Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Задачи дипломной работы:

Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

Содержание

Введение ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............

1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение …............................................................................................................

Список используемой литературы….......................................................................

Приложения …..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

ольга окулик.docx

— 239.15 Кб (Скачать документ)

     В рамках данного исследования под  социально-психологической готовностью  к труду мы понимаем направленность, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно  выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания, выделены следующие критерии социально-психологической  готовности:

  • сформированность внутренних мотивов учебной деятельности;
  • выраженность профессионально важных качеств;
  • удовлетворенность теми сторонами учебной деятельности, которые наиболее значимы для становления профессионала.
 

     1.2. Методы исследования  и определения  социально-психологической  готовности к труду.

     Для практического исследования социально-психологической  готовности к труду различными авторами использовались методики направленные на изучение:

     - социально-психологических установок  (Узнадзе Д. Н., М. Краснорядцева, Л. В. Кондрашова, Г. Олпорт, Д. Майерс и др.). [32],[14], [20],[23].

     - коммуникативных навыков (Г.В.  Шавырина, Я. Л. Коломинский), [7], [8].

     - мотивационно - ценностной структуры  личности (М. Г. Рогов, С. А.  Рубинштейн, Одинцова Л. А., Завицкая С. В., В. Г. Асеев, А. Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.).[26], [28],[22],[2], [17],[24].

     Для диагностики социально-психологической  готовности к труду возможно использование  следующих психологических методик:

    1. Методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

     Позволяет выявить степень выраженности социально-психологических  установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»:

     - ориентация на процесс;

     - ориентация на результат;

     - ориентация на альтруизм;

     - ориентация на эгоизм;

     - ориентация на труд;

     - ориентация на деньги;

     - ориентация на свободу;

     - ориентация на власть.

     2. Тест оценки коммуникативных  умений.

     Включает  в себя оценку собеседника, определение  его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д.

     3. Ценностный опросник С. Шварца.

     Тест  включает в себя оценку по шкалам: наслаждение; достижения; социальная власть; Самоопределение; стимуляция; конформизм; социальность; безопасность; зрелость; поддержка традиций; социальная культура; духовность.

  1. Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич).

     Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии  жизни".

  1. Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К.Замфир в модификации А.Реана)

     Методика  может применяться для диагностики  мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о  внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует  говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

  1. Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

     Методика  позволяет диагностировать мотивационный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили  личности. На основе соотношения показателей  всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

     Типы  мотивационного профиля: прогрессивный, регрессивный, импульсивный, экспрессивный, уплощенный. Типы эмоционального профиля: стенический, астенический, смешанный стенический, Смешанный астенический.

  1. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина) [30]

     Предлагаемый  опросник жизненных ценностей предназначен для исследования терминальных ценностей. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Перечень жизненных ценностей включает: развитие себя; духовное удовлетворение; креативность; активные социальные контакты; собственный престиж; высокое материальное положение; достижение; сохранение собственной индивидуальности.

     Для определения социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО в данной работе я буду исследовать  мотивационно - ценностную сферу личности, т. к. определив жизненные ценности и движущие мотивы я смогу определить готовность к труду и делать прогнозы на будущую трудовую деятельность.

     Проведя теоретический анализ методик диагностики  мотивационно – ценностной сферы  я определила, что использование  проективных методик является трудоемкой процедурой. Кроме того, разрешающая  способность большинства проективных  методик не позволяет использовать их для точных количественных измерений, допуская лишь качественное определение  тех или иных черт.

     Психосемантическая диагностика мотивации включает в себя выбор и формулирование оцениваемых понятий и оценочных признаков, сбор, обработку и интерпретацию данных. Однако неудобство и сложность обработки полученных результатов предполагает использование компьютерной техники, что не всегда представляется возможным.

     Поэтому для диагностики мотивационной  сферы и ценностных ориентаций личности мной используется тестирование, методики направленные на выявление движущих мотивов в жизнедеятельности  личности. 

 

     Глава II. Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО 

     2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.

     Обратимся к истории создания образовательного учреждения. Приказом Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию от 28.05.87 г. №193 в Туле было открыто профессиональное училище  №37. В 1994г., присоединив к себе Тульский филиал Калужского торгово-экономического колледжа, оно было реорганизовано в Тульский индустриально-педагогический колледж. Приказом Федерального агентства  по образованию от 24.01.07 г. №146 он был  преобразован в ФГОУ СПО ТКПТС "Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса". В состав колледжа входят Новомосковский филиал и представительство в городах Кимовск и Белёв, а также пос. Волово.

     Руководит колледжем директор Савушкин Н.Н., кандидат педагогических наук, заслуженный учитель  профтехобразования РФ, почетный работник СПО, доцент.

     Федеральное государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования "Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса" действует  на основании Устава, зарегистрированного  Главным управлением образования  Управы г.Тулы №376 от27.11.1998г. (дополнение и изменение 11.2.3.4.5 в Уставы внесены 11.09.2007г.)

     Образовательную деятельность колледж осуществляет на основании лицензии серии А  №216416 (регистрационный номер 0415/02505) от 11118.12.2007., выданной Департаментом  образования Тульской области . В  соответствии с лицензией колледж  имеет право на ведение образовательной  деятельности по 19 профессиональным программам профессиональной подготовки и по 12 основным профессиональным программам начального профессионального образования (далее НПО), а также на оказание дополнительных образовательных услуг а профессиональной подготовке рабочих и повышении квалификации (переподготовка работников и специалистов по специальностям и специализациям колледжа). Полный список специальностей указан в приложении к лицензии А 216416 (регистрационный номер 0415/02505) от 11118.12.2007. Предельная численность обучающихся в колледже согласно лицензии -1960 человек.

     В соответствии с конституционными и  законодательными нормами в 2008 году колледжем была разработана, согласована , утверждена и принята к исполнению Программа развития колледжа на период 2008-2010 гг., которая соответствует  приоритетным направлениям развития системы  образования РФ на период до 2010 года. Она направлена на реализацию основной цели федеральной целевой программы  развития образования: создание условий  для повышения качества человеческого  капитала страны и конкурентоспособности  страны, что достигается посредством  следующих задач:

     -совершенствование  содержания и технологий образования;

     -развитие  системы обеспечения качества  образовательных услуг;

     -повышение  эффективности управления;

     -совершенствование  экономических механизмов.

     В соответствии с программой колледж  имеет стратегию развития, основной целью которой является: обеспечение  эффективной адаптации образовательной  системы колледжа к изменениям внешнего окружения, поиск новых возможностей в рыночных условиях ,отслеживание изменений в окружении и адаптации  к ним.

     Колледж формируется как профессиональное многоцелевое образовательное учреждение. Его основные функции:

     -профессиональное  обучение на среднем базовом  профессиональном уровне с целью  трудоустройства и с целью  получения практического опыта;

     -профессиональное  обучение на повышенном уровне  среднего профессионального образования  для удовлетворения кадровой  потребности практико-ориетированых специалистов;

     -предварительная  профильная подготовка учащихся  с целью выбора профессиональной  деятельности;

     -дополнительная  подготовка смежных профессий  и специальностей, курсовая подготовка  по рабочим профессиям с целью  повышения квалификации по рабочим  специальностям;

     -профессиональная  переподготовка и повышение квалификации  специалистов по специальностям, специализациям и дисциплинам  колледжа.

     Миссия  колледжа: содействие социально-экономическому развитию региона путем удовлетворения потребностей личности в качественных профессиональных образовательных услугах, обеспечивающих высокий уровень готовности к профессиональной деятельности, а также конкурентоспособность выпускников, ориентированных на требования современного рынка.

     Такими  услугами в колледже являются:

     -оказание  образовательных услуг в рамках  основных профессиональных программ  среднего и начального профессионального  образования на бюджетной основе;

     -оказание  платных образовательных услуг  в рамках основных образовательных  программ профессионального образования;

     -оказание  платных образовательных услуг  в рамках дополнительных образовательных  услуг;

     -оказание  платных образовательных услуг  по повышению квалификации и  переподготовки курсов;

     -оказание  услуг с использованием множительной  т оргтехники;

     -услуги  по организации общественного  питания;

     Согласно  лицензии в колледже ведется образовательная  деятельность по специальностям:

     -08110 Экономика и бухгалтерский учет, квалификация Бухгалтер;

     -080501 Менеджмент (по отраслям), квалификация  менеджер с углубленной подготовкой  в хозяйственно-правовой деятельности;

     -100108 Парикмахерское искусство, квалификация  Технолог;

     -100109 Косметика и визажное искусство, квалификация Технолог-эстетист с углубленной медицинской подготовкой;

     -100106 Организация обслуживания в общественном  питании, квалификация Менеджер;

Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО