Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: теоретическое и практическое исследование социально-психологической готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Задачи дипломной работы:

Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

Содержание

Введение ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции и подходы к изучению социально-психологической готовности к труду в отечественной и зарубежной психологии..............

1.2. Методы исследования и определения социально-психологической готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической готовности к труду выпускников СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание исследуемой возрастной группы ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты исследования психологической готовности к труду студентов-выпускников ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение …............................................................................................................

Список используемой литературы….......................................................................

Приложения …..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

ольга окулик.docx

— 239.15 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

Введение  ….............................................................................................................

Глава I Общие теоретические аспекты проблемы

1.1. Традиции  и подходы к изучению социально-психологической  готовности к труду в отечественной  и зарубежной психологии..............

1.2. Методы  исследования и определения социально-психологической  готовности к труду........................................................................................

Глава II Анализ социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО

2.1 Общая характеристика образовательного учреждения.......................

2.2. Описание  исследуемой возрастной группы  ……...........….…............

Глава III Анализ готовности к труду выпускников СПО, обучающихся по специальности «Менеджмент»

3.1. Результаты  исследования психологической готовности  к труду студентов-выпускников  ФГОУ СПО ТКПТС ……….........................…..

3.2. Общие  выводы и рекомендации ……………….............................….

Заключение  …............................................................................................................

Список  используемой литературы….......................................................................

Приложения  …..........................................................................................................

 

     Введение 

     Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой  степенью динамизма, быстрыми темпами  перемен, что способствует выдвижению новых требований к специалистам на всех уровнях профессионального  образования.

     Успешное  формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к  профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая  понимается учеными как комплексное  психологическое образование, как  сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

     В условиях смены образовательных  парадигм, новых социально-экономических  условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы  личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями  психологической готовности специалиста.

     В отечественной и зарубежной психологии недостаточно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, хотя имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте (А. И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М. И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л. С. Нерсесян и др.).

     Большинство авторов объясняли готовность к  труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и  волевых качеств личности, общее  психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей. Вместе с  тем, проблема сохраняет свою актуальность и сегодня и требует новых  подходов к решению.

     Цель  дипломной работы: теоретическое  и практическое исследование социально-психологической  готовности к труду выпускников  СПО, обучающихся по специальности  «Менеджмент».

     Задачи  дипломной работы:

  1. Провести теоретический анализ психологической литературы и выявить сущность понятия «социально-психологическая готовность к труду».
  2. Выявить методы исследования социально-психологической готовности к труду.
  3. Определить параметры психологической готовности к труду для специальности «Менеджмент».
  4. Провести эмпирическое исследование и представить результаты.

     Объект  дипломной работы – выпускники СПО, обучающиеся по специальности «Менеджмент»

     Предмет - социально-психологическая готовность к труду выпускников.

     В данной дипломной работе были использованы методы теоретического и практического  анализа документации, сравнения  и сопоставления, методы анкетирования  и тестирования.

     Практическая  значимость дипломной работы состоит  в том, что предлагаемые методики оценки, могут быть рекомендованы для исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ФГОУ СПО «Тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса». 
 

 

     Глава I. Общие теоретические аспекты проблемы 

     1.1. Традиции и подходы  к изучению социально-психологической  готовности к труду  в отечественной  и зарубежной психологии.

     Между понятиями «готовность» и «социально-психологическая  готовность», существует родовидовое  отношение, поэтому, чтобы выявить  сущность категории «социально-психологическая  готовность», необходимо исходить из категории  «готовность». Проанализируем несколько  дефиниций понятия «готовность». Изучение общей проблемы готовности к труду началось в 50-е годы в  связи с необходимостью профессионального  обучения людей различным видам  труда. Готовность - это условие успешного  выполнения профессиональной деятельности, которая должна формироваться и  совершенствоваться человеком.

     Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области  труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев  определяет, как «проявление способностей» [1].

     В литературе рассматриваются различные  аспекты понятия «готовность».

     К. К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре  готовности выделяет кроме моральной  готовности, психологическую и профессиональную. Данное понятие он рассматривает  как особое психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность, или как «психическое состояние, занимающее промежуточное положение  между психическими процессами и  свойствами личности, образуя функциональный уровень, на фоне которого развиваются  процессы, необходимые для обеспечения  результативности профессиональной деятельности» [24].

     По  мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [11], готовность - это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности.

     М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.

     На  основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих  задач деятельности. Временное состояние  готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических  возможностей для успешных действий в данный момент.

     Ситуативная готовность — это динамичное целостное  состояние личности, внутренняя настроенность  на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

     Будучи  целостными образованиями, общая и  ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:

     а) мотивационные (потребность успешно  выполнить поставленную задачу, интерес  к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

     б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств  достижения цели, представление вероятных  изменений обстановки);

     в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);

     г) волевые (управление собой и мобилизация  сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление  сомнений, боязни).

     В.А. Крутецкий [16] определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие «готовность» В.А. Крутецкий вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области.

     Подчеркивая важность личностного подхода к  изучению состояния готовности, П.А. Рудик [27] рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.

     Л.В. Кондрашова [14] считает, что готовность к деятельности предполагает образование  таких необходимых отношений, установок, свойств и качеств личности, которые  обеспечивают будущему специалисту  возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески  выполнить свои профессиональные функции  и обязанности.

     Как видно из вышеприведенных и других нам известных определений понятия  «готовность» различные исследователи  раскрывают отдельные признаки рассматриваемого понятия. По моему мнению, все они  многословны. В данных определениях присутствуют такие понятия как  «настрой», «установка», «приспособление», «психическое состояние», «свойство, качество», «склонность» и т.д., которые усложняют  понимание сущности этого понятия.

     В рамках данного исследования мной принято  следующее определение «готовности  к профессиональной деятельности». Готовность к профессиональной деятельности - это способность субъекта результативно  выполнять свои профессиональные функции. Понятие «способность» в данном контексте имеет разностороннюю функциональную значимость, зависящую  от вида деятельности. Выявляя основные видовые признаки понятия «социально-психологическая  готовность», мы опирались на это  рабочее определение.

     Психологическая готовность к труду является обязательным условием не только её начала, но и эффективного решения.

     Состояние психологической готовности к труду  следует понимать как сложное, целенаправленное проявление личности. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой  существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физиологической и психической) реализует определённую цель и достигает  результата.

     В.И. Байденко и Б. Оскарссон говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие "базовые навыки" как "личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости" В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка [4].

     Одним из признаков психологической готовности к труду является, согласно Н.В.Кузьминой, наличие у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему  осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и  техники [17].

     Психологическая готовность к профессиональной деятельности по мнению О.М. Краснорядцевой проявляется: в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); в виде профессионально-личностной готовности к самореализации [15].

Информация о работе Диагностика социально-психологической готовности к труду выпускников СПО