Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Невозможно изучать политику, не выясняя, как она воздействует на развитие личности, и как личность воздействует на политику. В соответствии с великим принципом гуманизма – «человек – мера всех вещей» политику следует рассматривать в человеческом измерении, примерять ее к потребностям, интересам и возможностям личности.

Содержание

1.Введение
2.Личность – главный творец политики
3.Ценность личности в политике
4.Человек, как субъект политики
5.Политическое поведение личности
5.1 Классификация типов личности
5.2 Факторы политического поведения личности
6.Политическая социализация личности
7.Права и свободы человека и гражданина
8.Личность и политика в России
9.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр. работа политология.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

  Права и свободы человека и гражданина.

  Права человека — это естественные, неотчуждаемые  права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности и др.

  Права гражданина, напротив, связаны с  фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Эти права личности как члена политического сообщества связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (бесплатное обучение, медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в нашей стране.

  Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства. Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. К числу политических прав относится свобода мысли, слова, печати или свобода выражения мнений. Это означает отсутствие цензуры. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о СМИ он несет ответственность.

  Почти во всех конституциях говорится о  свободе объединения в политические партии, профессиональные организации  и иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят  о роли партий, устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Детально положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях и об акционерных обществах.

  Право на объединение реализуется также  путем создания и деятельности общественных учреждений, которые не имеют членства. Общественные объединения создаются  явочным порядком, предварительного разрешения на это не требуется. Однако организации, имеющие свои уставы, должны зарегистрироваться.

  Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов и демонстраций.

  Промежуточное место между политическими и  личными правами занимает право  граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифицированной государственной службе с ее чинами и рангами. К государственной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народных заседателей.

В отличие  от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права  и свободы определяют положение  личности как таковой. К их числу  относится, прежде всего, право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей.

  Важнейшие права личности — свобода и  личная неприкосновенность, физическая и психическая. Лишение свободы  опять-таки возможно лишь по приговору  суда. Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур.

  Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица.

  Конституции всех стран провозглашают свободу  совести. Это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль; запрещается дискриминация на религиозной основе.

  Неприкосновенность  жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних  возможен только с разрешения хозяина.

  Кроме того, конституционными правами личности являются тайна переписки и свобода передвижения.

  Кроме прав у гражданина существуют и обязанности. Установленные конституциями основные обязанности могут относиться одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся следующие обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин не может ссылаться на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, согласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране).

  Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины (всеобщая воинская повинность). Гражданин обязан иметь основное общее образование (число необходимых классов школы может быть неодинаковым в разных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предусмотрено обязательное голосование) он должен участвовать в выборах. 

  Особую  роль в политической жизни страны играют политические лидеры. Это люди, выдвинувшиеся на позиции руководителя в масштабах политической организации  или всего общества благодаря личным качествам, поддержке сторонников и логике развития политического процесса.

Различные концепции политического лидерства, раскрывающие те или иные грани этого  сложного явления, сходятся в признании  значительного влияния личных качеств политических лидеров на политические процессы.

  Политический  лидер общенационального масштаба призван вносить объединяющее начало в политический процесс, способствовать общенациональной интеграции, выдвижению и реализации приоритетных целей  общественного развития, мобилизации масс для их достижения. От него ждут решительной защиты законности и порядка, социальной справедливости, обеспечения эффективности государственного управления.

  Общеизвестная классификация М.Вебера делит политических лидеров на традиционных (вожди племен, монархи), рационально-легитимных (т.е. разумно узаконенных, избранных демократическим путем) и харизматических, наделенных, по мнению масс, выдающимися качествами и способностью к руководству. Авторитет первых основан на обычае, традиции, вторых – на признании законности их избрания, третьих – на вере в особые качества руководителя. 

  Личности  и политика в России.

  Как и в других странах, в России взаимосвязь  личности и политики менялась на разных этапах истории.

  В России, в процессе трансформации политической системы, сменились режим и институты власти, элиты и система официальных политических ценностей, среди которых центральное место заняли демократические цели и ориентации. Гражданам пришлось учитьсяновой политической лексике, нормам. Россияне изменили и те модели политического  сознания и поведения, которые они усвоили в ходе становления личности. В данном случае, считает вице-президент Международной и Российской ассоциации политической науки Елена Шестопал, «происходит переделка того материала. Который был усвоен нами с детства, или процесс ресоциализации». [Шестопал Е.Б., 2000, 175]

  Процесс политической ресоциализации затронул буквально все социальные и возрастные, региональные и национальные группы. Отношение к новой демократической системе, ее институтам, лидерам и ценностям  сложилост очень по разному у мужчин и женщин, стариков и молодежи, людей образованных и малограмотных. Кто-то полностью подверг ревизии свои прежние взгляды и легко отказался от старых коммунистических стереотипов. В сознании других людей мучительно уживаются старые и новые представления. Третьи держаться за привычные догмы. 

  Сегодняшняя национальная и политическая реальность в России, с точки зрения участия личности в политике, совершенно иная, чем во времена образования российской государственности или советского строя. Появилось множество политических партий, движений, элит, лидеров. Средства массовой информации ежедневно доводят до своих потребителей множество политических позиций, мнений, концепций разного толка и направлений. Создается впечатление, что в обществе сложились самый широкий и подлинный демократизм и свободные СМИ.

  Однако, как считает Лавриненко В.Н., «при более серьезном подходе обнаруживается, что многие политические лидеры и элиты оказываются таковыми лишь номинально. В действительности за ними во многих случаях стоят небольшие группы по интересам в той или иной сфере общественной жизни. Что касается свободы известных СМИ, то в действительности они сегодня контролируются не в меньшей степени, чем прежде. Изменились лишь формы этого контроля. На смену контролю идеологическому и партийному пришел контроль экономическими средствами в интересах конкретных государственных, политических, финансовых и других групп». [Лавриненко В.Н., 2002, 405]

  Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что в нашей стране в настоящее время происходит отчуждение личности от политики, которое приобретает целостный характер, затрагивает не только практическую политическую жизнь личности, но и ее сознание, в том числе и политическую психологию. Поэтому сегодня перед государством и правительством стоят не только экономические и практически-политические задачи, но и психолого-политические проблемы. Государство и власти на деле должны доказать, что способны служить интересам всего общества и отдельной личности, что они заинтересованы в развитии ее политической активности, в превращении человека из объекта политики в ее главный субъект. Без этого нельзя создать ни гражданского общества, ни правового государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы.

  1. Лавриненко В.Н. «Политология», Учебник для вузов, М.:, «Юнити-Дана», 2002г.
  2. Кривогуз И.М., «Политология», Учебник для высших учебных заведений, М., «Владос», 1999г.
  3. Перевалов В.Д., «Политология», Учебник для вузов, «Норма», 2002г.
  4. Матузов Н.И., «Личность, политика, право. Теория политики», Саратов, 1994г.
  5. Шестопал Е.Б., «Психологический профиль российской политики 1990-х», М.: РОССПЭН, 2000г.

                    
 
 
 
 


Информация о работе Человек и политика