Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание

Понятие «учетная политика» пришло к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991 году, что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определить политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии [13, c.9].
Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере, а затем в фермерских хозяйствах.
Термин «учетная политика» прочно вошел в бухгалтерский лексикон и практику в 1992 году с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.1992 №10.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности субъектов в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается, в основном, в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета субъекты самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается хозяйствующими субъектами, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..4
1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……..6
2. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ…………..…..10
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………..14
4. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ……………………….……………………………...…...……………22
4.1. Общие требования и структура………………………………..……….22
4.2. Методика налогового учета….…………………………………………23
4.3. План счетов………………….…………………………………………..25
4.4. Технология обработки учетной информации…………………………26
4.5. Первичные документы и документооборот……………………..…….27
4.6. Инвентаризация…………………………………………………………29
4.7. Основные средства……………………………..……………………….30
4.8. Доходы и расходы: порядок признания……………………………….36
5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»………………..…...……..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……43
Приложение А…………………………………………………………….….45
Приложение Б…………………………………………………………….….46
Приложение В…………………………………………………………….….47
Приложение Г…………………………………………………………….….48

Работа состоит из  1 файл

Учетная полит.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..4

     1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……..6

     2. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ…………..…..10

     3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………..14

     4. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ……………………….……………………………...…...……………22

     4.1. Общие требования и структура………………………………..……….22

     4.2. Методика налогового учета….…………………………………………23

     4.3. План счетов………………….…………………………………………..25

     4.4. Технология обработки учетной информации…………………………26

     4.5. Первичные документы и документооборот……………………..…….27

     4.6. Инвентаризация…………………………………………………………29

     4.7. Основные средства……………………………..……………………….30

     4.8. Доходы и расходы: порядок признания……………………………….36

     5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»………………..…...……..40

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………….……41

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……43

     Приложение  А…………………………………………………………….….45

     Приложение  Б…………………………………………………………….….46

     Приложение  В…………………………………………………………….….47

     Приложение Г…………………………………………………………….….48

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Понятие «учетная политика» пришло к нам  с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной  политики лишь в 1991 году, что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определить политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии [13, c.9].

     Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере, а  затем в фермерских хозяйствах.

     Термин  «учетная политика» прочно вошел  в бухгалтерский лексикон и практику в 1992 году с принятием Положения  о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного  приказом Минфина России от 20.03.1992 №10.

     С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и самостоятельности субъектов в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается, в основном, в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета субъекты самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

     Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается хозяйствующими субъектами, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

     Между тем, выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика субъекта является важным средством формирования величины основных показателей его деятельности, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности субъекта за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных субъектов.

     Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности.

 

  1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
 

     Под учетной политикой обычно понимают:

     -либо  совокупность способов учета, применяемых субъектом;

     -либо  документ, в котором содержится  описание подобной совокупности.

     В пункте 3 ст.5 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» говорится:

     Организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности [3].

     В том же значении термин употребляется  и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», в п.7 которого утверждается:

     При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов [8].

     В НК РФ сказано:

                     Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [2].

     В известном смысле существование учетной политики противоречит регламентации учета: если бы порядок учета был регламентирован полно и не допускал возможности выбора одного из нескольких альтернативных вариантов, учетная политика не понадобилась бы. Она нужна только тогда, когда, несмотря на нормативное регулирование правил учета, субъекты оказываются перед выбором, что учитывать, когда учитывать, каким образом учитывать. Возможность подобного выбора возникает, как правило, в следующих ситуациях:

     1. Согласно нормативной базе, на усмотрение субъекта предлагаются два или более варианта учета.

     Например, два варианта учета объектов лизинга (либо на балансе лизингополучателя, либо на балансе лизингодателя).

     2. Порядок учета какого-то объекта или какой-то хозяйственной операции (вообще или по большей части) не регламентирован. Отсутствие регламентации приводит к тому же, к чему и наличие нескольких допустимых вариантов: становится необходимым оговорить вариант, используемый субъектом. Отсутствие регламентации означает множественность вариантов: субъекты могут применять любой из изобретенных ими самостоятельно или позаимствованных из сторонних источников вариантов при условии, что эти варианты не противоречат более общим положениям учета (принципам).

     3. Порядок учета какого-то объекта или какой-то хозяйственной операции регламентирован, но при этом нормативная база противоречит самой себе. Действия бухгалтера при обнаружении в законодательстве противоречий нигде, естественно, не оговорены, но бухгалтеру следует помнить об учетной политике [13, с.16].

     4. Существуют расхождения между правилами бухгалтерского и налогового учета. Такие расхождения не приводят к учетной политике автоматически, но «провоцируют» ее появление – с введением в действие главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ они стали глубоки как никогда. Теперь даже имеются независимые друг от друга определения бухгалтерского и налогового учета.

     Согласно  п.1 ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском  учете»:

                      Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [3].

     Согласно  ст.313 НК РФ:

                     Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом [2].

     Если  правила бухгалтерского и налогового учета в чем-либо расходятся, то акцентирование внимания на подобных расхождениях становится обязательным даже в том случае, если и нормативная база бухгалтерского учета, и налоговое законодательством довольно определенны и убедительны.

     Назначение же учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких именно правил сформирована отчетность организации. Фактически учетная политика представляет собой текстовые пояснения к отчетности, служащие для уточнения применяемых организацией  способов учета и уплаты налогов.

     Наибольшее  влияние на формирование понятия  и регламентацию учетной политики оказали и продолжают оказывать  следующие документы:

     - Положение о бухгалтерском учете;

     - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

     - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

     - глава 25 «Налог на прибыль»  НК РФ.

     Первым  документом было введено и закреплено понятие бухгалтерской учетной политики; вторым документом закрепление установлено на законодательном уровне; третьим документов учетная политика была детализирована; четвертым документом введено понятие «налоговая учетная политика».

     Разумеется, перечисленными пунктами количество документов, регламентирующих учетную политику, не ограничивается – упоминания об учетной политике содержатся во множестве других нормативных документов и разъяснений.

 

  1. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ
 

     Круг  субъектов, составляющих учетную политику, совпадает с кругом субъектов  учета. Действительно, если учетная  политика характеризует совокупность способов учета, применяемых субъектом, следовательно каждый субъект учета вынужден заниматься учетной политикой.

     Под субъектом учета понимается юридическое лицо в целом. Согласно п.9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

                   Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения [8].

     Аналогичное правило действует в отношении налоговой учетной политики – согласно п.12 ст.167 НК РФ:

                  Учетная политика для целей налогообложения, принятия организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации [2].

     Порядок формирования учетной политики разными субъектами учета (например, занимающимися различными видами деятельности или имеющими разные организационно-правовые формы) может регламентироваться разными нормативными актами, поэтому, несмотря на то, что учетную политику разрабатывают практически все субъекты учета, требования к ней могут быть неодинаковыми.

Информация о работе Учетная политика