Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Задачи дипломной работы:

Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

Содержание

Введение ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............

1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение …............................................................................................................

Список используемой литературы….......................................................................

Приложения …..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

ольга окулик.docx

— 239.15 Кб (Скачать документ)

     А.В. Толстых ссылка подчеркивает, что в молодости легче всего приобретаются все необходимые знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

     Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую  сферы психики. Они проявляются  и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере. К новообразованиям юности И. Кон ссылка относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску. Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе.

     Смысл жизни – это важнейшее новообразование  ранней юности.

     С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни .

     Время учёбы в колледже совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б.Г. Ананьева, А.В. Дмитриева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.) ссылка. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения.

     Повышается  интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых  могут быть не всегда достойные мотивы - это возраст бескорыстных жертв  и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

     В связи с этим особую актуальность приобретает анализ психологической  готовности выпускников к профессиональной деятельности и труду.

     Особенности профессиональной сферы студентов, обучающихся по специальности «Менеджер  по продажам» заключается в том, что он призван осуществлять связь  между покупателями и торговыми  и производящими организациями. Одним словом, необходимо, сделать  все, чтобы клиенты не пожалели о  сделанной покупке и обращались в фирму снова и снова.

     Даже  на начальных позициях менеджер по продажам, прежде всего, занимается сбором и анализом информации, презентацией проектов, разработкой документации, заключением договоров, работает на выставках, отслеживает, чтобы товар  был доставлен вовремя. Для некоторых  менеджеров необходимо владение специализированными  ПО (например: 1С 8.0 «Управление торговлей»), обязательное знание иностранного языка  и хороший уровень пользователя компьютерными программами.

     Набор необходимых профессиональные знаний, навыков, умения и компетенций менеджера  по продажам в значительной степени  зависят от той или иной отрасли  или сферы их будущей деятельности и конкретных задач, которые решают руководители бизнеса.

     Профессиональный  менеджер по продажам должен быть активным и очень коммуникабельным. Он должен также иметь грамотную устную речь, и презентабельную внешность, поскольку ему часто приходится общаться и вести переговоры с  первыми лицами компаний-клиентов.  

 

     Глава III. Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент» 

     3.1. Результаты исследования  психологической  готовности к труду  студентов-выпускников  ФГОУ СПО ТКПТС.

     Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении  ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации  труда и частичном участии  в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми  условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных  групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и  поиск смысла жизни, стремление к  новым идеям и прогрессивным  преобразованиям.

     Исследуемая выпускная группа П-845, обучающаяся  на предпринимательском отделении, по специальности «Менеджмент в  торговле» с углубленным изучением  хозяйственно-правовой деятельности, с получением профессии менеджер.

     В группе учится 24 студента, из них 20 девушек, и 4 парня (рис.1).

     

     Среди опрошенных студентов: 45% 20-летнего  возраста, 35% 19-летние, 20% 18-летние (рис.2).

     

     Анализ  основных жизненных ценностей в  сфере профессиональной жизни студентов  проводился по методике В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.

     В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

     Испытуемым  предлагается 112 утверждений, которые  необходимо оценить по 5бальной шкале, где 5 – очень важно, а 1 – совсем не важно.

     По  данным проведения МТЖЦ (Что это?)оказалось, что среди выбора жизненных ценностей у выпускников СПО преобладают эгоистично – престижные, это такие ценности как: достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, а также собственный престиж.

     Средние показатели эгоистично-престижных ценностей  у парней больше показателей нравственно-деловых  ценностей на 38%, а у девушек  на 10%.

     Из  полученных результатов видно, что  наиболее важными жизненными сферами  для выпускников СПО являются (рис.3):

     Сфера общественной жизни – 60%,

     профессиональная  сфера – 58%, а также 

     сфера обучения и образования – 58%.

       

     Высокие показатели выраженности профессиональной направленности, а также направленности на обучение и образование у выпускников  СПО свидетельствуют о высокой  степени социально-психологической  готовности к будущей трудовой деятельности.

     Для определения параметров психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент в торговле», была использована типовая должностная инструкция  менеджера по продажам, которая представлена ниже. 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

менеджера по продажам  29.04.2008 № 28

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                        Директор

  Пашук  Г.В. Пашук

 

     I .Общие положения

     1. Менеджер по продажам относится  к категории руководителей. 

     2. На должность менеджера по  продажам назначается лицо, имеющее  (высшее; среднее) профессиональное (экономическое) образование, подготовку  по менеджменту и стаж работ  в торговле не менее (1 года, 3 лет, 5 лет, др.)

     Менеджер  по продажам должен знать:

     3.1. Законы и нормативные правовые  документы, регламентирующие осуществление  предпринимательской и коммерческой  деятельности.

     3.2. Рыночную экономику, предпринимательство  и основы ведения бизнеса. 

     3.3. Конъюнктуру рынка. 

     3.4. Ассортимент, классификацию, характеристику  и назначение товаров. 

     3.5. Методы ценообразования, стратегию  и тактику ценообразования. 

     3.6. Основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом,  способы и направления исследований  рынка, способы продвижения товаров  на рынок).

     3.7. Закономерности развития рынка  и спроса на товары.

     3.8. Теорию менеджмента, макро- и  микроэкономики, делового администрирования. 

     3.9. Формы и методы ведения рекламных  кампаний.

     3.10. Порядок разработки бизнес-планов  и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов.

     3.11. Психологию и принципы продаж.

     3.12. Технику мотивации клиентов к  покупкам.

     3.13. Этику делового общения. 

     3.14. Правила установления деловых  контактов. 

     3.15. Основы социологии, психологии и  мотивации труда. 

     3.16. Иностранный язык.

     3.17. Структуру управления предприятием.

     3.18. Методы обработки информации  с использованием современных  технических средств коммуникации  и связи, компьютера.

     Назначение  на должность менеджера по продажам и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия  по представлению _________________________________________.

                                                     (коммерческого директора; иного должностного лица)                    

     Менеджер  по продажам подчиняется непосредственно _________________________________________.

     (коммерческому  директору; иному должностному  лицу)  

     На  время отсутствия менеджера по продажам (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его  обязанности выполняет лицо, назначенное  в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие  права и несет ответственность  за ненадлежащее исполнение возложенных  на него обязанностей.

     II. Должностные обязанности

     Менеджер  по продажам:

     Разрабатывает схемы, формы, методы и технологии продаж товаров, продвижения товаров на рынок.

     Разрабатывает и организует проведение предпродажных  мероприятий по созданию условий  для планомерной продажи товаров, удовлетворения спроса покупателей  на товары.

     Осуществляет  контроль за разработкой и реализацией  бизнес-планов и коммерческих условий  заключаемых соглашений, договоров  и контрактов, оценивает степень  возможного риска.

     Изучает рынок товаров (анализирует спрос  и потребление, их мотивацию и  колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализирует  рыночные возможности.

     Организует  сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализирует потребности  покупателей.

     Выявляет  наиболее эффективные секторы рынка  продаж товаров, разрабатывает комплекс мероприятий по использованию возможностей рынка товаров.

     Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий  по организации и созданию сети сбыта  товаров (разработка и построение каналов  движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских  отношений).

     Выявляет  потенциальных и перспективных  покупателей товаров (оптовых и  розничных торговых предприятий, иных посредников, пр.) и устанавливает  деловые контакты.

     Проводит  переговоры по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление  общих сведений о товарах и  их свойствах; введение значимых для  продажи критериев оценки товаров; устранение сомнений в невыгодных свойствах  товаров; информирование о спросе на товары и отзывах потребителей о  товарах; выявление потенциальных  потребностей покупателей; пр.

Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО