Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Невозможно изучать политику, не выясняя, как она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.

Содержание

1.Введение
2.Личность – главный творец политики
3.Ценность личности в политике
4.Человек, как субъект политики
5.Политическое поведение личности
5.1 Классификация типов личности
5.2 Факторы политического поведения личности
6.Политическая социализация личности
7.Права и свободы человека и гражданина
8.Личность и политика в России
9.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр. работа политология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

      1. Введение………………………………………….…………. …2
      2. Личность – главный творец политики……………………. .…2
      3. Ценность личности в политике……………………………..…3
      4. Человек, как субъект политики……………………………..…3
      5. Политическое поведение личности.…………………...…...….7

        5.1 Классификация типов личности………………………..…7

        5.2 Факторы политического поведения личности……..….…8

      1. Политическая социализация личности…………………….….9
      2. Права и свободы человека и гражданина……………………11
      3. Личность и политика в России……………………………….13
      4. Список литературы……………………………………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Невозможно  изучать политику, не выясняя, как  она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.

  Личность  и политика существовали не всегда. В первоначальном состоянии человеческого  общества индивид составлял органическую часть социального целого, ничем не отличался от себе подобных со стороны социальных качеств, и поэтому не представлял собой личности. Это был человек рода, племени, не обладающий даже  собственным именем. Общественная жизнь его регулировалась обычаями, ритуалами, традициями, а не политическими или правовыми нормами.

  В своей книге политолог Лавриненко В.Н. пишет: «С развитием экономики, появлением прибавочного продукта, индивидуального разделения труда и частной собственности возникает социальная индивидуальность -  личность со специфическими интересами и целями. Одновременно происходит и дефференциация общественной жизни. Возникает политика, специфика и основная роль которой – согласовать разнообразные интересы и цели отдельных частных лиц и групп в обществе и тем самым обеспечить потребности суверенной личности и целостность общества». [Лавриненко В.Н., 2002, 393] 

  Личность  – главный творец политики.

  «Среди  участников политических отношений  центральное место занимает личность. Она играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он – главная фигура на политической сцене». [Матузов Н.И., 1994, 23] Однако, и сама политика, в свою очередь, творит личность. Личность, таким образом, является одновременно и субъектом, и объектом политики.

    Степень политической активности  отдельных личностей различна. Но  совершенно отстраниться от политики не может никто. Главный вопрос политики – вопрос о власти, а в систему властных отношений вовлечен каждый гражданин. Взаимодействие личности и политики состоит в том, что чем меньше индивид участвует в политике в качестве ее субъекта, тем в большей степени он является ее объектом, тем больше имеется возможностей манипулировать  личностью со стороны других политических субъектов.

  Политолог ПереваловВ.Д. в своей книге пишет: «Личность, как субъект политических отношений, выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры,  а главное – в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо запрещенных законом. Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а так же пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». [Перевалов В.Д., 2002, 53] 

  Ценность  личности в политике.

  О личности, как социальной сущности человека высказываются самые разные суждения. Прежде всего, неодинаковы  взгляды на ценность личности.

В настоящее  время все большее распространение получают представления о том, что права и свободы человек имеет от рождения, а не получает их от общества или государства. Общество и государство должны только обеспечивать их реализацию. Каждая личность обладает самостоятельной ценностью, хотя реализовать себя может только в обществе.

  Такое представление является основой  индивидуализма как стремления реализовать  в обществе приоритет потребностей и интересов личности. Оно более  других соответствует извечной и  самой глубокой потребности личности в свободном развитии, а так же принципам гуманизма.

  Степень развития личности является, конечно, более глубоким и важным критерием истории человечества и другой страны, чем достижения науки и техники, экономики и культуры, чем смена правительств и политических систем, формаций и цивилизаций. В конечном счете, способность расширить свободу развития наибольшему количеству личностей представляется главным критерием политического прогресса.

  О значении личности в политике писатель – политолог Кривогуз И.П. пишет  так: «Любая личность, как устойчивая система социально-значимых черт характеризуется, по меньшей мере, своеобразием сочетания различных потребностей (биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых, экономических), способностей (мышления и действия, восприятия и реакции), эмоций (радости, печали, гнева), сознания (знаний, интересов, идейной ориентации, нравственности), деятельности (производственной, общественной) и места в обществе.

  Каждая  личность имеет оригинальную ценность. Но имеется возможность и необходимость сопоставлять масштабы личностей, их воздействие на других и их вклады в решение тех или иных общественных проблем. Более всего значение личности определяется  ее способностью самостоятельно принимать решения и ответственность за них. Одни неспособны решать даже простые собственные проблемы и пытаются уклониться от ответственности за свои поступки, а другие принимают решения не только за себя, но и за многих, и расплачиваются за них». [Кривогуз И.М., 1999, 59]

   

  Человек, как субъект политики.

  Человек становится субъектом политики в процессе освоения социально-политических функций и развития самосознания, т. е. осознания своей сущности и уникальности в качестве субъекта деятельности и индивидуальности, но не иначе как члена общества.

  Если  речь идет о политической активности коллективного, совокупного субъекта политики, то многие наблюдатели отмечают, что в современных условиях достаточно широкие слои народа не воспринимают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зрителей.

  Отвечая на вопрос, при каких условиях личность и народ могут быть действительным субъектом политики, нельзя не затронуть  проблему политической активности населения, его политическую культуру и сознание, что необходимо для правильного  понимания и оценки политической ситуации и критического восприятия попыток манипулирования их сознанием со стороны различных субъектов политики.

  Другим  фактором приобщения широких масс народа к политике являются условия, в которые  поставлены люди. Условия могут стимулировать политическую деятельность, могут подавлять ее и могут придавать ей определенную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в органы политической власти может быть организована по-разному, но именно через выборы избиратели влияют на власть. То же можно сказать и о системе непосредственной демократии — референдумах или об опросах, в ходе которых изучается общественное мнение по тем или иным политическим вопросам. Наряду с этими двумя группами условий есть и другие. К ним нельзя не отнести, например, менталитет народа, его традиционное отношение к власти и людям, власть осуществляющим.

  Одним из важнейших условий политической субъективности личности является ее взаимодействие с другими людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность или другие подобные акты. Человек, не обладающий властными правами и функциями, сам по себе субъектом быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны, но они малоэффективны. Поэтому люди, стремящиеся к политическому участию, объединяются в группы, партии, союзы, организуют совместные акции и осуществляют другие политические действия совместно с другими людьми.

  В роли совокупных коллективных субъектов  политики могут выступать социальные группы, обладающие способностью к  политическому целеполаганию. Основными  субъектами политики выступают большие  социальные общности — классы и  слои, народы, нации; средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному и корпоративному признаку.

  К последним со всей очевидностью следует  отнести политические элиты и  бюрократию, а также представителей теневой экономики и групп социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии или же в позитивном взаимодействии с другими социальными группами, но и вступает в конфликт либо сотрудничество с существующей политической властью.

  К категории совокупных субъектов  политики относятся также и социально-политические институты, которые обеспечивают возможность  как отдельным гражданам, так и социальным общностям упорядочение удовлетворять свои интересы в сфере политики. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Социальные институты представляют, прежде всего, системы учреждений, в которых определенные лица, назначенные или избранные членами социальных групп, получают полномочия для выполнения общих и безличных управленческих функций с целью удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, а также регулирования поведения других членов групп.

  Политические  институты — это учреждения или  система учреждений, организующих и  обслуживающих процесс осуществления  политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а  также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Такими институтами являются государство, политические партии и политизированные общественные движения.

  К наиболее общим функциям политических институтов относятся:

  • консолидация общества, социальных групп в целях реализации их коренных интересов посредством политической власти;
  • выработка политических программ, выражающих устремления этих социальных общностей, и организация их осуществления;
  • упорядочение и регулирование действий общностей в соответствии с политическими программами;
  • интеграция других социальных слоев и групп в поле общественных отношений, выражающих интересы и соответствующие устремления общности, создавшей институт;
  • защита и развитие системы общественных отношений, ценностей, соответствующих интересам представляемых общностей;
  • обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса на реализацию приоритетов и преимуществ соответствующих социальных сил.
 

  Политические  институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления. Этому аппарату свойственны разделение функций, служебная иерархия, а также определенный нормативно фиксированный статус.

  Каждый  институт как субъект политики реализует  политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных  уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

  Совокупные  субъекты играют определяющую роль в  политическом процессе, тем не менее, первичным субъектом политики, ее “атомом”, несомненно, является индивид, личность. В нашей политической практике личность не всегда признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъектов, прежде всего, выступали народные массы, политические общности, объединения. Личность, как правило, могла участвовать в политической жизни в качестве члена официальных структур с определенной регламентацией политических функций. Однако на самом деле именно потребности каждого конкретного человека, его ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”, движущим началом социально-политической активности народных масс, наций, этнических групп и других общностей, а также организаций и институтов, выражающих их интересы. Статус субъекта политики не имманентен, он не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности.

Информация о работе Человек и политика