Цезарь - политик и человек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

«Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков, как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю1…», - так С.Л. Утченко начинает свою книгу «Юлий Цезарь».

Содержание

Оглавление
стр.
Введение 3
Глава I. Человек и государственный деятель 8
Глава II. Политическая борьба и характер власти 15
Глава III. Внутренняя политика и внешнеполитические 23
планы диктатора.
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

писанина курсовой.docx

— 96.55 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Оглавление

                                                                                                стр.

 Введение                                                                                  3

Глава I. Человек и государственный деятель                       8 

Глава II. Политическая борьба и характер  власти               15

Глава III. Внутренняя политика и внешнеполитические     23

                планы диктатора.

 Заключение                                                                              27

Список  использованной литературы                                     29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    «Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не тускнеет от времени, чья слава переживает века. Выдающийся полководец, не менее выдающийся государственный деятель, разносторонний гений – таков, как будто никем не оспариваемый приговор ряда поколений. В обрамлении таких эпитетов, в блеске таких оценок Цезарь вошёл в историю1…», - так С.Л. Утченко начинает свою книгу «Юлий  Цезарь».

    Действительно, римский диктатор Юлий Цезарь стал одним из наиболее известных деятелей всемирной истории, чьё имя обычно связывают с понятиями о великом человеке, полководце и политике. Военно-политическая и литературная деятельность Цезаря, его незаурядные способности, наконец, его яркая персона притягивали и притягивают историков.

    Актуальность данной темы обуславливается неординарностью личности Цезаря, тем, что именно его правомерно будет, называть ключевой фигурой в истории Рима. Тем, что он запомнился до наших дней. Его имя стало не только именем собственным, но и нарицательным. Многие народы использовали слово “Цезарь”, конечно в разных интерпретациях,  например, титул русских царей тоже происходит от слова “Цезарь”. Он связан с Восточной Римской империей, Византией и содержит в себе претензии на Константинополь. В последующем имя человека стало политическим понятием. Это новое слово даёт понять о том, чего до сих пор не было, но оно и не является  обозначением ранга, как, например, король, консул и другие титулы правителей. Цезарь не учил этому новому, он так же не руководил им, как это делали те, кто после него унаследовал его имя. Цезарь был тем, что впредь будет называться его именем. В личности Цезаря, в его существовании родилась идея и форма власти, которая два тысячелетия казалась максимумом, чего мог достичь человек.

    В Цезаре было всё: твёрдый  ум, решительность, сила воли, льстивость, тяга к новому, единоличному, что  как раз было необходимо для  римского двора того времени.  Путь Цезаря к власти был  слишком долгим, а пребывание  у власти слишком коротким. В  принципе невозможно  различить  хотел ли он этой власти, или  она была послана ему судьбой.  Путь, проделанный им, был такой  осмысленный, это было выражением  его властного характера, врождённым  величием и достоинством, составляющее  сущность природы этого выдающегося  деятеля. Его активность и смелость  поражают. Слава человека пережила  века!

    Историю Юлия Цезаря изучали и излагали ещё в древности, не забыт был он и в средние века. В новое время цезарю уделяли внимание не только истории, но и философы ( Бэкон, Монтень ) и писатели ( Шекспир). При этом сторонники просвещённого абсолютизма оценивали Цезаря весьма высоко, а идеологи Французской революции XVIII века считали его тираном и поработителем.

    Из многочисленных работ прошлого  века до сих пор сохраняет  своё значение “История Рима”  Моммзена, в которой фигура Юлия  Цезаря занимает центральное  место. Историк характеризует  его как гениального государственного  деятеля и полтика.

   В книге В.Дурова говорится, о том, что монархические тенденции политики Цезаря ни у кого в Риме не вызывали сомнения. Признаки того, что этот политический деятель стремится стать монархом, были на лицо. Цезарь не скрывал, что считает государственный строй республики не только устаревшим, но и попросту мёртвым2

    Вначале XX в. приобрели популярность теории о стремлении Цезаря основать в Риме эллинистическую монархию, о заимствовании им традиций греческого Востока. Одним из первых такую версию выдвинул известный немецкий антиковед Эдуард Мейер в своей популярной монографии «Монархия Цезаря и принципат Помпея» (1918). А вот Р.Сайм в книге “Римская революция” как раз опровергает мнение  о стремлении Цезаря создать эллинистическую монархию. Он мог вполне удовлетвориться и диктатурой, считает Сайм.

    Литература о Цезаре велика, концепции  самые разные. Большое число работ  посвятили этой проблеме французские  исследователи, особенно роялистского  и бонапартистского направлений. 

    Значительное влияние на историографию  в новое время оказали немецкие  историки ( Друманн, Мейер и особенно  Моммзен). В английской литературе, в “Кембрижской древней истории” тоже есть статьи о Юлии Цезаре. В итальянской историографии периода фашизма Цезарь изображался “великим итальянцем”, создателем империи.

    Определенный вклад в изучение  проблемы цезаризма внесли русские   и советские историки (Р. Виппер, С. Утченко, С. Ковалев, В. Сергеев, Н. Машкин).

    Как видно из краткого обзора историографии, проблема роли Цезаря в истории цивилизации достаточно дискуссионная. Чтобы сделать самостоятельные выводы о Цезаре, необходимо обратиться к фактам и проследить основные этапы его военно-политической деятельности.

    Цель данной работы – показать, каков был Цезарь как личность и государственный деятель, а также, проследить, как Цезарь достиг пика власти в  Древнем Риме и сумел изменить его государственный строй. В рамках цели изучить поставленные задачи, т.е. рассмотреть,  как  и  когда  Цезарь сосредотачивал  в  своих  руках  политическую  власть,   как   ему   удалось достигнуть единоличной власти, определить характер  его  власти,  проследить изменения социальной опоры Цезаря. Осветить личностные качества. 

    Большой интерес и значение  для оценки личности Цезаря представляет его биография написанная Плутархом. Плутарх из Херонеи ( род. до 50 – умер после 120 гг. н.э.) – греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало её практическое приложение. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодёжь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода “частную академию”, в которой играл роль наставника и лектора. Плутарх  не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Желая обрисовать  деяния своих героев, Плутарх использовал доступный ему исторический материал, с которым он обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его, прежде всего, интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, Плутарх охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечил авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии Плутарха имеют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Во время пребывания в Риме Плутарх создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков, и лишь в поздний период он написал своё важнейшее произведение “Сравнительные жизнеописания”. Это были биографии вдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые из этих  пар составлены удачно, как например мифические основатели Афин и Рима – Тесей и Ромул, первые законодатели – Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди – Александр и Цезарь.

    Перевод  “сравнительных жизнеописаний”  впервые вышел в серии “Литературные  памятники” в 1961-1964 гг. ( т. 1 подг. С.П. Маркиш и С.И. Соболевский;  т. 2 подг. М.Е. Грабарь-Пассек и  С.П. Маркиш;  т. 3 подг. С.П. Маркиш). Это был третий полный перевод “Жизнеописаний”  на русском языке. Первым были “Плутарховы Сравнительные жизнеописания славных мужей/ Пер. с греч. С.Дестунисом”. С.П.б., 1814-1821. Т. 1-13; вторым – “Плутарх. Сравнительные жизнеописания/ С греч. пер. В. Алексеев, с введением и примечаниями”. С.П.б.; Изд. А.С. Суворина, Б.г. Т. 1-9.”

    Также обширные сведения о  Цезаре мы можем почерпнуть  из произведения Светония  “Жизнь  двенадцати цезарей”.

    Гай Светоний Транквилл, римский  историк и писатель. Родился приблизительно вначале 70-х г. н.э., вероятно в семье патрициев. При императоре Адриане являлся управляющим римскими библиотеками и хранителем архива (чем он воспользовался для создания своих учёных работ3), также был советником императора по культурным вопросам. Автор многих недошедших сочинений энциклопедического характера, посвящённые жизни и культуре Римской империи. Как и Плутарх, Светоний использовал в своих жизнеописаниях слухи и сплетни, но это не умаляет его талант и информационное наполнение его работ. Даже в наше время его описания вызывают живой интерес у читателей, т.к. он жил и работал всего лишь через 150 лет после смерти Цезаря.

    Светонию не повезло во мнении  филологов и историков. Как  историка его всегда заслонял  Тацит, как биографа – Плутарх.  Сравнение было для него слишком  не выгодно. Можно сказать,  Светоний лишен понимания истории:  образы императоров он показывает  нам в отрыве от исторического  фона, и повествуя  мелочи их  частной жизни, не всегда, упоминая  о действительно важных исторических  событиях. Но многие современные  историографы не правильно оценивают  Светония, сравнивая его с Тацитом и Плутархом, т.к. каждый из этих трёх авторов преследовал свои собственные задачи и по задачам выбирал свои средства.  Тематическое разнообразие сочинений Светония озадачивало исследователей. Неожиданно оказывалось, что историк Светоний был вовсе не историком,   а писателем-энциклопедистом, антикваром, которого равно занимали биографии писателей и биографии  гетер, римские магистратуры и греческие ругательства, теории Цицерона и телесные недостатки. Жизнеописания двенадцати цезарей представились лишь случайной областью упражнения такой учёной любознательности, для которой обжорство Вителлия и походы Цезаря имели одинаковый исторический интерес.  Никаких откликов на современность от такого писателя не приходилось ожидать. Светоний хотел не объяснить, а только оценить события. Если Плутарх стремился свести дурное и хорошее в личности императоров в диалектическое единство, то Светоний,  напротив, стремился   разделить, разграничить дурное от хорошего как можно четче, разложить их на разные чаши весов и посмотреть, какая чаша перетянет.

    Такова задача, и таков подход Светония: оценка вместо объяснения, россыпь фактов вместо связи событий, занимательность вместо поучительности. Кроме того, подробности частной жизни императора, конечно, позволяли придать повествованию ту занимательность, которой так дорожил Светоний. О любовных приключениях Цезаря он пишет подробнее, чем о завоевании Галлии.

   К сожалению, по общему обычаю античных авторов. Он избегает прямых указаний на источники: он называет их только тогда, когда не хочет брать на себя ответственность за переделываемые сведения, или когда вопрос является спорным. 

    “Светоний не был ни глубоким мыслителем, ни гениальным художником. Но он бы достаточно чуток, чтобы уловить требования своего времени, и достаточно умен и смел, чтобы найти для своего отклика лучшую из возможных форм. Поэтому его книга “Жизнь двенадцати цезарей” в равной мере осталась ценнейшим литературным памятником как для эпохи, описываемой в ней, так и для эпохи писавшего4”- так описывает Светония М. Гаспаров. 

    "Жизнь двенадцати цезарей"  пользовалась большой популярностью  в средние века и сохранилась  во многих рукописях. Все они, в конечном счете, восходят к единственной античной рукописи, которая пережила "темные века" варварских нашествий и была в распоряжения придворной "академии" Карла Великого. По этой рукописи знакомился со Светонием Эйнхард, когда около 818 г. писал свою работу "Жизнь Карла Великого", старательно воспроизводящую светониевские биографические схемы. Потом эта рукопись хранилась "в знаменитом аббатстве св. Бонифация в Фульде, и с нее делались списки. Сохранилось любопытное письмо, написанное в 844 г. известным любителем и собирателем классиков Серватом Лупом, аббатом Ферье, к Маркварду, аббату Прюма, где он просит раздобыть для него из Фульды рукопись Светония для переписки и прислать "с самым надежным посыльным". Ни Фульдская рукопись, ни первые списки с нее до нас не дошли; однако уже в этом тексте, по-видимому, исчезло деление на 8 книг и было потеряно начало сочинения, известное еще Иоанну Лидийцу в VI в.

   Первыми печатными изданиями Светония считаются два римских издания 1470 г. и венецианское 1471 г.. В основе их лежали поздние, несовершенные рукописи; текст их перепечатывался из издания в издание более ста лет, обрастая конъектурами и комментариями талантливых редакторов: Сабеллика (Венеция, 1490), Бероальда (Болонья, 1493 и 1506), Эразма (Базель, 1518), Стефана (Париж, 1543), Казобона (Женева, 1595). В 1564 г. Турнеб впервые опубликовал ряд чтений cod. Memmianus, а в 1610 г. Казобон впервые использовал эту рукопись в своем втором (парижском) издании Светония; с этих пор издатели опираются почти исключительно на эту рукопись и на работы первых комментаторов (Гревий и Гроновий в XVII в., Бурманн, Эрнести и Удендорп в XVIII в.). Критическое издание на основе научного сопоставления рукописей задумывал еще Бентли в XVIII в.; впервые осуществил его К. Л. Рот в 1858 г., за которым в значительной мере, следуют все позднейшие издания и исследования.

Информация о работе Цезарь - политик и человек