Финансовая политика Е.Ф. Канкрина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:44, реферат

Описание

К началу XIX века государственные финансы России находились в состоянии глубокого упадка. Неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хронический дефицит бюджета, рост государственного долга и расстройство денежной системы – таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.

Работа состоит из  1 файл

Немец по происхождению.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

                                                   Ведение

        В данной работе я попыталась подробно рассмотреть финансовую политику Е.Ф. Канкрина.

        К началу XIX века государственные финансы России находились в состоянии глубокого упадка. Неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании государственных средств, хронический дефицит бюджета, рост государственного долга и расстройство денежной системы – таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны.

        В течение первого десятилетия XIX века состояние государственных финансов России стало еще более напряженным. Росла государственная задолженность, наблюдалось дальнейшее падение курса ассигнаций. Дефицит государственного бюджета в значительной степени был связан с войнами. Но помимо этих непредвиденных расходов, отдельные ведомства значительно превышали свои расходы по сравнению с утвержденными сметами. Даже в мирные годы сверхсметные затраты достигали огромных сумм.  Усугубил тяжелое положение выпуск фальшивых ассигнаций, который осуществило французское командование во время Отечественной войны 1812 года. Интересы нарождающейся в России капиталистической промышленности требовали чрезвычайных мер для ликвидации кризисного состояния денежного хозяйства. Попытки Сперанского улучшить ситуацию значительных результатов не дали, а война 1812 года окончательно расстроила финансовую систему страны.

        Состояние финансов в России к середине XIX в. было приведено к достаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансов Е.Ф. Канкриным (1774–1845), занимавшим этот пост более 20 лет. Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита – это упрочение денежной системы, предопределило успех его финансовой политики.

        Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервые установила в России серебряный монометаллизм. Главной платёжной монетой устанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей – серебряный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательным знаком ценности. Завершилась денежная реформа выпуском в обращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, в результате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков с государственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне с серебряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства и разменными на двойную монету. Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путём восстановления металлического обращения.  

          

Начало XIX века: финансовые преобразования М.М. Сперанского

        К началу XIX века российские финансы находились в довольно затруднительном положении. Появлялись даже проекты реорганизации монетной системы, исходившие из идеи девальвации монеты. Однако некоторое улучшение в состоянии российской внешней торговли в первые годы нового столетия вызвало повышение курса ассигнаций, несмотря на постоянный выпуск дополнительных бумажных денег.

        Страна оказалась в глубоком кризисе. Было совершенно ясно, что необходимы немедленные и решительные меры для исправления ситуации.

        Главная задача в отношении ассигнаций виделась в том, чтобы поднять их курс и даже уравнять их с серебром. Было признано, что «средство самое прямое возвратить ассигнациям первое их достоинство есть уменьшить их количество». Из возможных путей достижения этой цели решили остановиться на постепенном погашении ассигнаций.

Наряду  с погашением ассигнаций, очень важным средством упорядочения денежного  обращения М.М. Сперанский, крупный политический деятель и автор обширных проектов общественно-политических преобразований в России, считал внедрение усовершенствование монетной системы.

        В 1810 издается манифест о новом устройстве монетной системы, в котором отражены идеи Сперанского. В соответствии с манифестом, главной мерой (монетной единицей) всех монет, обращающихся в государстве, объявлялся серебряный рубль достоинством в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Все прочие золотые и серебряные монеты оставлялись в свободном обращении по курсу к этому рублю. Но чеканиться в дальнейшем должна была лишь монета, определенная манифестом, а именно: банковая, или торговая, — рубль и полтина, серебряная, разменная в 20, 10 и 5 копеек и медная, разменная в 2, 1 копейку и полкопейки, или в одну деньгу. Предписывалось также усилить выпуск серебряной разменной монеты. Также в манифесте говорилось о том, что все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. Было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг.

        Но этот «план финансов» не был осуществлен в полном объеме. Повышение податей и налогов вызывало недовольство населения; единовременный сбор средств с помещичьих земель обратил на Сперанского гнев дворянства. Так как Россия готовилась к войне с наполеоновской Францией, капитал для погашения ассигнаций так и не был собран. Таким образом, не была создана материальная база для уничтожения ассигнаций и введения кредитных денег. Единственным реальным результатом мероприятий стало прекращение падения курса ассигнационного рубля: с весны 1811г. он начал немного повышаться.

        Хотя Сперанский, в отличие от экономистов эпохи Павла Ι, разработал подробный план преобразований, он не сумел добиться успеха. И причина заключалась не только в вынужденном прекращении деятельности реформатора, отправленного в начале 1812г. Александром Ι под влиянием общественного мнения, прежде всего дворянского, в отставку. Дело в том, что в России в начале XIX века не было благоприятных условий для преобразования денежного хозяйства. Недостаточное развитие буржуазных элементов в экономике страны, слабость банковской системы, отсутствие полноценной сырьевой базы помешали введению в обращение кредитных денег на этом этапе.

        После отставки Сперанского, одной из самых ярких фигур в финансовой жизни страны стал Е.Ф. Канкрин. 

                                        Е.Ф. Канкрин: начало карьеры

        Немец по происхождению, Егор Францевич Канкрин все свои знания и силы отдал России, ставшей для него, как и для многих других иностранцев, родиной. Приехав в 1797г. В Россию, где тогда служил его отец, он вынужден был добывать себе средства к существованию разными способами, и нередко терпел нужду. Карьера Канкрина началась в 1800г. С должности помощника управляющего Старорусским соляным заводом. Затем он занимал различные должности по ведомству министерства внутренних дел.

        В 1809 получил чин статского советника. Опубликовал «Заметки о военном искусстве с точки зрения военной философии», в которых выдвинул идею о необходимости использования в ходе военных кампаний географических преимуществ России (обширность территории, суровость климата). Заметки привлекли внимание близких к Александру I генералов Людвига Вольцогена и Карла Пфуля и военного министра М.Б.Барклая-де-Толли. По их рекомендации в 1811 получил пост помощника генерал-провиантмейстера и чин действительного статского советника. В Отечественную войну 1812 был генерал-интендантом Первой армии, а во время Заграничного похода 1813–1814 – генерал-интендантом всей действующей армии; сумел организовать эффективную систему снабжения войск продовольствием, произвел тщательные расчеты с союзниками и с побежденной Францией, доказав необоснованность многих финансовых претензий к России. В 1818 выдвинул проект отмены крепостного права и постепенного выкупа крестьян с землей за счет средств специального заемного банка. В 1820 ушел с поста генерал-интенданта и был назначен членом Военного совета. Активно занялся научной работой; издал две монографии – «О военной экономике во время войны и мира» (1820–1823) и «Мировое богатство, национальное богатство и государственная экономика» (1821), в которой критиковал политику министра финансов Д.А.Гурьева. В 1821 сопровождал Александра I на конгресс в Любляне; введен в состав Государственного совета. 22 апреля 1823г. император подписал указ о назначении Канкрина министром финансов.

        В высших кругах назначение Канкрина встретили недоброжелательно. Многие говорили тогда, что этот безбожно коверкающий русский язык немец не знает России и разорит её непременно. Но получилось наоборот. «Немец» оказался финансистом высочайшего класса и большим государственным деятелем, который направил свои недюжинные способности на повышение благосостояния страны. 

Начало  преобразований финансовой системы  Е.Ф. Канкриным

        По своим взглядам Канкрин, безусловно, был консерватором, то есть сторонником сохранения основ существующего порядка, противником каких-либо резких перемен и потрясений, последствия которых непредсказуемы. Признавая несовершенство многих из существовавших общественно-политических и экономических институтов, он выступал за их постепенное улучшение, проводимое очень осторожно и продуманно.

        Главные проблемы, которые рассматривал министр финансов: «Какими должны быть деньги, чтобы обеспечить эффективное развитие экономики, какой должна быть денежная система, как добиться её нормального функционирования?»

        Настоящим богатством, настоящим капиталом он считал металлические деньги. Однако при достаточно высоком уровне развития человеческого общества возникают бумажные деньги, которые заменяют звонкую монету и «мысленно совершенно уподобляются ей». Без них не обходится ни одно цивилизованное государство.  По сравнению с металлическими, бумажные деньги имеют ряд преимуществ.  Они более подвижны и значительно облегчают денежные сношения. Их изготовление и восполнение обходятся государству значительно дешевле. Кроме того, бумажные деньги искусственно увеличивают свободный капитал, создавая дополнительные возможности для развития производства и торговли.

        Но они имеют и серьёзные недостатки. Кредит бумажных денег поддерживать трудно. Нельзя практически определить, сколько их можно выпустить в известное время. В самой природе бумажных денег заключается стремление к их чрезвычайному умножению, а излишний выпуск нарушает необходимое равновесие в денежной системе, звонкая монета вытесняется из обращения, курс бумажных денег падает. Когда же начинают принимать «искусственные и неудачные административные меры» для поддержания их курса, «тогда является ещё новое зло: ценность их начинает колебаться; тогда и цены вещей становятся колеблющимися к ущербу торговли, и часто делаются ни с чем не сообразными». При этом процветает ростовщичество, отвлекающее капиталы от более полезных занятий.

        Поэтому, по мнению Канкрина, обращаться с бумажными деньгами нужно «умно и рассудительно с государственной точки зрения» и при их использовании соблюдать ряд обязательных условий. Бумажные деньги должны служить только «воспособлением» к деньгам металлическим и быть обеспечены неприкосновенным, хотя бы и умеренным разменным фондом. Разменный фонд он считал самым рациональным основанием бумажноденежной системы, при условии, что он будет состоять не из государственных имуществ, не из бумаг, а из монеты. Бумажные деньги должны приниматься во всех публичных кассах и размениваться в них на звонкую монету, по крайне мере в пределах определённой суммы. Новые их выпуски следует производить на умеренную сумму и постепенно, чтобы можно было, при неблагоприятных последствиях, остановить эмиссию. При этом тайные выпуски не допустимы. Вновь выпущенные суммы нельзя использовать на покрытие дефицита в обычных государственных бюджетах, их надо употреблять на общественные предприятия, умножающие национальное богатство.

        В случае войны лучше прибегнуть к помощи займов, выпуску облигаций государственного казначейства и специальным налогом и лишь в самом крайнем случае – к эмиссии бумажных денег. Причем делать это необходимо открыто. А по окончании войны следует как можно скорее принять надлежащие меры к поддержанию их курса.

        Все операции с деньгами (например, обмен, уничтожение негодных и т.п.) должны производиться таким образом, чтобы не вызвать в обществе никаких сомнений. И, конечно, надо изготавливать бумажные деньги так, чтобы их было сложно подделать, и всемирно противодействовать выпуску и сбыту фальшивых.

        Количество бумажных денег должно соответствовать потребности в обращающихся платежных средствах, с включением в это число металлических денег, подчеркивал Канкрин.

        Если бумажных денег становится чересчур много, они падают в цене. В такой ситуации, полагал министр, лучше всего прекратить их дальнейший выпуск, оставить в обращении по существующему курсу и ожидать возможности довести их до стоимости серебра, а наихудшим решением является «обращение их сполна или отчасти в какой-нибудь процентный долг», так как это только усилит уже нанесенный вред. Канкрин не считал бумажные деньги государственным долгом: «…Бумажные деньги всякого рода в существе своем вовсе не то, что какой-либо государственный долг, и вовсе нелогично величают их так. Бумажные деньги скорее имеют сходство в сущности своей с ухудшенными металлическими монетами…». Эта позиция противоположна той, которой придерживалось правительство с 1820г. и которую Канкрин считал ошибочной.

Информация о работе Финансовая политика Е.Ф. Канкрина