Учетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:18, курсовая работа

Описание

Понятие «учетная политика» пришло к нам с Запада. Российские бухгалтеры-практики узнали о существовании учетной политики лишь в 1991 году, что весьма показательно: сложно себе представить, чтобы во времена административно-плановой экономики кто-то, кроме членов ЦК КПСС, мог определить политику, пусть только для целей бухгалтерского учета и на отдельно взятом предприятии [13, c.9].
Сначала об учетной политике заговорили бухгалтеры, работающие в банковской сфере, а затем в фермерских хозяйствах.
Термин «учетная политика» прочно вошел в бухгалтерский лексикон и практику в 1992 году с принятием Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.1992 №10.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности субъектов в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается, в основном, в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета субъекты самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается хозяйствующими субъектами, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………………………..4
1. НАЗНАЧЕНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ……..6
2. СУБЪЕКТЫ, ИСПОЛНИТЕЛИ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ…………..…..10
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………..14
4. ВОПРОСЫ, НАХОДЯЩИЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ……………………….……………………………...…...……………22
4.1. Общие требования и структура………………………………..……….22
4.2. Методика налогового учета….…………………………………………23
4.3. План счетов………………….…………………………………………..25
4.4. Технология обработки учетной информации…………………………26
4.5. Первичные документы и документооборот……………………..…….27
4.6. Инвентаризация…………………………………………………………29
4.7. Основные средства……………………………..……………………….30
4.8. Доходы и расходы: порядок признания……………………………….36
5. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ООО «КОМФОРТ»………………..…...……..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...……43
Приложение А…………………………………………………………….….45
Приложение Б…………………………………………………………….….46
Приложение В…………………………………………………………….….47
Приложение Г…………………………………………………………….….48

Работа состоит из  1 файл

Учетная полит.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     - на основе налоговой декларации  по налогу на прибыль. При  этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль [11].

     Второй  способ – определение величины текущего налога на прибыль на основе налоговой  декларации – это не что иное, как возвращение к традиционному способу исчисления налога на прибыль, без использования ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», разве что с указанием налоговых активов и обязательств в качестве справочных величин. 

     4.3. План счетов 

     Создание  рабочего плана счетов, включая аналитические счета (аналитику), названо в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» одной из обязательных составных частей учетной политики. Это означает, что субъект учета должен на базе типового Плана счетов сформировать и в составе учетной политики утвердить так называемый рабочий план, т.е. тот, который он намерен использовать в практической деятельности.

     Напомним, что в Инструкции по применению Плана  счетов утверждается следующее:

               План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических  счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

     Для учета специфических операций организация  может по согласованию с Министерством  финансов Российской Федерации вводить  в План счетов бухгалтерского учета  дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

     Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организаций  исходя из требований управления организаций, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может  уточнять содержание приведенных в  Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

     Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

     В Инструкции после характеристики каждого  синтетического счета дана типовая  схема корреспонденции его с  другими синтетическими счетами. В  случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией [6, с.12].

     Обычно  организации пользуются типовым Планом счетов. Собственно, из Инструкции по его применению не следует, что при введении в План счетов синтетических или аналитических позиций субъект обязан утвердить их внутренним распоряжением, но в данном случае приоритет Федерального закона «О бухгалтерском учете» относительно Инструкции по применению Плана счетов не вызывает сомнения. Поэтому, даже применяя типовой План счетов, желательно отразить этот факт в учетной политике. 

     4.4.Технология обработки учетной информации 

     Технология  обработки учетной информации, упомянутая в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», представляет собой одну из важнейших составных частей учетной политики, хотя и наименее регламентированную. Только технология обработки учетной информации (не считая, конечно, трудовых ресурсов) определяет потенциал субъекта учета по полной и своевременной регистрации информации и получению выходной информации, фактически обусловливает порядок оформления первичных документов в частности и порядок документооборота в целом.

     Вообще  под технологией обработки учетной информации следует понимать два взаимосвязанных момента: форму учета и способ автоматизации.

     1. Форма учета представляет собой порядок регистрации и обработки учетной информации от внесения исходных данных в систему до формирования отчетных ведомостей. Обычно указывают на мемориально-ордерную, журнально-ордерную и автоматизированную формы учета, хотя две первые в результате повсеместного применения компьютеров уходят в прошлое. Если употребить терминологию теории информационных систем, можно сказать, что форма учета устанавливает способ обработки операционных данных: данные можно обрабатывать вручную, перенося из одной ведомости в другую, а можно занести в компьютерную базу данных, после чего обработка будет происходить автоматически по заранее введенным в систему алгоритмам.

     2. Способ автоматизации в первую очередь зависит от наименований используемых компьютерных программ.

     Каждая  бухгалтерская компьютерная программа  обладает неповторимыми особенностями, на которые бухгалтеру, хочет он этого или нет, приходится постоянно оглядываться [13, с.68]. 

     4.5.Первичные документы и документооборот 

     Учетная политика должна включать в себя описание форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы, а также форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

     Первичные документы (на бумажном носителе) –  непременный атрибут бухгалтерии, даже современной. Согласно п.1 и 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

     1.Все  хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

     2.Первичные  учетные документы принимаются  к учету, если они составлены  по форме, содержащей в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

     а) наименование документа;

     б) дату составления документа;

     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

     г) содержание хозяйственной операции;

     д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

     е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

     ж) личные подписи указанных лиц [3].

     Большинство субъектов учета пользуется типовыми формами первичных (бухгалтерских) документов, в учетной политике желательно отразить следующее:

     1. Указать, что организация пользуется типовыми формами первичных документов. Если типовые формы изменены или разработаны самостоятельно, необходимо перечислить эти документы с указанием их форм (расположения реквизитов).

     2. Раскрыть схему документооборота.

     3. Привести формы внутренней бухгалтерской отчетности (если таковые имеются). Что является документами внутренней бухгалтерской отчетности, в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» не поясняется. Вероятно, под ними имеется в виду документация, составляемая в управленческих целях.

     4. Указать степень секретности различных документов и меры по ее обеспечению.

     В силу п.4 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском  учете»:

                 Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

     Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации [3].

     Согласно  ст.313 НК РФ:

                 Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством [2].

     5. Прояснить порядок хранения документации (Приложение В). 

     4.6.Инвентаризация 

     Инвентаризация  – один из пунктов, обязательных для  отражения в учетной политике.

     Инвентаризация обычно проводится в тех случаях, когда эта процедура прямо предписана законодательством. Согласно п.2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:

                     Проведение инвентаризации обязательно:

     - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

     - при смене материально ответственных лиц;

     - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

     - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

     - при реорганизации или ликвидации организации;

     - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [3].

     Перед этим в Законе сообщается, что порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Это дает основание для описания порядка инвентаризации в учетной политике, поскольку инвентаризация может проводиться по решению руководителя организации, а от этого иногда зависит многое, хотя бы то, будут или не будут отражены в учете выявленные по результатам инвентаризации хищения и злоупотребления.

     Можно перечислить следующие характеризирующие инвентаризацию параметры, которые могут найти отражение в учетной политике:

  1. состав комиссии по инвентаризации;
  2. период проведения инвентаризации;
  3. перечень инвентаризуемых объектов;
  4. порядок оформления отклонений учетных данных от фактических;
  5. порядок регистрации и списания отклонений учетных данных от фактических.
 

         4.7.Основные средства 

     Учет  основных средств – один из наиболее сложных разделов бухгалтерского учета, подлежащий отражению в учетной  политике, в основном благодаря значительным расхождениям между правилами бухгалтерского и налогового учета.

     Начнем  с того, что, согласно правилам бухгалтерского и налогового учета, определения  основных средств не идентичны (Таблица 2).

     Таблица 2

     Определения понятия «основные средства»

     Бухгалтерский учет      Налоговый учет
     При принятии к бухгалтерскому учету  активов в качестве основных средств  необходимо единовременное выполнение следующих условий:

     а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

     б) использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

     в) организацией не предполагается последующая  перепродажа данных активов;

     г) способность приносить организации  экономические выгоды (доход) в будущем

     Под основными средствами понимается часть  имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 тыс.руб.
     Пункт 4 ПБУ 6/2001 «Учет основных средств»      Пункт 1 ст.257 НК РФ

Информация о работе Учетная политика