно торговец представлял дело так, как будто через лаж покупатель получает скидку в цене товара или надбавку к цене серебра, которое якобы принимается выше, чем по биржевому курсу. Таким образом, у покупателя складывалось впечатление, что он «выгадывает» от сделки некоторую сумму, хотя на самом деле он платил за покупку ровно столько, сколько она стоила если цену ее перевести в реальные рубли.

        Непонимание основной массой населения арифметических расчетов, на которых основывались простонародные лажи, создавало благоприятные условия для злоупотреблений и обмана. Кроме того, возникли отдельные лажи на разные виды монет и на ассигнации разного достоинства. В различных районах страны существовали различные лажи. Значительный прилив в Россию в начале 30-х годов иностранной монеты, ходившей по курсу, превышавшему ее внутреннюю стоимость, вызвал повышение лажа на российскую монету, что в свою очередь привело и к ускоренному росту лажа на ассигнации.

        Многообразие и изменчивость простонародных лажей окончательно дезорганизировали денежное обращение. Со всех сторон шли жалобы на их произвольность и на связанные с ним многочисленные злоупотребления.

Информация о работе Финансовая политика Е.Ф. Канкрина