Цезарь - политик и человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

«Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков, как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю1…», - так С.Л. Утченко начинает свою книгу «Юлий Цезарь».

Содержание

Оглавление
стр.
Введение 3
Глава I. Человек и государственный деятель 8
Глава II. Политическая борьба и характер власти 15
Глава III. Внутренняя политика и внешнеполитические 23
планы диктатора.
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

писанина курсовой.docx

— 96.55 Кб (Скачать документ)

   Диктатура была основой  власти  Цезаря,  но  вовсе  не  единственной  его

властью. В первый раз Цезарь был провозглашён диктатором ещё в ноябре 49  г. до н.э. Но тогда эта диктатура носила временный,  старый  республиканский  характер. Она была нужна Цезарю для проведения консульских выборов в 48  г. до н.э.,  так как оба консула  49  г. до н.э.  отсутствовали.  Второй  раз  он  получил  диктатуру  на неопределённое время в конце  48  г. до н.э.,  после битвы при Форсале.  С этого момента его диктатура фактически стала непрерывной.   Сенат  предоставил Цезарю право на 5 лет  занимать  одновременно  и должность консула,  таким образом, с 48 по 44 год до н.э. Цезарь являлся консулом, хотя от  предложенного  ему пожизненного консульства и отказался. В последние годы  консульство  для Цезаря было показателем не столько власти, сколько статуса. В 48  г. до н.э. Цезарь также получил пожизненную трибунскую власть36,  а вместе с ней  и  трибунскую  неприкосновенность,  а  также полномочия  цензора.  Эти  полномочия  давали   ему дополнительные  возможности  контролировать  все   важнейшие   магистратские коллегии. В 46  г.до н.э.,  после битвы при Тапсе,  диктатура  была  сделана годовой магистратурой, и Цезарь получил её вперёд на 10 лет, а  в  45  г.  – пожизненно37.

   Моммзен в свое время совершенно недвусмысленно утверждал, что если положение Цезаря как главы государства формально определялось в первую очередь диктаторскими полномочиями, то для обозначения монархической сущности его власти гораздо «пригоднее» был титул императора38, который впервые у Цезаря приобрел характер постоянного наименования и в отношении которого была оговорена возможность передачи его по наследству. В дальнейшем Моммзен выражался еще категоричнее; он считал, что новая власть императора была не чем иным, как восстановленной древнейшей царской властью, и что Цезарь решился присвоить себе именно эту царскую власть, избегая слова «царь» и потому используя титул императора. Соответственно возникает вопрос почему? А дело в том, что монархические начала власти, юридическое и религиозное основание которых у Цезаря играло большую роль,  были  социально  обусловлены  и  не  являлись выражением каких-либо честолюбивых устремлений. Цезарь  шел  к  единовластию не потому, что любил монархию как таковую, а так как понял интересы  тех групп рабовладельцев, на которые опирался.

   Но вершить правление в стране  Цезарю одному было, естественно, сложно. Поэтому, цезарь, как  и  всякий  видный  политический  деятель  Рима,  имел  некое политическое окружение, некую «личную партию». Его сторонники,  входившие  в эту партию, были объединены связями самого различного  толка:  родственными, клиентскими, дружескими, служебными, карьерными и  чисто  политическими39. Но  опора подобного рода могла  быть  необходимой  и  достаточной,  пока  речь  шла  о политических  интригах  и  борьбе  в  пределах  сената  или  даже  игре   на противоречиях между сенатом и комициями40.  Однако,   когда встал вопрос  об управлении, да ещё  фактически  единоличном,  огромной  державой,  следовало подумать о более широкой базе. Видимо,  именно  в  этом  аспекте  и  следует рассматривать политику Цезаря по отношению к армии,  его  колонизационную  и гражданско-правовую  политику  и  политику  милосердия.  Фактическая  власть Цезаря  основывалась  на  его  армии,  на  десятках  тысяч  его   ветеранов, получавших  земельные  наделы  в  провинциях  и  в  Италии,   на   поддержке всадничества,  на  симпатиях  городского   плебса.   Всякая   организованная оппозиция была сломлена, что тоже являлось одной из  предпосылок  диктатуры. Что же касается юридического обоснования власти Цезаря, то здесь он  шёл  по стопам  Суллы  как  с  точки  зрения  «правовых»   основ   диктатуры   (идея верховенства народа), так и в смысле конкретного  её  оформления41. Подводя итог, следует ещё раз указать на то, что диктатура Цезаря  носила чисто римский характер, она выросла из  предшествующего  развития  элементов авторитарной власти. Это в  свою  очередь  вызвало  качественный  перелом  в сторону римской  монархии  (её  специфическая  форма),  сохраняющей  элемент дуализма. Диктатура была основой власти Цезаря,  но  вовсе  не  единственной его  властью,  поскольку  именно  он  занимал   достаточно   республиканских должностей.  Таким  образом,  монархическая  по   существу   власть   Цезаря, юридически возникла из сосредоточения в  его  особе  высших  республиканских магистратур. 

Глава III 

Внутренняя  политика и внешнеполитические планы  диктатора. 

Изучение  внутренней  и  внешней  политики  Цезаря  является  чрезвычайно

важным, поскольку только так можно проследить, на какие социальные  силы  он стремился опереться и находил в них поддержку. Прежде всего, в  его  внутриполитической  и  реформаторской  деятельности поражает необычайная интенсивность и размах деятельности сразу  после  битвы при Тапсе (6 апреля 46 г.до н.э.).  После  триумфа  Цезарь  приступил  к  реализации одной из важнейших задач  –  к  наделению  ветеранов  землёй,  причём  когда вставал вопрос о неотчуждаемости участков, руководствовался,  видимо,  своим же аграрным законом 59 г. до н.э.42. Первым аграрным законом  Цезаря  предполагался раздел государственных земель, а также покупка  земли  за  счёт  средств  от податей с новых провинций и военной добычи Помпея, но лишь у лиц,  согласных продавать её  по  цене,  установленной  при  составлении  цензовых  списков. Земельные наделы, которые могли быть получены по этому закону,  нельзя  было отчуждать в течение 20 лет. Вторым аграрным законом,  принятым  позже,  «под раздел подпадали теперь  земли,  изъятие  которых  специально  оговаривалось первым  законом.  При  наделении  землёй   предпочтение   отдавалось   отцам семейств, имевших трёх и более детей»43. Цезарь основал много колоний своих ветеранов в провинциях. Были  основаны колонии на месте  Карфагена  и  Коринфа,  они  появились  в  Испании,  южной Галлии,  Македонии  и  даже  на  южном  побережье   Понта44. Колонизация провинций была обусловлена как недостатком свободной земли в Италии,  так  и стремлением Цезаря к романизации провинций.  Именно  Цезарь  начал  политику предоставления  римского  гражданства  целым  провинциям.  В  49  г. до н.э.  права гражданства  получили  жители  Транспаданской   Галлии   и   испанского   г. Гадеса. Развитие  новой  провинциальной  политики   началась  именно  с

Цезаря.

   В области налоговой политики также были внесены  существенные  изменения: во многих провинциях сбор прямых налогов был отнят у  публиканов  и  передан общинам под наблюдением агентов Цезаря. Откупная система  осталась,  главным образом, для сбора  таможенных  пошлин,  арендной  платы  с  государственных земель и т.п. Многие общины вообще освобождались от налогов,  полностью  или частично. Провинциальных наместников Цезарь лишил  военной  власти,  оставив им только суд и гражданскую администрацию  под  своим  контролем. Во главе провинциальных войск стояли легаты Цезаря в звании претора45.

  Законом  Цезаря  о  провинциях, в котором   управление   консульскими    провинциями ограничивалось двухгодичным сроком, а преторскими – одногодичными.

   Далёкий от того, чтобы проводить кассацию долгов, Цезарь, тем не менее, в

47 г. до н.э. принял меры к урегулированию долгового вопроса.  Правила,  касающиеся оценки  имущества  по  ценам,  существовавшим  до  гражданской войны,  были восстановлены, а, кроме  того,  было  определено,  что  проценты,  внесённые заимодавцу, засчитывались в  счёт  долга,  таким  образом  кредиторы  теряли около четверти отданных под рост денег, что, несомненно, было  чувствительно для римских ростовщиков. Так же Цезарь установил,  что  те  жители,  которые платили в год 2 тыс. сестерциев, а в городах Италии – менее  500  сестерциев за квартиру, освобождались от долгов по квартирной  плате  за  один  год.  К этому нужно добавить щедрые раздачи и зрелища. Сверх десяти модиев  хлеба и десяти  фунтов  масла,  получаемых  регулярно  бедными гражданами,   Цезарь распределил  между  плебеями  по  300  сестерциев,  прибавив  ещё  сотню  за промедление  во  времени  раздач.  Зрелища,  данные  им  народу,  отличались разнообразием и пышностью46. Эти мероприятия, конечно, не могли  разрешить ни долговой, ни квартирный вопрос, но они  поддерживали  в  массах  иллюзию, что Цезарь является защитником римской бедноты. Впоследствии к  таким  мерам часто  прибегали  римские  императоры.  Плебс  сохранял   ещё   политическое влияние, но не мог  уже  оказать  поддержку,  которая  могла  бы  обеспечить

политическую  власть их вождю. Но при этом  Цезарь  проводит,  причём  весьма энергично, ограничение контингента лиц, получающих хлеб, снизив  его  с  320 тысяч до 150 тысяч человек47. В качестве верховного жреца Цезарь издал эдикт о роспуске восстановленных Клодием религиозных коллегий  (за  исключением  древнейших),  поскольку  эти коллегии  издавна  были  средоточением  плебса  и  очагами   демократической агитации»48. Цезарю   принадлежат   попытки   упорядочить   и   ускорить судопроизводство49, а также восстановить твёрдый порядок в смысле  соблюдения сроков при отправлении магистратур. Был проведён  закон,  по  которому  суды снова должны были  состоять  лишь  из  сенаторов  и  всадников. Поэтому демократические  круги  имели  все  основания  быть  недовольными   Цезарем-диктатором. Не меньше  недовольства  проявляли  и  всадники.  Провинциальная политика   Цезаря,   особенно   ограничения   откупной   системы,    нанесла чувствительный урон по их интересам. К этому добавился экономический  кризис 40-х годов,  деловая жизнь слабела,  в чём обвиняли  Цезаря50. Таким образом, в 40-х гг. до н.э. наметилось некоторое сужение той социальной  базы,  на которую опирался Цезарь. В качестве носителя  цензорских  полномочий  он  произвёл  пополнение сената. При этом в состав сената были приняты  не  только  проскрибированные при Сулле, но и те, кто был лишён звания цензорами или осуждён в своё  время по обвинению в подкупе. Число сенаторов было доведено  до  900  человек51. Нельзя говорить  при  этом,  что  Цезарь  ставил   целью  поднять  авторитет сената, наоборот, скорее, стремился всячески ослабить  его,  сведя  до  роли государственного совета, т.е. совещательного органа при себе. С  увеличением

количества  сенаторов было связано и увеличение числа должностных лиц.  Число квесторов с 20 было доведено до 40, эдилов – с 4 до 6, преторов  –  с  8  до 1652. Тем более, что как раз по отношению к квесторам, эдилам  и  преторам

Цезарь  получил право «рекомендовать»  народу, т.е. просто назначать  половину магистратов.  Также  одной  из  целей  увеличения  числа  магистратур  можно назвать стремление диктатора  в  короткий  срок  удовлетворить  массу  своих сторонников, а для  верхушки  нужны  были  только  магистратуры  и  места  в сенате.

   Видимо, к середине 44 г. до н.э. диктатор  планировал  грандиозный поход против парфян и гетов. На Балканах была собрана огромная армия.  Поход  преследовал несколько  целей.  Большая   война   должна  была   завершить   объединение государства. Парфия была  единственной  державой,  противостоящей  Риму,  и, вероятно, Цезарь мечтал о  мировой  державе  и  покорении  ойкумены. В марте 44 г. он должен был уехать из Рима и начать кампанию. В связи  с  этим походом в обществе усиленно ходили слухи о  том,  что  в  Сивиллиных  книгах есть предсказание о том, что победить парфян может  только  царь53, чего никак не могло одобрять римское общество и республиканские  силы.  Вероятно, толчком к заговору также послужило назначение Цезаря постоянным  диктатором, окончательно разрушившее иллюзии  относительно  реставрации  республики.

   15 марта 44 г. было назначено заседание сената. Ходили слухи, что Цезарю  дадут титул царя. Испуганный дурными знаменованиями, Цезарь колебался: идти ему  в сенат или нет, однако заговорщики прислали Децима Брута, который  сумел  его уговорить54. Когда диктатор вошёл в курию,  его  окружили  заговорщики.  Каска нанёс первый удар, и заговорщики накинулись на него с мечами, спрятанными  в тогах.  На  теле  Цезаря  обнаружили  23   раны,   но   только   одна   была смертельна55.

   В заключение стоит сказать, что во внутренней политике Цезарь в  основном

преследовал три цели: усиление своей личной  партии,  общую  стабилизацию  и решение проблем  по  трансформации  Рима  в  империю.  Среди  реформ  Цезаря особенно  важное   и   прогрессивное   значение   имели   его   мероприятия, направленные к упорядочению  провинциального управления.  Как раз в этой области, более чем в какой-нибудь другой, Цезарь заложил  фундамент  будущей империи. Диктатура  Цезаря  обозначала  перелом  в  борьбе  новых  тенденций территориальной    монархии    и    тенденции    консервативной, полисно-республиканской. Цезарь последовательно  проводил  эту  линию,  после  чего сохранение старой республики стало невозможным.  Вероятно,  действия  Цезаря не могли быть иными, и это определило его судьбу. 

Заключение 

Нет сомнений в том, что Цезарь – одна из главных  фигур  истории  Древнего

Рима,  поскольку  именно  он  сумел  осуществить  переход  от  демократии  к

монархии  не только на уровне своей личности, но государства в целом.

   Цезарь постепенно собирал политическую власть в своих руках.  В  60е  гг. до н.э.  участие Цезаря на ранних этапах  заговора  Катилины  вообще   заставило  его отойти на некоторое время от политических дел. Однако, в свою  очередь,  это в некоторой степени сблизило его с Помпеем и Крассом, с кем Цезарь в  60  г. до н.э. «создали» первый триумвират, в котором он не играл  первой  роли,  она  была отдана Помпею, хотя  и  тот,  и  другой  стремились  к  единоличной  власти. Поэтому очевидно, что их коалиция была не  долгой.  Возвышение  Цезаря  было очень стремительным. Консульство сделало Цезаря одним  из  первых  политиков республики, но он мог потерять власть после  окончания  срока  магистратуры. Поэтому было необходимо закрепить положение, получив Галльские провинции. Так, с 58 по  56  г. до н.э. Цезарь  вёл войны в Галлии,  итогом  которых  стало присоединение всей территории между Альпами, Рейном и Пиренеями  к  Риму.  К тому же эти победы дали Цезарю главное  - любовь римского  народа.  Но  срок наместничества кончался, а согласно лукскому соглашению  триумвиров,  Цезарь выдвигал свою кандидатуру в консулы через 10 месяцев. Поскольку и Помпей,  и Цезарь стремились  к  единоличной  власти,  но  первый  представлял  меньшую опасность для  сенаторов,  поэтому  они  пошли  на  союз  с  Помпеем.  Накал внутриполитической обстановки перерос в гражданскую войну, в которой  Цезарь одержал победу, что сделало его самым сильным  политиком Рима.  Гражданская война  привела  к   обострению   социальной  борьбе   и   поставила   перед господствующими классами вопрос  о  военной  диктатуре,  а  самой  вероятной фигурой  для  этого  был  Цезарь.  Диктатура Цезаря  носила  чисто римский характер, она выросла из  предшествующего  развития  элементов  авторитарной власти. Таким образом, правомерно говорить, что  монархическая  по  существу власть Цезаря юридически возникла  из  сосредоточения  в  его  особе  высших республиканских  магистратур.  Став   диктатором,   Цезарь   во   внутренней

политике, в основном, преследовал три цели: усиление  своей  личной  партии,

общую стабилизацию и решение проблем  по трансформации Рима в империю.

Информация о работе Цезарь - политик и человек